Обычно я никогда никого не рекламирую, да в принципе и сейчас не собираюсь этим заниматься. Но набрела я давеча на сайт одного художника исключительно по поводу его исторических работ.И меня они - работы в смысле заинтересовали. Вот - хочу поделится с вами.
Картина 1.
Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз
Художник Ильяс Файзуллин
холст, масло 440 х 245 см 2005 г.
На картине показаны разные этапы из истории Казанского ханства. Основное событие – взятие Казани войсками Ивана IV Грозного.
Событие происходит 2 октября 1552 года. Композиция состоит из двух основных групп. Слева: русские воины во главе с одним из военачальников. Справа: люди из казанского дворца (женщины, старики, дети), одетые в лучшие «преиспещреннейшие» одежды. Вышли навстречу русским воинам «ибо прельстися те на красоту их и живы они будут.
Повсюду на картине видны россыпи драгоценностей. «Когда войска русские ворвались в город, он был полон самой драгоценной добычи: злата, серебра, камней драгоценных, кипел соболями и иным великим богатством. Так, что все сбежались в крепость не для бранного боя, а за обильной добычей». Казанцы же тем временем воспользовались этим и, подтянув свои силы, пробовали возобновить бой и стали теснить русских. Русские, побросав добычу, бежали с криками: «Секут! Секут!». Но на помощь им был выслан резерв в 20 тыс. воинов. Казанцы были вынуждены отступить.
На среднем плане в центре происходит сражение, охватывающее длительный период взятия Казани: рушатся стены, слышны возгласы и крики, сплелись в схватке воины русские и казанские. Гибнут люди, падают замертво лошади. В небе — образ Ивана Грозного. Он распростер руки над городом. По его приказу происходит уничтожение людей и города.
Внизу в центре: царица Сююмбике и ее малолетний сын Утямыш – гирей. Они как бы взирают из московских палат на происходящий в Казани ужас. Будучи малоопытной в управлении государством, она поверила, что московский царь не станет вводить войска в Казань в случае пленения ее и сына и возведения на казанский престол его ставленника Шах-али. Она приносит себя и сына в жертву ради спасения государства. Ее увозят в так называемый «почетный плен». Решение это с ее стороны можно было бы назвать исключительно мудрым, имей она дело с нормальным цивилизованным противником. Увы! Она обманута. Вопреки своим обещаниям, через год после ее пленения, Иван Грозный завоевывает и уничтожает Казань.
Внизу слева — священник, благословляющий русских на бой.
Ему противостоит казанский священнослужитель с Кораном в руках (внизу справа). Надо отметить. Что в лицах на картине нет ненависти. Есть усталость. Отрешенность. Горе осознанных потерь. Война всегда чудовищна. Война – всегда горе и для мусульманского народа и для христиан.
Таково решение автора.
КАРТИНА НАПИСАНА НА ОСНОВЕ ГЛУБОКОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ. МЫСЛЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА ДОНОСИТ ДО НАС ТРАГИЧЕСКИЙ МОМЕНТ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.
В ПОДГОТОВКЕ ХОЛСТА К РАБОТЕ ХУДОЖНИК ПРИДЕРЖИВАЛСЯ ТРАДИЦИЙ МАСТЕРОВ ИТАЛЬЯНСКОЙ И ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ. ТВОРИВШИХ В ХVI - ХVII ВВ., ИСПОЛЬЗУЯ ТАКИЕ УНИКАЛЬНЫЕ В НАШИ ДНИ МАТЕРИАЛЫ. КАК ОСЕТРОВЫЙ КЛЕЙ, СВИНЦОВЫЕ БЕЛИЛА.
КАРТИНА ПРИОБРЕТЕНА ГОСУДАРСТВЕННЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Ну и сама картина Оборона Казани от войск Ивана Грозного. Апофеоз
[699x436]
и ее фрагменты Оборона казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор).
Эскиз к картине
[618x439]
Левая часть - так сказать, русская
[533x698]
середина - царица Сююмбике и ее малолетний сын Утямыш – гирей
[677x699]
[700x524]
Первый картон к картине к картине борона Казан и от войск Грозного
[700x460]
Фрагмент второго картона к картине
[699x499]