Это утро началось с огорчения - Стася потеряла сережку. Мы перерыли весь номер, но не нашли. Значит, сережка потеряна в бассейне (((
Погода была хмурая и холодная. После завтрака мы оделись потеплее и отправились открывать для себя Стамбул.
[700x525]
Трамвай
[700x525]
Тележка с семиками
[700x525]
На трамвае мы доехали до остановки Топкапы. Наша цель - Панорама 1453 года.
[700x525]
Здание, конечно, скромное в размерах. Я как человек, буквально выросший на панораме Сталинградской битвы, испытывала изрядную долю скептицизма по отношению к турецкой панораме. Оказалось, зря. Панорама достойная внимания! Да к тому же еще она не круглая, а сферическая, т.е расписан потолок. Диаметр зала - 38 м, высота - 20 м. В зале еще и звуковое оформление - шум битвы, крики людей, бой барабанов, разрывы снарядов. Создается полное погружение в великую битву... 2360 метров полотна расписывали турецкие художники в течение трех лет.
Мы взяли русские аудиогиды - 5 лир, билет для взрослого - 10 лир.
На первом этаже экспозиция, посвященная подготовке ко взятию Константинополя. Она также готовит зрителей к главному - к осмотру самой панорамы.
Это макет панорамы
И вот на втором этаже мы переносимся в утро 29 мая 1453 года, когда был дан решающий бой после 53-дневной осады и город пал...
[700x525]
В ночь на 29 мая турецкие войска пошли на штурм по всей линии укреплений. В городе все, кто был способен носить оружие, заняли свои позиции на стенах. Император Константин XI Драгаш сражался у ворот св.Романа, где были самые большие разрушения в стене. Потом его опознали по красным сапогам с орлами...
[700x525]
В первую атаку султан Мехмед бросил башибузуков, наёмников из разных стран, чтобы они ценой своих жизней обессилили ромеев.
Здесь мы видим применение греческого огня, секрет которого не открыт до сих пор.
[700x525]
Во вторую атаку пошли регулярные войска. И одновременно с этим производился плотный артобстрел.
[700x525]
Здесь хорошо видны стены Константинополя. Они имели 4 полосы укреплений - ров, шириной 20 метров, бруствер, первая стена высотой 8 м с башнями через 45-90 м, вторая стена высотой 12 м с башнями, прикрывающими промежутки без башен первой стены.
[700x525]
На рассвете пушка мастера Урбана пробила брешь в стене, три сотни турок прорвались в город, но были окружены и перебиты. Но силы были не равны. На место павших прибывали все новые и новые захватчики.
[700x525]
На штурм пошли янычары. В это время был убит Джустиниано Лонго, командир генуэзцев, что внесло смятение в ряды итальянцев, защищавших город. Это помогло туркам осуществить решающий прорыв. Турки заняли башни и открыли ворота. Это был конец...
[700x525]
[700x525]
Двуглавый византийский орел. Ничего не напоминает? Да, теперь это наш герб.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Пушка мастера Урбана. Урбан отлил огромную бомбарду Базилика, которая пробила брешь в стене Константинополя.
[700x525]
Мастер Урбан, венгр, предлложил свою пушку сначала ромеям, но византийская знать не захотела платить, а у императора не было денег. А Мехмед заплатил, и победил.
[700x525]
Турецкая армия насчитывала 100 тысяч воинов против 9 тысяч защитников города.
[700x525]
Это молодой султан в окружении своих военначальников.
Мехмед II Фатих
А рядом с панорамой находиться как раз то место, где турки прорвались в Константинополь. Ворота св.Романа или Топкапы, Пушечные ворота.
[700x525]
Вот оно, историческое место.
Это стены Константинополя - Стена Феодосия. Османы ее отремонтировали, заделали все бреши и проломы, и стена служила им еще несколько веков. К XIX веку она почти развалилась за ненадобностью. Несколько десятилетий назад отреставрирована.
Башня стены Феодосия
[525x700]
Мы прошли под воротами св.Романа. Это вид на мечеть Михримах на шестом городском холме, куда мы и направились
[700x525]
Стена христианской церкви.
[700x525]
До мечети Михримах мы хотели дойти вдоль стены Феодосия. Но не получилось.Дорогу преградила стройка нового района. Мы даже прошли на стройку (там было уже все готово к сдаче!). Но к нам тут же подошли охранники, к счастью один из них говорил по-английски. Выслушав, что мы держим путь к мечети Михримах, он подсказал, как нам удобнее пройти. Вот и пришлось идти жилыми кварталами.
Чем не московский дворик?
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Конечно, мы потеряли ориентацию. Маленькая девочка обратилась ко мне по-турецки. И мы даже стали с ней общаться ))) Она поняла Михримах Джами и указала, куда идти.
[700x525]
Вот она, наша цель - мечеть единственной дочери Сулеймана Великолепного Михримах-Султан. Еще одно творение Мимара Синана. Принцесса повелела построить один минарет в знак своего одиночества, т.к. ко времени постройки мечети она уже овдовела. Этот минарет неоднократно ломался при землетрясениях и даже пробивал купол мечети.
[700x525]
А район, который напротив ворот Эдирне Феодосиевой стены, нам показался каким-то неприветливым. Нам ничего плохого не сделали, но как-ко косо поглядывали...
[700x525]
Особенно много неприветливых взглядов было в мечете. Нам так показалось...
[700x525]
Хотя сама мечеть прекрасна! Легкая, воздушная, светлая! И это в пасмурный день!
[525x700]
В день весеннего равноденствия над мечетью Михримах в Эдирнекапы садится солнце, а над другой мечетью Михримах в Юскюдаре, на азиатском берегу, встает луна. Такой подарок сделал принцессе влюбленный в нее Мимар Синан. В переводе имя Михримах означает "Солнце и Луна".
[700x525]
[700x525]
[700x525]
После мечети Михримах мы перешли оживленную улицу Февиза-паши и по тихим переулкам дошли до музея Карийе. Благо были везде указатели.
[700x525]
Музей Карийе - древняя византийская церковь Спасителя в Хорах, т.е. в полях.
Главная ценность этой церкви - византийские фрески и мозаики 1315-1321 гг.
[700x525]
Церковь Спасителя в Хорах была монастырской. Украшена она была благодаря первому министру императора Андроника II Феодору Метохиту, который после прихода к власти нового императора принял монашеский постриг в этом монастыре. А через 50 лет после прихода османов церковь была превращена в мечеть Карийе (в пригороде), и фрески и мозаики были замазаны. Тем самым они сохранились до наших дней! В 1948 году Византийский институт США начал реставрацию, а в 1958 был открыт музей Карийе.
Вид на город с террасы музея Карийе
[700x525]
[700x525]
[545x700]
У ангела сбито лицо. На многих фресках у святых выцарапаны глаза. Мусульмане так выполняли запрет на изображение людей.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[525x700]
[700x525]
[525x700]
[525x700]
А в наосе практически не осталось фресок. И сохранилось всего три мозаики - по сторонам от апсиды Иоанн Креститель и Богородица и над входом Успение Богородицы.. В апсиде небольшой михраб.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Вот такой кусочек Византии дожил до наших дней...
Мы поднялись обратно к Эдирнекапы, сели на первый попавшийся автобус до Эминёню (спросили у водителя: "Эминёню?" Он поддтвердил). Поехали мы к Золотому Рогу вниз по улице Февиз-паша. И что нас удивило - это бесконечные магазины свадебных платьев! Я насчитала 4 остановки, потом просто надоело считать!
А у автобуса оказался хитрый маршрут. Мы вдруг переехали Золотой Рог по мосту Халич на другую сторону! А нам-то надо остаться на этой стороне. Мы подорвались выбегать на следущей остановке и бежать по мосту обратно. Но нас остановил холод на улице. Ах, ладно! Куда привезет, там и выйдем. И к тому же, не мог же воитель соврать. Ведь сказал же он: "Эминёню!" И правда, автобус доехал до Галатского моста с рыбаками, и вернулся по мосту на нужную нам сторону, к (в?) Эминёню!
Наконец-то приехали на пристань. Погода не располагала к водным аттракционам. Холодно, тучи. Но надо же было проехать по Золотому Рогу! И еще одну знаменитую мечеть посмотреть в конце залива.
Прошли мы пристань из конца в начало и обратно - никто не зазывает на прогулки по Золотому Рогу... Андре пристал к капитану, который приглашал проехаться по Босфору, а где корабль по Халичу (это турки так называют Золотой Рог)? Оказалось, нет прогулочных кораблей, есть простой водный трамвайчик - городской транспорт. И приходит он с азиатского берега на пристань Эминёню как раз через 15 минут. Цена такого удовольствия как и на любой Стамбульский транспорт 2,90 лиры. Можно оплатить Стамбульской транспортной картой со скидкой.
[700x525]
Итак, мы заняли места в закрытом салоне. Служащие разносили бублики-семики и горячий чай.
Красное большое здание - греческий лицей в Фенере.
[700x525]
Мечеть Селима Явуза (Грозного), отца Сулеймана Великолепного. Рядом с мечетью купол его тюрбе (мавзолея). После смерти султана Селима I во всех церквях Европы были отслужены благодарственные молебны.
[700x525]
Золотой Рог называли самой красивой частью Константинополя. Состояние залива стало резко ухудшаться в 50-е годы прошлого столетия. Он обмелел, перестал быть судоходным и превратился в болото - столько на его берегах было фабрик и заводов, сбрасывающих свои отходы в воду. В 80-е годы началась кампания по спасению залива, которая продолжается до сих пор. Бедные кварталы на берегах были снесены, а жители переселены, то же произошло с предприятиями, со дна были удалены массы токсичной грязи, Галатский мост сделали разводным, чтобы увеличить циркуляцию воды. Так что, Золотой Рог был спасен.
[700x525]
На пристани Хаскёй мы увидели такое чудо! Подводная лодка, корабль. Сидящие с нами турки стали указывать в окно/a и говорить:"Музей, музей!" Андре загорелся выйти. А как же мечеть Эйюп? Короче, пока мы раздумывали выходить или погулять в Эйюпе и через час вернуться, наш корабль отчалил.
[700x525]
[700x525]
Вот и нужная нам конечная остановка Эйюп. И вид на мечеть, где похоронен знаменосец Пророка. Но за 15 минут, пока мы плыли от Хаскёя до Эйюпа, на меня обрушился шквал возмущений, что мы ходим не в те музеи, и что все мечети одинаковые и смотреть там нечего, и хоть бы раз мы пошли в нужный Андрею музей. Ну я просто вынуждена была отказаться от осмотра мечети Эйюпа.
[700x525]
Мы решили затаиться и не выходить. Ну, это было сложно, т.к. мы одни остались в салоне ))) Служащие нам стали объяснять на турецком, что это конечная, а мы стали им говорить по-английски, что мы ошиблись, и нам нужен Хаскёй. Турчанка, севшая рядом с нами, взялась нас опекать, объяснила что-то служащим, чтобы от нас отстали, и заботливо подсказала нам нужную нам остановку )))
А это вид на холм Эйюп. В этом месте Золотой Рог становиться судоходным.
[700x525]
Через полчаса мы вернулись в Хаскёй. Побежали в музей. Ах! Музей закрывается в 17 часов. Значит у нас есть всего 2 часа на осмотр. Нет, не на осмотр, а на забег по музею.
Так что же это за музей такой? Полное его название - Индустриальный музей Рахми М. Коча. Основан турецким миллионером-коллекционером, который собирал, на мой взгляд, все на свете - от грамафонных пластинок до паровозов и подводных лодок. Музей открыт не так давно - в 1994 году. Музей потрясающий!!! Всем, кто будет в Стамбуле, обязательно посетить его! Будет интересен и взрослым, и детям!
Это кабинет и восковая фигура основателя музея, Рахми М. Коча.
[700x525]
[700x525]
Игрушечная железная дорога.
[700x525]
[700x525]
Мастерская лодочника
[700x525]
Это собрание дорогих яхт.
[525x700]
[700x525]
Модели стамбульских пристаней. Вот Девичья башня.
[700x525]
Здесь можно заглянуть в старинные магазинчики и мастерские. Слева белая громада - морской паровой двигатель.
Магазин часов
Магазин игрушек
Аптека
[700x525]
Обувная мастерская
В этом автомобиле с Российским двуглавым орлом на дверце можно посидеть и сфотографироваться
[700x525]
Когда-то это были Стамбульские верфи. Рахми М. Коч выкупил их в 1996 году для своей коллекции, и в 2001 г. они открылись для посетителей.
[700x525]
Андре надолго завис у экспозиции автомобилей. Здесь каждый экспонат стоит сотни тысяч долларов.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Каток с паровым двигателем
[700x525]
[700x525]
Велосипеды
[700x525]
Детские коляски
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Детские машинки!
[700x525]
[525x700]
Санки
[700x525]
Масляный пресс. Можно нажать на кнопку и посмотреть, как он работает
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Лебедка для затаскивания корабля на обслуживание
[700x525]
Проход на подводную лодку через этот корабль. Это американская дизельная подводная лодка, участник военных действий против Японии в 1945 году. Но, к сожалению, на подлодку мы не попали. Билеты на нее надо приобретать отдельно в кассе. А до закрытия музея осталось полчаса. Мы просто бы не успели. Да и к тому же, детей до 8 лет на подлодку не пускают.
[700x525]
Так что мы просто побродили по кораблю.
DC-3
[700x525]
[700x525]
Лондонский даблдекер
[700x525]
Действующая миниатюрная железная дорога.
[700x525]
Рельсовый городской транспорт
[700x525]
Можно не только посидеть в трамвае
Но и поуправлять
[700x525]
Портшез
[525x700]
А это самый знаменитый и дорогой экспонат - вагон султана Абдул-Азиза. В этом вагоне султан совершал Европейское турне в 1867 году.
[700x525]
[700x525]
Я показала лишь малую часть коллекции. Еще одно здание музея находиться через дорогу от верфей. Но туда мы уже не успевали ((( Мы поспешили на пристань Хаскёй, чтобы переправиться через Золотой Рог.
[700x525]
[700x525]
Водный трамвай
[700x525]
Мечеть Селима Явуза
[700x525]
Мечеть Фатих
[700x525]
Акведук Валента
[700x525]
Сулеймание и слева башня Баязида
[700x525]
Новая мечеть, за ней купол Айи Софии
[700x525]
Слева направо: розовая мечеть Ахи Челеби, за ней мечеть Рустема-паши, вдалеке мечеть Нуросмание
[700x525]
Вот такой выдался насыщенный день. До отеля от Эминёню доехали на трамвае. Рядом с мечетью Лалели в кафе купили шаурму на ужин. В отеле нас ждал приятный сюрприз - в бассейне нашлась Стасина потерянная сережка! Маленькое чудо!