Чтобы приступить к составлению эскизов генерального плана, необходимо знать основы предметов входящих в ландшафтное проектирование:
Постараюсь очень кратко рассказать о предметах. В дальнейшем при составлении эскиза генерального плана берите во внимание все предметы одновременно.
Композиция. Методы, принципы, приёмы и средства садового дизайна.
Симметрия и асимметрия. Симметрия – это одинаковое расположение одних и тех же форм (композиций) по отношению к линии или плоскости (ось симметрии, плоскость симметрии). Симметрия сада заключается в идентичности планировки частей сада относительно оси симметрии. Симметрия является основой регулярной планировки сада. Регулярный стиль больше подходит для официальной части сада, придает парадность и торжественность. Равновесие симметричных садовых композиций достигается одинаковыми формами (композициями) относительно планировочной оси. Симметричные формы сада могут быть созданы только рукотворно.
Равновесие асимметричных композиций определяется соответствием частей. Например, несколько крупных деревьев уравновесят дом, обширный газон = яркий цветник. Асимметрическое равновесие встречается в природе, очень редко в природе встречается симметричное расположение растений. В пейзажном ландшафтном стиле используется асимметричное равновесие.
Перспектива линейная и воздушная. Каждый человек ежедневно наблюдает линейную и воздушную перспективы. Например, совершая прогулку по аллее (зная, что высота деревьев одинаковая) ближайшее дерево к нам зрительно выше дерева, которое находится, скажем, на расстоянии 100м от нас. Ширина аллеи в том месте, где мы находимся шире ширины аллеи на расстоянии 100м от нас. Попробуйте представить, всё что Вы видите сейчас (находясь на аллее), как картину на плоскости, Вы увидите что все вертикальные элементы данной картины – вертикальны, а все горизонтальные линии, уходящие в глубь, как бы стремятся встретиться в одной очень отдалённой точке - это и есть линейная перспектива.
Когда будете проектировать сад, и отдельные элементы постарайтесь представить (выяснить) как будет смотреться тот или иной декоративный элемент (цветник, дерево, группа кустарников, декоративный водоём, скульптура) с разных точек обзора. Например, декоративный водоём, как будет выглядеть:
Продолжим наблюдения. Дерево, находящееся от нас на расстоянии 20м имеет более четкие контуры. Мы можем разглядеть форму листьев, структуры коры, цвет листьев имеет более яркие оттенки, чем контуры дерева, которое находится на расстоянии 100м от нас, формы листьев не удается разглядеть, цвет меняется на более приглушенный. Воздух, который находится вокруг нас, он своего рода тоже материален, имеет цвет, вкус, запах. Воздух изменяет оттенки, и даже цвета растений и предметов при их удалённости от зрителя - это и есть воздушная перспектива.
Понаблюдайте, как меняется на разном расстоянии от Вас цвет поля и неба в жаркий день, а затем вечером. Понаблюдайте за цветом крон деревьев, кустарников, цветов, сначала приближаясь к ним, а затем удаляясь от них. Используя явления линейной и воздушной перспективы можно создавать иллюзии, зрительного увеличения или уменьшения сада, создания глубины сада.
Эффекты воздушной перспективы.
Соразмерность. При проектировании сада необходимо учитывать фактор – соразмерности, для этого нужно выбрать постоянную (неизменную) величину – дом (этой неизменной величиной м.б. и другой объект), и относительно этой величины строить территорию. В современных условиях часто очень сложно выполнить принцип соразмерности, т.к. территория вокруг дома м.б. очень мала;
Пространство сада. При создании сада идёт чередование открытых пространств (объекты высотой до 0,7м от уровня земли), полузакрытых (объекты высотой от 0,7м до уровня человеческих глаз), и закрытых (объекты выше уровня человеческих глаз). При чередовании открытых и закрытых пространств сада, нужно учитывать в каком световом районе проектируется сад. Например, в районах, где бывает мало солнечных дней лучше увеличить площадь открытых пространств, а в районах с большим количеством световых дней лучше запроектировать закрытые пространства, где можно спрятаться от солнца.
Главный элемент. При проектировании сада важно на начальном этапе определиться с главным элементом сада, и второстепенными элементами, которые должны подчеркивать главный элемент. Необходимо продумать какое количество главных (поражающих взгляд) элементов д.б., и не всегда больше значит лучше. Все элементы нужно рассматривать в соответствии с общими размерами территории.
Однообразие форм посадок, малых архитектурных форм вызывает в человеке утомляемость, он начинает скучать, но и слишком большое разнообразие форм (садовых диковинок) также вредно, наблюдатель не сможет увидеть и как следствие оценить всю редкость растений, форм. Придётся постараться найти золотую середину.
Движение сада. Сад всегда находится в движении: ветер играет листвой и травой, солнечный свет играет в кронах деревьев и переливается на водной глади, лунный свет – это ещё одно яркое впечатление. Так движение сада можно создать, играя формами малых архитектурных форм, ландшафтными формами, формами крон декоративных деревьев и кустарников.
Вертикальная линия сада создается за счет пирамидальной и конической формы крон, колонны, скульптура вертикальной формы, соцветие цветов вертикальной формы и всё что стремится вверх. Вертикаль – это есть движение, с помощью вертикальных линий можно создать торжественность сада, а можно создать ощущение тревоги, напряженности, беспокойства, если злоупотреблять вертикалью в создании сада.
Горизонтальная линия – это наоборот спокойствие, равновесие, неизменность. Горизонталь создается обширными лужайками, водоёмами, стелющимися формами растений, горизонтальными соцветиями растений, малыми архитектурными формами. Диагональные, зигзагообразные, спираль, волнистые линии – это линии движения и ритма. Но осторожно такие линии м.б., как агрессивными, так и пассивными, а могут быть и волнующими. Всему должна быть мера. Мера определяется для Вашего сада Вашими желаниями.
Контраст и нюанс. Существуют художественные приёмы – в создании сада нужно пользоваться этими приёмами. Контраст – противопоставление формы, размера, окраски объекта, предметам окружающих его. Например, имеем газон площадью 30 м.кв. и в центре газона высаживаем яркий, редкого вида кустарник. Здесь существует два момента; первый- то, что среди ровного зелёного поля возвышается какой-либо предмет (растение), второй – это растение редкого вида, прогуливаясь вдоль газона, наблюдатель остановит свой взгляд на том, что выделяется. Нюанс – в данном приёме есть небольшая интрига. Например, создаём весенний цветник из мускари (всем известный весенний цветок), но берём два сорта; первый – М.армянский, цветы синего цвета с белой каймой, второй сорт – М.гроздевидный, цветы небесно-голубые без каймы. Различие увидишь лишь остановившись на достаточно длительное время, но эффект очень интересный. Если их высадить рядами, чередуя друг с другом, получатся своего рода «бегущие волны». Но такие нюансы на любителя. Можно создавать и более видимые различия в группе растений.
Цвет в саду играет одну из главный ролей. Прежде чем начать создавать цветники ознакомьтесь с цветовым кругом, какие цвета контрастируют, какие сочетаются, какие приглушают друг друга. Прогуливаясь летом по паркам, обратите внимание на клумбы и посмотрите, какое цветовое сочетание Вам хотелось бы перенести в свой сад, а какое нет. Можно экспериментировать и у себя в саду. Если понравилось оставить, не понравилось – изменить. У одного цвета множество оттенков – пользуйтесь этим.
Время. Время для сада разнообразно: долголетие сада, время года, дневной цикл. Постройку сада осуществляйте, прежде всего, с деревьев – долгожителей, а пока они не выросли до своих взрослых размеров, свободное пространство заполняйте деревьями и кустарниками быстрорастущими. Затем, когда основные деревья долгожители вырастут, постаревшие кустарники можно будет убрать. Старайтесь также создать сад на все времена года. Например, зимой, ягоды рябины на фоне хвойных будет смотреться великолепно, ранней весной только что появившееся светлая зелень рябины также хорошо смотрится на темном фоне хвойных деревьев. С весны до самой осени продумайте разнообразное цветение цветников. Осенью, пожелтевшая листва на фоне темной земли, также прекрасное зрелище.
В течение одного дня наш сад также меняется за счет света и теней. Подумайте и о подцветке в ночное время.
doml.ru/Landshaft/teorii/kompozi.htm