[661x699]
Традиционной науке до сих пор не известно, как и почему на разных континентах, в разных странах древние строители ушедших цивилизаций возводили почти одинаковые сооружения - пирамиды.
На полуострове Юкатан, среди холмистой сельвы - низкорослых латиноамериканских джунглей - скрыты исторические памятники народа майя. По уровню цивилизации его можно сравнить с Древним Египтом или Китаем. Майя занимались орошаемым земледелием, имели совершенный календарь, владели завидными для своего времени познаниями в области астрономии, математики, медицины.
Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является пирамида Кукулькана. Пирамида была построена в ХI веке и посвящена высшему богу. «Кукулькан» на языке майя означает «оперённый змей» (чаще встречается менее правильный перевод — «пернатый змей»).
Чичен-Ица - священный город древних майя на Юкатане - открывается взору неожиданно. За очередной придорожной лавчонкой, где торгуют бананами и кокосами, вдруг видишь усеченную пирамиду, четыре грани которой поднимаются девятью уступчатыми террасами. Каждая грань разделена надвое лестничным маршем, а в каждой лестнице по 91 ступени. Так что вместе с общей площадкой наверху к вершине пирамиды ведут 365 ступеней, что соответствует числу дней в году.
Дважды в году происходит явление, которое непосвященным может показаться чудом... Два раза в год, в дни весеннего и осеннего равноденствия, на пирамиде возникает особый визуальный эффект. Тысячи людей собираются в ожидании удивительного зрелища. Время отсчитывает последние секунды. И вот с точностью швейцарского хронометра на ступенях северной лестницы из треугольников света и тени складывается изображение гигантского Священного Змея, медленно скользящего к основанию пирамиды...
Если подойти к пирамиде и похлопать в ладоши, то раздастся эхо. В нем явственно слышится голос квезала, или кетцаля (Кетцалькоатля) — священной птицы майя. Американский акустик Дэвид Лабман считает, что таким способом (хлопая в ладоши) индейцы подражали во время богослужений крикам чтимой ими птицы. Как же им удавалось имитировать ее голос? С помощью архитектурных ухищрений. Отличительная особенность этой пирамиды, построенной около 1300 лет назад, — очень высокие и короткие ступени.
Сперва звуковые волны достигают нижних ступеней и отражаются от вертикальных плоскостей. Отраженные волны накладываются друг на друга так, что сохраняются лишь высокие тона. Низкие же тона взаимно уничтожаются. Потом звуковые волны достигают верхней части пирамиды.
Здесь они отражаются от краев ступеней. Теперь уже все происходит наоборот. Низкие тона усиливаются, а высокие — ослабевают. Причиной тому — опять же широко расставленные ступени. Вот так и возникает уникальное ниспадающее эхо, точь-в-точь напоминающее крик птицы кетцаля.
Ритуальное сооружение народа майя столь величественно и совершенно, что диву даешься: неужели оно красуется тут уже шестнадцать столетий! В 987 году люди по неизвестной причине оставили священный город.
Это одна из загадок истории, напоминающая судьбу Анкорвата в Камбодже, Пагана в Бирме, Боробудура в Индонезии. Интересно и то, что все эти религиозные центры древности были оставлены людьми почти в одно и то же время.
Вершина пирамиды когда-то служила местом жертвоприношений. Там находится каменная статуя священного ягуара с 72 пятнами из зеленого нефрита. Из таких же камней сделаны и глаза зверя.
Как и другие памятники народа майя. Именно это мифическое существо изображают каменные колонны необычной формы. Лишь присмотревшись внимательнее, понимаешь, что каждый такой змей лежит головой на земле, разинув пасть. А тело его вертикально поднято вверх, причем хвост загнут вперед, нависая над змеиной головой.
Неподалеку от пирамиды, на дне вулканического кратера сорокаметровой глубины, находится священное озеро. Его зеленоватая вода напоминает нефрит.
Рядом сохранилось сооружение для игры в мяч. Прямоугольная площадка обнесена каменной стеной десятиметровой высоты. На уровне в четыре человеческих роста посередине длинной стены напротив друг друга укреплены два кольца. В них нужно было без помощи рук (головой, плечами, бедрами, коленями, ступнями) забрасывать жесткий мяч из литого каучука.
Игра отличалась неистовым накалом страстей, ибо побежденную команду полагалось умерщвлять - ее приносили в жертву богам. На торце трибуны видны барельефы: победители держат в руках головы побежденных. Зато выигравшая команда могла претендовать на драгоценности зрителей с трибуны знати. Когда состоятельная публика кидалась врассыпную от игроков, это, наверное, было забавным зрелищем для вождей и жрецов в центральном павильоне. Как видно, древний народ майя был куда более азартным, чем участники и зрители нынешних футбольных или баскетбольных матчей.
Индейцы майя и инки считали, что кровавое жертвоприношение угодно богам и высшие силы сами двигают рукой жреца, когда тот ритуальным ножом протыкает горло жертве. Чаще всего жертвами становились военнопленные. Их кровь приносилась в дар соответствующему божеству. Индейцы верили, что после жертвоприношения боги даруют им хороший урожай, а стихийные бедствия пройдут стороной.
Наиболее древний ритуал - это когда жертву сначала убивали, стреляя из лука, затем отрубали голову, а кровь собирали в особые чаши. Но впоследствии оказалось, что божествам нужна совсем свежая кровь. Чтобы получить ее, несчастного привязывали к столбу, к нему подходил жрец и ножом вспарывал живот, а затем еще теплой кровью натирал статую бога, в честь которого обряд совершался. После этого тело жертвы обмазывали глиной или краской, а вокруг сердца рисовали белый кружок, который служил символической мишенью для стрельбы из лука. Труп закапывали у входа в дом, а землю орошали собранной кровью. Теперь хозяин дома мог спать спокойно, зная, что дух умершего будет его охранять.
Когда индейцы освящали новый храм, то по его четырем углам ставили колья, на которые сажали военнопленных. Кровь, стекающую с кола, смешивали с глиной и ею обмазывали землю вокруг храма и его пол. Такое здание, считалось, будет стоять вечно, охраняемое духом умершей в мучениях жертвы. В порядке вещей было выращивать мальчиков специально для жертвоприношения. Некоторых детей при рождении отбирали жрецы, а затем воспитывали, уделяя особое внимание физической и военной подготовке. Тело жертвы должно было быть красивым, чтобы боги поняли - им не подсовывают всякую "дешевку".
В день совершеннолетия мальчика одевали в роскошные одежды, сажали в позолоченные носилки, украшенные цветами, и четыре жреца под крики ликующей толпы несли его к подножию пирамиды. Здесь под бой барабанов исполнялись ритуальные танцы, а затем мальчик поднимался на плоскую вершину пирамиды. Все те же четыре жреца укладывали его на жертвенный камень. Ритуальным ножом они вырезали у юноши сердце и тут же съедали, так как считалось, что это дарует силу. Тело без сердца сбрасывалось с пирамиды, а у подножия жрецы, статусом пониже, срывали с него кожу и натягивали её на себя. Если к определенному дню юноша "не созревал", то вместо него вжертву приносился военнопленный.
Чтобы задобрить богов, использовались не только мальчики, но и очень красивые девушки. Правда, их с пирамид не бросали - для них была уготовлена иная участь. Древний город Чичен-Ица в Мексике славился тем, что к нему сходились паломники со всей Америки и просили у священного колодца (так называемого "Колодца смерти") избавить их от засухи. Если колодец оставался глух к молитвам, то в дар ему приносили прекраснейшую девственницу. Задача - найти особу, которая понравилась бы богам) возлагалась опять же на жрецов. Во время очередной засухи жрецы и их помощники выискивали среди местного населения красивых девушек. Затем устраивалсяпраздник наподобие конкурса красоты, на котором выбирали всеобщим голосованием "божью избранницу". Девушка должна была быть хороша не только лицом, но и телом.
В назначенный день народ собирался на площади у пирамиды "Пернатого змея". Здесь обнаженную девушку сажали в закрытый катафалк, украшенный цветами, и под пение жрецов, бой барабанов и вой рогов, изготовленных из морских раковин, процессия отправлялась к священному колодцу. Тут катафалк открывали и под тот же грохот и вой "божью избранницу", дрожавшую от испуга, обводили вокруг колодца, дабы бог видел все прелести своей невесты и мог их по достоинству оценить. Затем ее одевали в красивый свадебный наряд, осыпали лепестками роз и мака и бросали в 60-метровый колодец. После этого начиналось всеобщее ликование, вернее, гуляние на "божьей свадьбе", с пожеланиями друг другу скорейшего дождя. Если же засуха продолжалась, жрецы находили другую невесту, но бросали ее не в колодец, а в жертвенное озеро. В нем, в подводном дворце ЮмКаша, жил бог дождя ЧакМооля.
Эти "свадьбы" продолжались одна за другой, пока не наступал сезон дождей...
Поначалу считалось, что американские пирамиды никогда не служили гробницами, а предназначались только для культовых действ.
Однако в 1949 г. мексиканские археологи обнаружили в Пирамиде надписей среди руин города Паленке гробницу. От храма, построенного на платформе пирамиды, лестница ведет вниз, к помещению на уровне земли, где находились четыре скелета, видимо останки людей, принесенных в жертву. За каменной плитой в конце камеры нашли гробницу с каменным резным саркофагом весом в несколько тонн. Там лежал скелет верховного жреца Паленке, на нем были богатые украшения из нефрита, а лицо закрывала портретная мозаичная маска из дерева, раковин, нефрита и обсидиана. Гробница и храм были возведены примерно в VII в. - это была пора наивысшего расцвета цивилизации майя. Немного позднее открыли захоронение в пирамиде бога Кетцалькоатля в Чичен-Ице также с останками верховного жреца. Оказалось, что мексиканские пирамиды, подобно египетским, служили усыпальницами для высшей знати.
Архео¬логи также нашли множество тайников с приношениями и дарами богам. Тогда археологи начали тщательно изучать и другие американские пирамиды: просверливали стены и измеряли их, чтобы установить, нет ли там скрытых усыпальниц. Пока ничего найти не удалось. Однако попутно было обнаружено нечто примечательное: пирамиды майя строились не сразу, а постепенно, с перерывами. Через определенные промежутки време¬ни их увеличивали и заново облицовывали. Промежуток вре¬мени между перестройками всякий раз составлял 52 года.