• Авторизация


День 4. Айя София и аквариум. 16-04-2013 10:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Как обычно, меня разбудил призыв на утренний намаз в 4.20 утра. Почему-то кроме меня его никто не слышал. Дети и Андре спали как ангелочки. А мне уже не спалось в предвкушении. В этот день мы шли на встречу с Историей. В Святую Софию.
[700x525]

С погодой в этот день не повезло. Было очень холодно. Дети под куртки надели теплые свитера, я намотала шарф на голову. Приехали на трамвае до остановки Султанахмет в 9 утра, а очередь в Софию была заметна издалека. Больше чем вчера вечером была!

Это вид на султанские Тюрбе рядом с Айей Софией. Вход туда отдельный и, конечно, бесплатный.
[700x525]
А это бани Хюррем Султан (Роксоланы). Построены русской женой Сулеймана Великолепного в XVI веке.
[700x525]

[700x525]

Бани до сих пор действующие.
[700x525]
Вид на Голубую мечеть.


Холодно было стоять! Предприимчивые турецкие продавцы предлагали шапки и перчатки туристам из очереди. У нас-то, из северных краев, все свое было. Русские туристы в очереди делились впечатлениями о своих отелях. У всех что-то был ужас по приезду, номера обшарпаные, завтраки ужасные. А вот мы не обманулись в своем отеле! Отличный оказался!
[700x525]
Отстояв минут 40 мы приобрели два билета по 25 лир (дети бесплатно). 

Мощные контрфорсы присторены уже при Османах, чтобы храм не рухнул. 
[700x525]
Первая София была постороена Константином Великим в 324 году. Константинов собор сгорел в 404 году. Вторая София была построена при Феодосии Великом в 415 году и была сожжена в 532 году во время восстания Ника. Остатки Второй Софии были обнаружены в 1936 году.

Остатки Второй Софии.
[700x525]

Ангнцы, олицетворяющие 12 Апостолов, идут к фонтану мудрости Божией. Подобный сюжет мы встречали в Риме на древних мозаиках.
[700x525]

Вход в храм. Когда-то перед храмом был большой внутренний двор, обнесенный колонннадой.


Храм посвящен Софии, Премудрости Божией. Это было имя Христа, Сына Божия, под этим именем предвозвещенного в Ветхом Завете
[700x525]

Третья София была построена при Юстиниане. Спустя 40 дней после пожара император повелел построить на месте Второй Софии новый храм, который затмил бы все, построенное до него. Архитекторами грандиозного проекта были Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. 


Два месяца готовился проект. И 23 февраля 532 года началась грандиозная стройка. На ней трудились 10 тысяч рабочих. Самые лучшие и богатые материалы свозились в новый храм - разноцветный мрамор, яшма, порфир, золото, серебро и слоновая кость, колонны и другие украшения из языческих храмов (к примеру из Эфеса и из Баальбека). В бетон добавляли масло, экстракт листьев ясеня, известь готовили на ячменной воде (секрет состава строительного раствора до сих пор не удалось разгадать). На каждом из легких кирпичей, из которых строили стены, было отпечатано "Господь да поможет". Юстиниан в своем рвении создать самый великолепный храм, хотел покрыть золотом стены собора от пола до сводов. Но придворные астрологи ему предсказали, что в конце веков придут бедные цари, и тогда из-за золота разрушат храм. Это остановило императора.


Внешний притвор. Вообще, центральным входом в Софию пользовались только по праздникам. И центральные двери предназначались только для императора. А в обычные дни император проходил по специальному переходу из Большого дворца.
[700x525]

Строительство храма, поглотившее три годовых дохода Империи, было закончено в 537 году. По легенде Юстиниан произнес: "Соломон! Я превзошел тебя!" (Имея ввиду, конечно, Иерусалимский храм). Судя по всему, он был прав. Это был самый грандиозный христианский храм древности более тысячи лет, до возведения базилики Св.Петра в Ватикане.


Еще один притвор, внутренний. Центральные Императорские двери по преданию сделаны из досок Ноева ковчега.
[525x700]

Мозаика в люнете над Императорской дверью. Конец IX в. -  начало X в. Император Лев VI Мудрый преклоняет колени перед Спасителем.

При этом императоре в византийских хрониках впервые упоминается Русь как государство. Император был отлучен от церкви за свой четвертый брак (три его предыдущие супруги умерли, не оставив наследников). Может, на этой мозаике он раскаивается? Хотя в жизни он ничуть не раскаялся, получил-таки наследника от последней жены, обвенчался с ней,  а патриарха, который отлучил его от церкви, освободил от должности.
[700x525]

"Мир вам. Я Свет миру"

[700x525]
За свою полуторавековую историю храм неоднократно разрушался. 553 год - землетрясение; 577 - землетрясение; 558 - купол и част стен обрушились, уничтожив при этом все внутреннее убранство; 859 - пожар; 869 - землетрясение; 989 - землетрясение, в результате которого обвалился купол, здание храма подпирается контрфорсами; 998 - сильнейший пожар; 1453 год - к зданию храма пристроили минареты, одновременно служившие стабилизаторами-подпорками; в XVI веке Мимар Синан укрепил здание храма дополнительными контрфорсами, остановившими расползание здания; 1847 год - угроза обрушения, и была проведена первая реставрация итальянскими архитекторами.
[700x525]

"Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони," -  Прокопий Кесарийский


Окна с каменными переплетами.
[700x525]
 В архитектурном плане храм - трехнефная базилика. Длина до апсиды 75 м, ширина - 68 м. 
[700x525]

Внутренняя отделка храма поражала воображение роскошью и богатством. Мозаика покрывала все пространство храма. Даже пол был покрыт драгоценной мозаикой.

[700x525]
Золото показалось не слишком дорогим материалом для Престола. Был приготовлен особый сплав из золота, серебра, толченого жемчуга и драгоценных камней, так что поверхность престола имела 72 разных оттенка. Престол инкрустировали драгоценными камнями. Над престолом возвышался в виде башни балдахин, кровля которого из массивного золота покоилась на золотых и серебряных колоннах, украшенных инкрустацией из жемчугов и алмазов и золотыми лилиями, между которыми находились шары с крестами из массивного золота весом в 30 кг, равным образом осыпанные драгоценными камнями; из-под купола балдахина спускался голубь, изображавший Святого Духа, внутри голубя хранились Святые Дары.

Мозаика апсиды.

Первоначальные мозаики были сбиты в период иконоборчества. Эта мозаика 867 года восстанавливала первоначальную.
[525x700]

Престол был отделен иконостасом, украшенным рельефными изображениями святых; иконостас поддерживали 12 золотых колонн. В алтарь вели трое врат, задернутых драгоценными завесами. Посреди церкви находился особый амвон, имевший полукруглую форму и окруженный балюстрадой. Над ним был тоже балдахин из драгоценных металлов, покоившийся на восьми колоннах и увенчанный золотым, усыпанным драгоценными камнями и жемчугом крестом в 40 кг весом. Сюда выходило духовенство, и здесь же возвышался императорский трон.
[700x525]
Штат священнослужителей составлял 600 человек. Все священные богослужебные предметы – чаши, сосуды, ковчежцы – были из самого чистого золота и ослепляли сверканием драгоценных камней. Из золота были все священные принадлежности и предметы придворного церемониала, использовавшиеся при короновании. Шесть тысяч канделябров в виде громадных гроздей, столько же переносных подсвечников, каждый весом в 45 кг. Мозаики на куполе сверкали от сияния канделябров, серебряные лампады висели на бронзовых цепях, бесчисленные огни отражались в мозаиках и драгоценных камнях.

Врата были из слоновой кости, янтаря и кедрового дерева с наличниками из позолоченного серебра. В притворе находился яшмовый бассейн со скульптурами львов, извергавших воду. В Дом Божий могли входить, только омыв ноги.

Нам, людям 21 века, невозможно вообразить богатство и красоту интерьера Святой Софии.
[700x525]

Сейчас мы смотрим на купол 986 года, который реконструировал архитектор-армянин Трдат. Диаметр купола 32 метра, высота - 55 метров. И в античные времена строили купола, как купол Пантеона в Риме. Но тот купол опитался на такие же круглые стены. А здесь была решена задача как круглый купол поставить на квадратное здание.
[700x525]

Когда русские послы, побывавшие в Константинополе, вернулись к князю Владимиру, они описывали ему богослужение в Святой Софии так: " И не знали мы, где находимся, на небе или на земле."
[700x525]
Где-то в правой части храма есть загадочная ниша, в которой всегда слышен шум. Мне кажется, это самая потрясающая легенда Святой Софии! Последняя православная литургия началась вечером 28 мая 1453 года. На следущий день, 29 мая, турки ворвались в храм, где еще продолжалась последняя служба. И священник, читая молитвы, отступил к стене, и.... стена раскрылась и спрятала его! И он будет читать молитвы, пока церковь снова станет Православной. Тогда он выйдет из стены и продолжит службу.
[700x525]
  Есть еще одно место, которое мы не нашли. Где-то на стене в апсиде или рядом справа есть след от руки Мехмеда Завоевателя. Когда турки захватили храм, султан въехал в Софию на коне. Конь поскользнулся в крови убитых в храме, и Мехмед Фатих, чтобы не упасть, оперся рукой о стену. Отпечаток находиться на высоте 4 метра от пола.  Дотянуться до этого места даже сидя на лошади, невозможно. Тогда сочинили легенду, приближающую руку Фатиха к этой отметке - султанский конь шел по трупам, испугался такого количества мертвых и встал на дыбы, и султан оперся о стену как раз на высоте 4 метра. Но турки не согласны с этой легендой. Говорят, Мехмед спешился перед входом в Софию, и даже снял тюрбан в знак смирения.
[525x700]

В Святой Софии хранилась Плащаница Спасителя, которую похитили крестоносцы в 1204 году, и которая сейчас находится в Турине. Вообще, самому большому осквернению и разрушению Святая София подверглась в 1204 году. Храм был разграблен подчистую, был даже разрублен на куски и увезен иконостас, вывезены святыни, разбиты мозаики, вскрыты и разграблены могилы, а священникам вспарывались животы в поисках проглоченных драгоценных камней. Османам в 1453 году не попало и половины того, что награбили крестоносцы!
[700x525]

Спустя 250 лет произошел захват Константинополя турками, и Святая София стала главной мечетью Османской Империи. Мехмед Фатих проехал на коне от ворот св.Романа до Святой Софии, и после осмотра храма, приказал готовить его к пятничной молитве. 1 июня 1453 года здесь была совершена первое мусульманское богослужение. 

Чтобы Престол храма не достался османам, православные решили вывезти его морем в Грецию. Но корабль по дороге затонул. Так что драгоценный Престол Софии на дне морском.

Мусульмане в апсиде построили михраб. Он немного смещен вправо от центра, т.к. он должен указывать точное направление на Каабу.
[700x525]
Слева от апсиды Султанская ложа
[700x525]

При султане Абдул-Меджиде повесили 8 круглых щитов из верблюжьей кожи (диаметром 7,5 м). Золотые надписи на них - имена Аллаха и Мухаммеда (по сторонам от апсиды), первых халифов - самые крупные образцы арабской каллиграфии.

[700x525]

В 1935 году по решению Мустафы Кемаля Ататюрка Айя София перестала быть мечетью и стала музеем.
[700x525]

Ажурные византийские капители колонн
[700x525]

[700x525]

[700x525]

[700x525]

Еще одна достопримечательность Святой Софии - Плачущая колонна.
[525x700]
 Вообще-то эта колонна с IX века называлась колонной Святого Григория Чудотворца, т.к. была возведена на месте его явления. Верующие еще в те стародавние времена прикасались к колонне, получая исцеление. А в день памяти святого совершалась служба в его память. Сейчас традиция прикасаться к колонне осталась, только смысл потерялся... 

Вот в это отверстие на колонне все желающие вставляют палец и прокручивают его на 360 гр, загадывая желание.
[700x525]
 Вход на хоры из притвора. Хоры - это галерея вторго этажа, предназначенная исключительно для женщин.
[700x525]
 На хоры ведет не лестница, а пандус, т.е подъем без ступеней. Чтобы удобно было заносить в паланкине императрицу, вернее, чтобы императрице было удобно, чтобы она не испытывала никаких сотрясений. 
[700x525]

Это "второй этаж" храма.
[700x525]


[700x525]

[700x525]
 Вид на архангела Гавриила в своде вимы ( по бокам свода апсиды). Первоначально было два архангела. До нас дошел только один. 
[700x525]

Архангел Гавриил.

[525x700]

[546x700]


[700x525]

[700x525]
 Ложа императрицы по центру храма, напротив алтаря.
[700x525]
 На парапете и колоннах хоров есть древние граффити типа "Здесь был Вася"
[700x525]
Вид из ложи императрицы. 

В Святой Софии произошло одно из важнейших событий мировой истории - разделение христианской Церкви на Западную и Восточную. Случилось это утром 16 июля 1054 года во время богослужения. Папский легат кардинал Гумберт возложил на престол храма дерзкую грамоту о низложении и отлучении от церкви Константинопольского патриарха Михаила Керуллария.Только благодаря вмешательству императора Константина Мономаха римские послы были спасены от расправы народной. Ответный шаг был предпринят 20 июля - анафема римским легатам (но не Папе Римскому).

Взаимные анафемы были отменены обеими церквями только в 1965 году. Но раскол не преодолен и сегодня.
[700x525]

На парусах под куполом мы видим шестекрылых византийских серафимов VI века. Мусульмане почему-то сочли их талисманами, не замазали штукатуркой, лишь надели маски им на лица. Правда у серафимов было только одно человеческое лицо, а три других изображали быка, орла и льва. 
[700x525]
До нас дошло только человеческое лицо. 
[700x525]

[700x525]

Мозаика над хорами. Иоанн Златоуст слева и Игнатий Богоносец справа.
[700x525]
Кусочек золотой мозаики. По-видимому так были облицованы все стены и своды хоров.
[700x525]
А это просто потрясающая мозаика. Деисус. Господь с предстоящими Богородицей и Иоанном Крестителем.
[700x525]
Нижняя часть ее была разбита крестоносцами.
[700x525]
Без комментариев
[700x525]

[700x525]

[700x525]
Мы были так заворожены Деисусом, что даже не обратили внимание на могилу Энрико Дандоло, предводителя IV Крестового похода. Он был похоронен напротив Деисуса. А Мехмед Фатих выбросил его кости псам.

Это мозаика Комнинов 1120 года. В самом конце северной галереи хоров.
[700x525]

Какая красота! Если все стены хоров были покрыты такими мозаиками, это была невообразимо прекрасно! Даже такие небольшие кусочки, остатки былой роскоши, приводят в восторг, изумление и благоговение.
[700x525]

[525x700]

Император Иоанн II Комнин. При нем империя вела активную завоевательную политику. Император умер в военном походе в возрасте 53 лет от заражения крови.
[525x700]
Его жена, Ирина, венгерская принцесса. Она вела тихую и благочестивую жизнь, не вмешиваясь в политику. Была канонизирована в лике Преподобных.
[525x700]

Их сын Алексей Комнин. Был наследником и соправителем отца, но умер молодым, за год до смерти императора, в одном из военных походов.

[525x700]
Рядом с мозаикой Комнинов через окно мозаика императрицы Зои.

О! История императрицы Зои - одна из самых интересных в богатой византийской истории. Она была Порфирородной дочерью императора Константина VIII (сына Романа II и Феофано. О! история Феофано не менее интересна, но речь сейчас не о ней). У её отца было три дочери, у дяди, императора Василия II Болгаробойцы, вообще законных детей не было (Кстати, тетка Зои, сестра обоих императоров Анна, была женой киевского князя Владимира Красное Солнышко). Македонской династии грозил династический кризис, а Византии - междоусобицы. 

Поэтому отец Зои, недальновидный кутила император Константин VIII, до последнего оттягивающий вопрос престолонаследия, т.к. наследовать ему мог только зять, за три дня до своей смерти в 1028 году, спешно сыграл свадьбу одной из своих дочерей (ею оказалась Зоя) с первым попавшимся достойным кандидатом. Им оказался префект Константинополя Роман Агрир. Не беда, что потенциальный жених был женат. Его жену срочно постригли в монахини.

Несколько слов о Зое. Она была хорошо образованной. У нее было необычное увлечение - косметология. В византийских трактатах сохранились рецепты мазей императрицы Зои. По-видимому, это были действенные мази, раз в преклонном возрасте, как описывают хронисты, у нее была согнута старостью спина, и дрожали руки, но лицо было как у девушки, без единой морщинки.

Итак, Роман Агрир благодаря браку с Зоей становиться императором Романом III. Но, к несчастью, молодые были уже далеко не молоды. Роману на момент брака было 60 лет, Зое - 50 лет. Её беспечный отец не озаботился выдать её замуж пораньше, пока она не вышла из детородного возраста. Роман, стараясь стать отцом и основать новую династию, осыпал золотом врачей, приписывающих ему всяческие процедуры, мази и притирания. Зоя старалась и того больше. Раз не выходило естественным путем, значит надо искать иные пути, и она обратилась к магам и чародеям. А после и того пуще, завела молодого любовника! Да не одного!!!
[700x525]

Пока Роман Агрир занимался государственными делами, императрица Зоя, войдя во вкус дела, заводила фаворитов - распорядитель церемоний Константин Артоклин, молодой аристократ Константин Мономах, и наконец, прекрасный юноша, брат главного придворного евнуха, Михаил Пафлагон. Как ни странно, старый муж на это безобразие не обращал внимания, зная что его супруга весьма любвеобильна. И чтобы средства казны не утекали к новым фаворитам Зои, Роман смирился с присутствием Михаила, а зря! Император Роман Агрир что-то подозрительно быстро заболел, но не сдавался, не умирал, хотя его травили медленным ядом. Чтобы ускорить кончину императора, по приказу Зои его утопили в бане в Чистый четверг.

[x525]
Зоя немедленно, в ночь кончины Романа Агрира, призвала к себе Михаила, облачила его в императорские одежды, усадила с собой на трон и своими руками возложила на него корону. Срочно вызванный во дворец патриарх благословил брак 56-летней Зои и 24-летнего Михаила Пафлагона. 

Но произошло то, что должно было произойти. Молодой муж моментально охладел к старой супруге. Более того, он запер Зою в её покоях, никого к ней не допуская, урезал её содержание. А сам, дабы упрочить свое положение, начал репрессии и казни старой знати, одновременно выдвигая на главные государственные посты своих родственников - новую знать. А главным советником нового императора стал его собственный брат - придворный евнух Иоанн. Все его недолгое правление - 7 лет, - было чередой восстаний. К тому же Михаил Пафлагон был болезненным человеком, о чем хронисты ядовито замечали, это была кара Господня за то, что он обратился к чародеям с целью захватить престол. А Зоя, лишенная власти, под домашним арестом в женской половине дворца, исподволь пытаясь отравить императора и его всесильного брата-евнуха. Но не получалось. А может и получилось, раз молодой и цветущий император умер в 31 год?

Но братья Пафлагоны, предвидя скорую кончину императора Михаила, уговорили Зою усыновить их племянника, тоже Михаила. И когда Михаил IV Пафлагон скончался в декабре 1041 года, на трон взошел его племянник Михаил V Калафат ( его отец был калафатом - конопатчиком). Зоя дала свое согласие на коронацию Михаила Калафата, уверенная, что молодой император станет марионеткой. Михаил Калафат и правда, первое время выказывал уважение и почтение Зое, уверяя везде, что она истиная императрица, а он её покорный слуга. Но потом злом заплатил за предобрейшее! Подстриг Зою в монахини и отправил на Принцевы острова. Затем юный глупец устранил своего дядю Иоанна, приведшего его к власти. За ним последовали другие родственники. Итог такого царствования спустя всего 4 месяца - восстание в Константинополе.

Зою и её забытую всеми сестру-монахиню Феодору вернули в Константинополь. Императорский дворец был взят штурмом, при этом погибли 3 тысячи человек. Зою и Феодору провозгласили самодержавными соправительницами. Молодого Михаила Калафата ослепили и через год он умер в монастыре. 
[507x700]

По-видимому, Зое было скучно без мужа. Она стала срочно подбирать себе мужа. Кандидатура Константина Даласина была отвергнута, когда воодушевленный близкой властью жених представил невесте план реформ. Следущая кандидатура к рассмотрению - бывший любовник Константин Артоклин. Но он скоропостижно скончался. Злые языки утверждали, что его отравила собственная жена, опасаясь участи подстриженной в монахини жены Романа Агрира. Наконец Зоя остановилась на еще одном своем прежнем фаворите Константине Мономахе. 

Константин Мономах был срочно возвращен из ссылки в 1042 году и обвенчан с Зоей. Жениху было 42 года, невесте - 64 года. Константин был достаточно умен, чтобы не ссориться с женой. Он повсюду подчеркивал её право на почет и власть.

Однако, Константин Мономах не вел жизнь монаха до женитьбы на Зое. У него была возлюбленная, Мария Склирена. Мария только по закону не была его женой, но по всем житейским законам была полноправной половиной Константина. Она, продав все свои имения, разделила с ним ссылку на Лесбос, она родила ему дочь (впоследствии ставшую женой киевского князя Всеволода Ярославовича и матерью Владимира Мономаха). И он не предал её. Женившись на Зое, упросил императрицу позволить приехать в Константинополь Марии. Более того, Зоя позволила Марии жить в Императорском дворце, что даже привело к народным волнениям. Но Марии не суждено было дождаться, когда Константин жениться на ней. Она тяжело заболела и умерла спустя 3 года.

А престарелая Зоя, уняв огонь желаний, полностью отдалась двум другим страстям - легкомысленным нарядам и алхимии. И как утверждают летописцы, в старости стала нетверда умом. Зоя скончалась в 1050 году в возрасте 72 лет. Самодержавные сёстры по словам историков, своей безумной щедростью, пустым тщеславием, нелепыми капризами, посредственностью ума уготовили гибель империи и дали проникнуть в её здоровый и крепкий организм смертельным зародышам, обусловившим её падение.

Благодарный Константин Мономах устроил Зое пышные похороны и даже хотел канонизировать. Но скандальная жизнь Зои не позволила осуществить это начинание. Константин пережил Зою на 5 лет. При нем произошел раскол Христианской Церкви на Западную и Восточную. 

Так вот, на мозаике мы видим императора Константина Мономаха и императрицу Зою, предстоящих Спасителю. Первоначально на этой мозаике Зоя была изображена со своим вторым мужем Михаилом Пафлагоном. Когда пришел к власти злобный юнец Михаил Калафат, он сбил лица Зои и своего дяди. Они были восстановлены при правлении Константина Мономаха. Причем лицо Михаила Пафлагона заменено на лицо Мономаха. 

[525x700]
Наш осмотр Великой церкви окончен. Мы не нашли несколько мозаик - Императора Александра, Богорородицу с императорами Константином и Юстинианом, не заметили могилу Энрико Дандоло, след от руки Мехмеда Фатиха. Но вышли из Святой Софии переполненные разными чувствами и впечатлениями.
[700x525]
 После Святой Софии ни в какие музеи не хотелось идти. Никакие новые впечатления не могут сравниться с тем, что мы увидели. 

Решили кардинально сменить обстановку и поехать в аквариум. Дети просили об этом еще в Москве. Мы направились на вокзал Сиркеджи.

Вот сюда приходит самый знаменитый поезд - "Восточный экспресс". 
[700x525]

Нам не повезло. Электрички до Флории, где находится аквариум, не ходили. В кассе нам подсказали идти на автобус из Эминёню. Это недалеко от вокзала Сиркеджи. На остановке Эминёню первый попавшийся автобус шел туда куда нам надо. Электронное табло высветило весь его маршрут, где была Флория. Автобус был новый, чистый. Мы оплатили проезд Стамбульской картой и заняли места. Только когда нам выходить? Андре подошел к водителю, чтобы нам подсказали Флорию. Водитель вроде понял, что от него хотят, т.к. английским он не владел. Но самое прикольное, на середине маршрута он просто вышел на остановке, а его место занял другой, который тоже не говорил по-английски. Пришлось договариваться с новым водителем. Он тоже понял, что мы хотим Флорию. И когда доехали, нам громко объявили - Флория!

Аквариум оказался просто замечательный! Получили массу положительных эмоций. Фотографировать можно было только без вспышки. Фото с моего аппарата получились совсем плохие, так что выложу немного. Но это совсем не значит, что аквариум маленький, и смотреть там нечего. 
[700x525]
Кроме собственно разных тематических аквариумов там были еще и развлекательные залы. Один нам особо понравился.Оформлен зал как затонувший ржавый корабль, и раздается скрип, шум воды. Можно везде полазать, все покрутить, потрогать. А дети до сих пор вспоминают, как они полежали в парусиновой койке, как настоящие моряки! а еще там был зеркальный лабиринт! Дети были в восторге!
[700x525]
В этом аквариуме скаты. Такие милые! Они совсем не боялись людей, подплывали к самой поверхности, и как птички, махали крылышками! 
[700x525]

[700x492]
 Нам повезло. Мы попали на кормление рыб в самом большом аквариуме и зависли здесь надолго! Пока у аквалангистов не закончился корм в ведре. Один кормил, а два других стояли с палками и бдили, чтобы акулы проплывали мимо. Смелый кормильщик давал рыбу прямо акуле в пасть, но после этого ее палками направляли в сторону.
[700x525]
Огромный группер. На фото он получился не такой большой как на самом деле.
[700x525]
И последний огромный зал был посвящен флоре и фауне амазонии. Пираньи, араваны, кайманы, ядовитые лягушки, анаконды и т.д.
[700x525]

Можно смело рекомендовать аквариум во Флории к обязательному посещению. Мы опять же были приятно удивлены, что в Стамбуле имеется такое развлечение, очень даже достойное того, чтобы его увидеть. Понравится и детям и взрослым! 

Ну а после аквариума мы отправились в отель, т.к. было уже часов 5 вечера. На этот день впечатлений достаточно!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Mili_Monte 18-11-2013-18:34 удалить
Очень интересно. Спасибо!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник День 4. Айя София и аквариум. | Катишь_09 - Дневник Катишь_09 | Лента друзей Катишь_09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»