• Авторизация


День Космонавтики на «Протон-ПМ»! Экскурсия на «ракету» пермской промышленности 12-04-2012 16:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать] Двигатели для первой ступени ракеты-носителя «Протон» в Перми начали выпускать в начале 1960-х годов. Как выглядит завод, который при советской власти работал под грифом «секретно» — в фоторепортаже Properm.ru.

На территории «Протон-ПМ» практически ничего не имеет своего имени. Даже само предприятие из соображений секретности вплоть до 1995 года именовалось не иначе, как «второе производство» и было частью Пермского моторостроительного завода имени Свердлова. «Первым» производством тогда считалось создание авиадвигателей.

История появления «Протон-ПМ», как и любого другого предприятия такого уровня, связана с политической волей. В 1958 году Никита Хрущев принял решение наладить производство ракетной техники в крупнейших городах страны. Уже через восемь месяцев — небывало короткий срок — в Перми произвели первый двигатель РД-214 для ракеты Р-12 (8К63 «Двина»). Уже это достижение впору сравнивать с высадкой американцев на Луне. Хрущев заявил, что ракеты необходимо делать «как сосиски».

Все «сосиски», начиная с прародительницы всей современной ракетной техники, немецкой «Фау-2», устроены по одной компоновочной схеме.

[показать]

Боевая часть (или грузовой отсек), 2 бака — для топлива и окислителя, и двигатель. Многим выпускникам «политеха», даже не связанным с аэрокосмической отраслью, этот разрез знаком по изучаемой на «военке» легендарной 8К14 (Р-17). Редким исключением являются твердотопливные ракеты, но они в космос не летают.

Конечно, космические ракеты делают многоступенчатыми, но каждая из ступеней выглядит в принципе аналогично. Строение ракетного двигателя на жидком топливе на основе камеры Лаваля было предложено еще в 1903 году Циолковским в его работах по исследованию мировых пространств, и с тех пор почти сто лет все ЖРД выглядят одинаково — камера и сопло. Для нас, дилетантов, конечно же.

[показать]

Принцип действия реактивных двигаетелей проходят в школьном курсе физики. А сейчас вспомните, почему газ в сопле ускоряется?

Мощность и технологичность двигателей выросла за 60 лет на несколько порядков. Сегодня на предприятии продолжают выпускать модификации двигателя РД-253 для «Протона-М», и активно осваивают новый РД-191, который «повезет» в космос «Ангару», будущее российкой, а точнее — мировой космонавтики. Почему мировой? После закрытия проекта челноков Shuttle в 2011 году американцы утратили самостоятельность в доступе в космос, в частности на МКС, и активно пользуются нашими средствами доставки.

В канун Дня Космонавтики редакция Properm.ru совершила практически «школьную» экскурсию, чтобы понаблюдать за тем, как сегодня производят «сердца» космических кораблей.

[показать]

Макет ракеты-носителя «Протон». В натуральную величину она представляет собой семидесятиметровый космический корабль весом 700 тонн. Причем, только несколько тонн веса — полезная нагрузка в виде спутника. Остальное — топливо и сама конструкция ракеты.

Первый из трех цехов, которые удалось посетить, — металлургический. Здесь отливают заготовки, которые впоследствии будут обрабатываться в других цехах. Нас встретил Владимир Дубровский, заместитель главного металлурга ОАО «Протон-ПМ». Как оказалось, есть «черное» литейное производство и «белое». В первом резкий запах муравьиной кислоты — тут вручную готовят заготовки, с которыми не может справиться робот. «Старая технология. Ручной труд, грязно, непристижно, непроизводительно», — характеризует Дубровский.

[показать]

Эта надпись встречает тех, кто решается отправиться в «черный» литейных цех. Наверно примерно так пахнет в дантевском аду.

Идем вслед за ним, в «белый» литейный, царство робототехники. «Это уровень 21 века, — гордится металлург. — Тут все делает компьютерная техника по заданной программе. Посмотрите, как робот аккуратно, как ребенка, ставит заготовку, миллиметр к миллиметру, ускоряется и устремляется к следующей». — ласково хвалит станок Дубровский. Робот японской фирмы Kawasaki рабочие уже давно окрестили «Васей».

[показать]

Пульт управления роботом «Васей». «Сегодня таких комплексов в России нет — есть более простые, с меньшим весом. Мы делаем детали для продукции авиационной и ракетной тематики. Тут сложность и ответственность на порядок выше, чем на других производствах» — рассказывает Дубровский.

 

[показать]

Следующий этап — выплавка заготовок. Так выглядит жерло прокалочной печи нового поколения, которая заработала в металлургическом цехе ОАО «Протон-ПМ» в 2009 году. Электричество заменил газ.

Показатели температуры каждой домны отражаются на компьютерном дисплее печи. Газ включается автоматически, как только падает температура. «Автоматика» — с отеческой гордостью говорит Дубровский.

Раньше на месте газовой печи стояла старая, электрическая, потреблявшая 450 киловатт энергии в час. После смены электропечи на газовую соотносимые затраты снизились в пять раз. Цех, а вместе с ним и предприятие, получили 5 млн рублей экономии в год. Печь окупили за 2,5 года.

На прогрессивном участке в механообрабатывающем цехе 2 ОАО «Протон-ПМ» стоят только чешские, итальянские, испанские и австрийские станки. Да и станками их назвать язык не поворачивается, это обрабатывающие центры, которые могут производить все операции — фрезеровку, сверление, токарные и долбежные работы. О таком и не мечтали отцы и деды тех, кто сегодня контролирует работу этих аппаратов.

[показать]

Электроэрозионный станок вырезает из металла с помощью электродов профиль лопатки — вращающейся части двигателя нового поколения РД-191 для нового семейства российский ракет-носителей «Ангара». Принцип работы станка нам понять так и не удалось. Деталь погружена в специальное масло — в нем медные электроды выжигают металл. За десятилетия правила безопасности работы на производстве не изменились — руку в это масло опускать не следует, сильный электрический удар гарантирован.

 

[показать]

Профиль лопатки. Обрабатывающие центры позволяют выполнять операции с точностью до тысячной доли миллиметра. Представить такое нетехническому уму крайне сложно.

 

[показать]

Мотиватор повышения производительности труда.

Следующий цех ОАО «Протон-ПМ» встретил нас непривычной тишиной. Без белых халатов внутрь не попасть. Дополнила ощущение присутствия в научной лаборатории запредельная чистота.

«Вы находитесь на территории сборочного цеха лучшего предприятия страны в области ракетного двигателестроения, — встретил нас Валентин Пилигуз, заместитель генерального директора предприятия по персоналу. — Здесь собираются двигатели первой ступени для ракет-носителей «Протон».

[показать]

Главная задача ракеты-носителя «Протон» и двигателей РД-276 — запуск спутников на геостационарную орбиту. На орбите спутник «зависает» над определенной территорией земной поверхности, двигаясь со скоростью вращения Земли.

Валентин Пилигуз рассказал нам, что с начала 2000-х годов до 60% запусков ракет-носителей «Протон» — коммерческие. Ракеты российского производства запускают спутники для США, Азии, южноамериканских и европейских государств. «Мы как извозчики, которые выполняют народно-хозяйственные функции, — шутит наш экскурсовод. — В основном доставляем на орбиту телекоммуникационные спутники. Делаем запуски и для Минобороны РФ».

Цена запуска ракеты-носителя поистине «космическая» — 80–100 млн долларов. «Если бы в советское время не было такой секретности, и нам бы разрешили запускать спутники в коммерческих целях, — иронизирует Пилигуз. — Может быть, тогда и не надо было бы залезать в долги перед международным валютным фондом. 10 запусков — 1 млрд долларов. Сегодня в год мы проводим 13–14 запусков с космодрома «Байконур».

[показать]

«Каждый килограмм полезной нагрузки, выводимый «Протоном» в космос, «стоит» 50 килограммов золота. Это затраты на наземное оборудование, организацию работ, оплату труда рабочим, материалы и комплектующие», — объясняет наш экскурсовод.

Производство двигателей для ракеты-носителя «Протон» занимает примерно год. Столько же собирается и испытывается сама ракета на головном заводе — Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева. Поэтому сегодня «Протон-ПМ» готовит к отгрузке двигатели для ракет, которые полетят в космос только через два года. Контракты подписываются с расчетом на 2–4 года вперед.

[показать]

Контроль в процессе производства ракетного двигателя на «Протон-ПМ» — это все. За плечом рабочего стоит сотрудник бюро технического контроля. При проведении особо ответственных операций к нему присоединяется представитель военно-космических сил.

«Двое смотрят, как ты работаешь, какой ты инструмент взял, законтрил ли ус контровочной шайбы, — объясняет Пилигуз. — Я работаю на предприятии с 1977 года, но все равно не смог бы это выдержать. Очень это трудно психологически». В начале своей карьеры на «Протон-ПМ» Валентин Павлович сам выполнял обязанности такого «контролера» от военно-космических сил.

Характерная черта работников предприятия — все мыслят категориями будущего. «Сегодня перед нами стоит задача освоения компонентов нового двигателя РД-191 для перспективных российских ракет-носителей «Ангара», работающих на экологически чистом топливе, — делится планами Пилигуз. — Окислителем в нем будет самый лучший по энергетике реактив — жидкий кислород, который будет смешиваться с керосином. Выхлоп будет меньше, чем у автомобиля».

[показать]

Современные авиационные двигатели работают порядка 25 тыс. часов. Ракетные двигатели работают несколько минут, в течение которых успевают поднять десятки тонн на высоту 400 км. Шесть двигателей РД-276, которые устанавливаются в первую ступень ракеты «Протон», равны мощности Братской ГЭС. Еще одно сравнение: РД-276 по тяге превосходит 10 двигателей ПС-90, которые устанавливаются на самолеты ТУ-204.

На вопрос, успеет ли предприятие в срок закончить работу над освоением компонентов нового двигателя, наш экскурсовод улыбнулся. «В 1958 году за восемь месяцев освоили. А здесь работают не простые люди, а дети и внуки тех, кто трудился в то время», — сказал Пилигуз.

[показать]

Новое семейство ракет-носителей «Ангара» для запуска легких, средних и тяжелых спутников должно быть создано уже в 2013 году. Проект гораздо более компактный, а значит экономичный, и модульный, позволяет комплектовать ракету-носитель в зависимости от груза. «Ангара» спроектирована специально для запуска с российских космондромов, с использованием только российских технологий и комплектующих, позволяя реализовать стратегию российской независимости в космосе.

Всего на заводе «Протон-ПМ» 14 цехов. Девять находится в Перми, три из них мы посетили. Еще пять цехов расположены на испытатательном полигоне — своеобразной мини-копии Байконура — рядом с поселком Новые Ляды. В будущем производство перспективной продукции космического назначения будет перенесено сюда. В планах ОАО «Протон-ПМ» — реализация на этой производственной площадке комплексного проекта под рабочим названием «Технополис «Новый Звездный».

Сегодня испытательный полигон является режимным объектом, и экскурсию для прессы на мини-копию Байконура организовать пока непросто. Но Валентину Пилигузу нашлось, чем нас утешить. «Не переживайте, по благоприятному прогнозу, вы и так лет через двадцать в космос полетите, по путевке профсоюза, как мечтал Сергей Королев. — закончил он.

Подождем.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
mor_alexic 12-04-2012-21:49 удалить
Ответ на комментарий goaf # Урааааааааааааа!!!!!!!!!!!!!!!!!!
17-06-2025-04:33 удалить
В России пытаются увидеть украинские ракеты и НЛО В России появилась новая мода - люди пытаются увидеть украинские ракеты. С мая 2025 года люди начали заявлять о том, как они слышали звук самолета, но сам самолет не видели. При этом звук длился всего несколько секунд. Основываясь на этом, люди предположили, что это могут быть украинские крылатые ракеты. Люди пытаются сопоставлять эти случаи с данными о полетах самолетов в Интернете и пожарами в той или иной части России. Кроме того, некоторые утверждают, что ночью видели украинские баллистические ракеты, летящие в направлении Урала. В принципе, баллистическую ракету ночью увидеть возможно. Такие случаи были в Украине, когда Россия запускала ракеты Искандер. Баллистическая ракета следует по дугообразной траектории, достигая высоты 60-70 км, и может быть видна с расстояния примерно 350 километров. Она излучает свет во время фазы ускорения из-за своего двигателя и во время фазы спуска из-за трения с атмосферой. Многие, чтобы увидеть полет ракеты, отслеживают спутниковые передачи и онлайн-камеры в российских городах ночью. Однако, многие считают, что такие видео, где запечатлена якобы украинская ракета, являются по большей части подделками в погоне за славой. Также некоторые считают, что звуки грома и прочих отдаленных хлопков в нормальном, а не путинском, смысле этого слова, которые они слышат, являются отдаленными прилетами украинских ракет. Также в России увеличилось количество сообщений о наблюдении НЛО. Некоторые объясняют это массовой истерией, связанной с БПЛА, в то время как другие считают, что Россия переживает вторжение так называемых мистических дронов, которые наблюдаются в США уже более шести месяцев. Некоторые объединяют эти версии, считая, что НЛО управляют войной между РФ и Украиной. В феврале 2025 стало известно, что российские СМИ получили инструкции не публиковать никаких материалов, связанных с НЛО, так как это пугает российские власти.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник День Космонавтики на «Протон-ПМ»! Экскурсия на «ракету» пермской промышленности | mor_alexic - Факты каждый день!!! | Лента друзей mor_alexic / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»