КРИШНА (санскр. – «Черный»), восьмая, самая «полная» и презентативная инкарнация-аватара Вишну, один из самых популярных персонажей мифологии средневекового и современного индуизма.
Кришна многозначен: Божество, мифологический герой, Великий Учитель человечества — в нем слились объективации легендарных и исторических событий. Кришна по своей природе — прежде всего защитник и избавитель.Недоброе и зловещее, связанное с образом Кришна (напр., в ортодоксальном буддизме его считают главой черных демонов), объясняется непостижимостью природы Бога.
Самое раннее упоминание о Кришне — в "Чхандогья-Упанишаде", где он — ученик наставника Гхоры Ангирасы. В "Махабхарате" Кришна — воитель, политик, союзник рода пандавов, мудрый и мужественный в борьбе с врагами. В "Бхагавад-Гите" Кришна — возничий колесницы Арджуны в битве против куаравов, предстает высшим Божеством Вишну и на поле Курукшетра передает религиозно-философскую доктрину Древней Мудрости.
Кришна появился на свет в городке Матхура на севере Индии. Боги хотели уничтожить неправедного царя Кансу, и Вишну решил явиться на свет в облике человека, восьмым сыном Деваки, сестры царя. По преданию, Вишну вырвал у себя два волоса — черный и белый. Черный волос стал Кришной, а белый — Баларамой, его старшим братом.
Царь Канса узнав, что должен погибнуть от рук своего племянника, бросил Деваки с мужем Васудевой в темницу, а затем умертвил всех рождающихся у них сыновей. Когда у Деваки родился Кришна, Вишну посоветовал супругам обменять ребенка на дочь Яшоды и Нанды, пастухов, которые жили на другом берегу реки Джамны.
Кришна рос шаловливым ребенком, дразнил коров, насмехался над взрослыми, похищал масло и сладости, даже выдернул с корнем два дерева. Подтверждением божественности Кришны служит то, что его приемной матери Яшоде открылся весь мир, когда она заглянула в горло приемыша.
Однажды пастухи собрались поклониться великому богу Индре, но Кришна дал им совет поклониться горе Говардхане и своим стадам, пояснив, что гора дает им корм, а коровы — молоко. Кришна поднял Говардхану и семь дней и семь ночей держал ее в небесах. Индра был так изумлен, что спустился на землю и попросил Кришну стать другом его сына Арджуны.
Радха-Кришна — божественная чета в индуизме, в которой Бог предстаёт в мужской и женской ипостасях Кришны и его возлюбленной Радхи. По отношению к Кришне, Радха рассматривается как верховная богиня, контролирующая Кришну силой своей любви. Описывается, что Кришна настолько прекрасен, что покоряет своей красотой весь мир, но Радха очаровывает даже его и поэтому занимает более возвышенное положение. Тема божественной любви между Кришной и Радхой стала популярным мотивом в искусстве и литературе Индии начиная с XII века.
Однажды Кришна в шутку похитил одежду купающихся пастушек и не отдавал ее до тех пор, пока они не вышли из воды. Поскольку все девушки хотели держать Кришну за руку, он создал себе множество рук. Влечение пастушек к Кришне трактуется индусами как символ человеческих душ, устремленных к слиянию с богом. Убийством тирана Кансы завершается юность Кришны. Возмужав, он превратился в воина и политика, восстановил справедливую власть в Матхуре и защищал его от демонов, мстящих за Кансу Кришна перевел всех жителей Матхуры в Двараку, новый город, построенный по его приказу за одну ночь.
Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными — в их число входили Рукмини, Сатьябхама и Джамбавати. Остальные 16 100 девушек, были прежде в плену у демонического царя Наракасуры, пока Кришна не убил его и не освободил их всех. В согласии со строгими обычаями того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж, так как считались падшими, но Кришна несмотря на это, взял их себе в жёны и сделал их принцессами.
После битвы на Курукшетре Кришна-Вишну закончил круг своих земных дел. Решив вернуться в божественные сферы, он уничтожил город ядавов, а сам погиб от стрелы охотника, принявшего его за оленя.
На заре индологической науки учёные считали Кришну мифическим персонажем. Однако позднее многие востоковеды пришли к заключению о том, что Кришна был реальной исторической личностью, впоследствии обожествлённой.
Кришну обычно изображают как чёрного или темнокожего юношу, в особенности это характерно для мурти Кришны в индуистских храмах. В изобразительном искусстве, Кришна часто предстаёт как мальчик или юноша во Вриндаване с кожей голубого или тёмно-голубого цвета. Одет он в дхоти жёлтого цвета и, играя на флейте, стоит в характерной ему расслабленной позе со скрещенными ногами; на шее у него гирлянда из цветов, в волосах павлинье перо. Практически всегда Кришна изображается в окружении коров, телят и девушек-пастушек гопи.
Кришна часто также изображается в момент, когда он даёт наставления Арджуне в «Бхагавад-гите» на поле битвы Курукшетра. В этих случаях, Кришна предстаёт как юноша с типичными божественными чертами, характерными для индийского религиозного искусства. Кришну можно увидеть с чакрой — одним из атрибутов Вишну — или с множеством голов и рук, являющим свою вселенскую форму Арджуне.