Начался наш 5 день в Вечном городе. Так быстро подошла середина путешествия.... Этот день у нас был заранее распланирован еще в Москве, по интернету приобретены билеты в Ватикан. Для двух взрослых и одного ребенка это удовольствие стоило 50 евро.
Сладкая витрина по дороге
Так как билеты были куплены на 10 утра, чтобы идти до Ватикана пешком не было речи. Мы решили воспользоваться услугами римского метро. Вокзал Термини был совсем рядом. Но сначала надо было купить билеты. Мы встали в очередь в кассу. Андре, конечно же, уточнил, туда ли мы стоим. Оказалось нет. В кассах приобретаются билеты на большое количество поездок, а нам нужны были разовые билеты. Значит переходим в другую очередь, к автоматам.
У автоматов мы растерялись, что нажимать? Вдруг перед нами возник молодой человек красивой итальянской наружности, и стал любезно помогать, нажимать что нам надо, объяснять сколько монеток бросить... У меня выступил холодный пот - вот он, итальянский воришка!!! Сейчас выхватит кошелек у Андре и скроется в толпе! Или выхватит наши 2 билетика! Но к счастью его позвали и оно так же внезапно исчез, как и появился. Фу-х! Нас не ограбили, а любезно помогли!
Ну а потом мы запутались в метро. Спустились мы правильно, на линию А. Я думала там будут указатели с названиями станций, как у нас. Нет. Только название конечных остановок, и никаких схем. Пришлось опять приставать к людям и спрашивать станция Оттавиано в какую сторону? Итальянцы вежливые и любезные, нам конечно же помогли. Так что заранее надо посмотреть название линии и конечную станцию нужного Вам направления, запомнить, на какую букву начинается название конечной станции (два варианта Аи В) и следовать указателям.
Добрались мы до станции Оттавиано, вышли на свет Божий, пошли по направлению, куда все идут, по виа Оттавиано до площади Рисорджименто.
Это я сфотографировала вывеску "Шопен". Над белой машиной. Оказалось, магазин модной одежды. Причем здесь Шопен?
Когда увидели мощные стены, сразу поняли, это то что нам надо! Ватикан! Основной поток людей продолжал двигаться прямо, вызывая у нас стадное чувство.
Но на Ватиканской стене висел указатель: музеи направо. Надо доверять указателям. Мы повернули направо, пошли вдоль стены.
[700x525]
То что мы идем в верном направлении, сказала нам дикая очередь. Эта очередь была в 10 раз больше чем в Колизей! Мы просто продирались сквозь желающих попасть в Ватикан, сквозь гидов, предлагающих пройти без очереди с экскурсией, сквозь продавцов сувениров, путеводителей... Я так была рада, что купила билеты заранее! Жаль что не сфотографировала эту колоссальную массу желающих попасть в Ватикан. Но зато сняла на видео.
[700x525]
А это мы уже внутри. На входе показали распечатанный ваучер (это оказался ваучер, а не билеты). Нам указали очередь в билетную кассу. Минут 5 и нам выдали по ваучеру 3 билета. Стася прошла без билетика. Сумки свои никуда не сдавали, так и прошли с большим рюкзаком, где вода, хлеб, зонтики.
[700x525]
Вот куда мы попали! Терраса дворца Бельведер, который слева.
Отсюда купол можно разглядеть в деталях!
[700x525]
В этом дворике начинаются экскурсии, здесь так же курят и пьют. Воду из фонтана.
[700x525]
Вообще, музеи Ватикана - это одно из мест, которые надо осматривать хотя бы 10 посещений. Но у нас на это всего лишь 1 день....Что мы можем увидеть? Лишь поверхность айсберга... Мы начали с Пинакотеки, открытой Папой Пием XI в XX столетии. Конечно, художественные сокровища собирались веками.
[700x525]
Ангел Бернини
[525x700]
Православный иконостас
[700x525]
Святая Екатерина
[525x700]
Караваджо. Положение во гроб. Эту картину мы видели в этом году на выставке в Москве. Вот снова встретились.
[700x525]
Джотто. Триптих Стефанески. Это моя первая встреча с Джотто.
[700x525]
Папа Александр VI Борджиа
[700x525]
Зал Рафаэля. Слева направо - Мадонна ди Фолиньо, Вознесение Христа, Коронование Марии.
[700x525]
Мадонна Карло Кривелли и полиптих Антонио Виварини.
[700x525]
Андре и Стася любуются Святым Георгием Бордоне.
[700x525]
Леонардо. Святой Иероним
[700x525]
Рядом с Пинакотекой находится музей Пио-Кристиано. Собрание раннехристианских древностей - саркофаги, статуи, мозаика.
[700x525]
Петушок
[700x525]
Сознаюсь, мы быстро пробежали этот музей.
[700x525]
Следующий по курсу артобъект - двор Пинии. Название двору дала четырехметровая античная шишка.
Вот так выглядит двор Пинии. Фото не мое.
В Средние века Папы жили не в Ватикане, а в Латеранском дворце. Неподалеку от старой базилики Святого Петра, возведенной при Константине Великом, стоял скромный дворец, построенный во времена Папы Симмаха, в конце V века н.э. К 1150 году здание дворца уже почти разрушилось. Только в 1377 году, когда Папа Григорий XI вернулся из Авиньона в Рим и увидел, что старый Латеранский дворец превратился в руины, этот понтифик избрал своей официальной резиденцией Ватикан.
С тех пор папы жили в Ватикане, и почти каждый из них расширял, украшал и реставрировал дворец. В эпоху Ренессанса здесь развернулось большое строительство. При Николае V началось сооружение грандиозного комплекса, здания которого образуют в плане квадрат с дворцом в центре. В 1473 году Сикст IV построил свою часовню. Другой небольшой дворец был сооружен Иннокентием VIII, а к первому дворцу Николая папа Александр VI Борджиа пристроил башню. При Юлии II делла Ровере были сделаны новые пристройки. Небольшой дворец Иннокентия VIII был соединен с большим дворцом коридором, который в наши дни образует восточное крыло Бельведерского дворца. Многие другие папы сооружали пристройки к зданию, которое, по мнению многих, и так уже непомерно разрослось. Этой работой занимались лучшие художники и архитекторы.
Личные апартаменты Пап украшали четыре самых лучших художника Италии. Это фрески Микеланджело на потолке и на стене Сикстинской капеллы . Рафаэль расписал покои папы Юлия II делла Ровере. Фра Анжелико украсил часовню для папы Николая V, а Пинтуриккио расписал покои Борджиа.
[700x525]
Пример современного искусства, если коротко, символизирующий собой разрушение земли человеком. Творение скульптора Помадоро.
[700x525]
Далее из двора Пинии мы попали в музей Кьяромонти. Собрание античной скульптуры.
Император Тиберий
[525x700]
Надгробие
[700x525]
Скучающие дамы
[700x525]
Опять Тиберий. При котором был распят Христос.
[525x700]
Идем дальше. Фрески на стенах залов.
Оконная ниша
[525x700]
Вид из окна
[700x525]
Восьмиугольный дворик дворца Бельведер.
Сфинкс
[525x700]
Грустная девушка
Саркофаг
[700x525]
Красавец! Аполлон Бельведерский! В полный рост нельзя было сфотографировать, ноги загорожены лесами.
[700x525]
Алтарь
[700x525]
Река Тигр
[700x525]
Лаокоон
[700x525]
Детали саркофага
[700x525]
Девочки с собачкой
Из дворика мы вошли в зал животных. Этот зал больше всего нам понравился! И так хорошо запомнился!
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Охотник Мелеагр
Античная мозаика на полу
Дальше, дальше! Прямо по курсу Бельведерский торс!
[525x700]
Потолок в зале Муз, где находится торс.
[700x525]
Аспазия
[525x700]
Перикл
[525x700]
Далее - зал Ротонда. Здесь находится 13-метровая порфировая чаша, найденая в Золотом доме Нерона. И Геркулес, одна из немногих бронзовых античных статуй, дожившая до наших времен (найден при раскопках театра Помпея).
[700x525]
А так же в нишах античные статуи императоров и богов.
[700x525]
Купол зала
[700x525]
Пол украшает великолепная мозаика даже не из дворца! Из терм, т.е. общественных бань.
[700x525]
[700x525]
Слева император Клавдий, справа император Гальба.
[525x700]
Далее - зал Греческого Креста. У входа - гранитные скульптуры, изображающие Антиноя в виде фараона, с виллы Адриана в Тиволи.
[700x525]
В этом зале находятся два саркофага. Один саркофаг из мавзолея Констанции, из Римского мавзолея.
[700x525]
Второй саркофаг равноапостольной Елены. Этот саркофаг уступил матери Константин Великий. Мощи её были изъяты и перенесены в церковь, а потом и вовсе разделены и теперь находятся в разных городах мира. А в этот саркофаг уложили усопшего Папу Анастасия IV в 1154 году. Останки Папы тоже были изъяты, так что сейчас саркофаг пуст.
[700x525]
Великолепная античная мозаика с Афиной.
[700x525]
Египетский музей оказался закрыт.
[700x525]
Справа от сфинкса на полу мозаика.
[700x525]
Зал Колесницы. Можно заглянуть через веревочку, полюбоваться на мраморную колесницу I века.
[700x525]
[525x700]
Мы завернули в Григорианский этрусский музей. Андре музей очень понравился, и он очень много времени потратил на него. Конечно, музей стоит этого, но у нас в Ватикане был всего один день! А это значит надо бежать галопом и останавливаться только перед самыми известными экспонатами. И то ненадолго.
Например, перед Марсом Тоди. Это бронзовая статуя V века до н.э.!
Восстановленная этрусская церемониальная колесница, с сохранившимися деревянными фрагментами.
[700x525]
Потолок в одном из залов музея
[525x700]
Этрусские бронзовые церемониальные щиты
[700x525]
Проход в галерею Канделябров. Посмотрите, сколько посетителей! Мы шли в плотном потоке людей!
[525x700]
Артемида Эфесская
[525x700]
[700x525]
Прекрасный античный мозаичный натюрморт.
Выход из галереи Канделябров.
[700x525]
Следушая галерея - галерея Арацци. Собрание гобеленов
[700x525]
Знаменитый гобелен с оптическим эффектом. В какой бы точке не стоял зритель, Христос всегда выходит навстречу.
[700x525]
Далее галерея Географических карт. 1580 года. Длинной 120 метров
[700x525]
Это потолок.
[525x700]
[700x525]
[700x525]
Оконная ниша
[525x700]
Мозаика где-то по дороге.....
[700x525]
Зал Собески.
Картина Яна Матейко. Точное название не знаю, но смысл передать могу. Польский король Ян III Собески в 1683 году побеждает турок под Веной и тем самым останавливает мусуль width=манскую экспансию на Запад. Картина - подарок Ватикану к 200-летию битвы.
[700x525]
Далее зал Иммаколата, т.е Непорочного Зачатия.
[700x525]
В католицизме существует догмат Непорочного Зачатия Девы Марии. Согласно ему Богородица была освобождена от первородного греха еще во чреве матери.
[700x525]
Пол в зале
[700x525]
[700x525]
Станцы Рафаэля. Мы дошли! Вообще-то это апартаменты Папы Юлия II делла Ровере. Они существовали при Папе Николае V (1447—1455 годы) и были расписаны Пьеро делла Франческо. Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных еиу Борджиа, и решил обновить. Станцы начали расписывать знаменитые художники того времени - Бальтазаре Перуцци, Содома, Перуджино. Браманте, главный папский архитектор, представил Папе Юлию своего протеже Рафаэля. Папа пришел в восторг от эскизов молодого художника ( Рафаэлю было 25 лет) и поручил сделать росписи станц Рафаэлю.
Первая станца дель Инчендио ди Борго. Расписана Рафаэлем сюжетами из истории папства. Сюжетами являются исторические события, происходившие при папах, носивших имя "Лев". Потому что эту комнату Рафаэль расписывал уже для Папы Льва Х Медичи в 1514-1517 гг, т.к. Папа Юлий умер в 1513. Вернее, Рафаэль создал картоны, а расписывали ученики. Потолок создал учитель Рафаэля, Перуджино.
[525x700]
Самая знаменитая фреска этой станцы - Пожар в Борго.
[700x525]
Фреска Обет Папы Льва III
Фреска Коронация Папой Львом III Карла Великого.
Справа кусочек стены где изображена Победа Льва IV над сарацинами в морском сражении при Остии в 849 г.
Потолок Перуджино.
Затем идет зал Константина. Этот зал был расписан после смерти Рафаэля, по эскизам мастера его учениками.
Битва на Мильвийском мосту
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Вид из окна
[700x525]
Далее станца д'Элиодоро, расписанная на темы Божественного покровительства Церкви, 1511-1514 гг. В этой станце были открыты три стены.
Фреска Изгнание Элиодора, по которой станца получила свое название.
Фреска Освобождение апостола Петра из Мамертинской тюрьмы
Фреска Месса в Больсене. Справа от алтаря изображен Папа Юлий II.
[525x700]
Ставня
Вид из окна на Сикстинсую капеллу (слева)
И наконец станца делла Сенятура - комната Подписей. Это первая комната, расписаная Рафаэлем. Тема, заданная Папой Юлием II - согласие между античностью и христианством.
Фреска ДиспутА. Отражает тему теологии. Изображает диалог о таинстве Св. Причастия и смысле гостии.
[700x525]
Вторая фреска Афинская школа. Отражает тему философии.
[700x525]
Третя фреска Парнас. Отражает тему поэзии.
[700x525]
Это я сейчас пишу о том, что изображено. А там мы просто стояли и наслаждалис увиденным, совершенно не желая ничего знать о фресках, кроме того, что они прекрасны...
Вы понимаете, что это были обычные жилые комнаты. В них Папы ели, пили, принимали посетителей... Это была их повседневность...
[700x525]
На потолке в медальонах также изображены темы фресок - Поэзия, Философия, Теология и Правосудие.
Оконная ниша
[525x700]
Оконная ниша
[700x525]
Мы долго находились в станцах, ходили из одной комнаты в другую, впитывали в себя эту ошеломительную красоту. Впечатления не передать словами. Станцы Рафаэля лучше один раз увидеть, чем сто раз услышат и посмотреть фото. Фото всего лишь жалкое подобие той потрясающей красоты вокруг. Примерно как нырнуть не в море, а в красоту.... Говорим Рафаэль, подразумеваем Прекрасное....
Следущий зал. Совершенно не помню что за помещение. Где-то между станцами Рафаэля и апартаментами Борджиа.
[700x525]
И вот мы дошли до того места, куда я желала попасть более всего. Апартаменты Борджиа. Это личные покои Папы Александра VI. Около 11 лет Папа и его семья жили в этих комнатах, и здесь Папа умер в 1503 г. После его смерти никто из пап не хотел селиться в этих покоях. Прекрасные апартаменты были забыты до 1816 года. Тогда Папа Пий VII устроил в них хранилище для возвращенных из Парижа картин. После этого Папа Лев XIII приказал привести комнаты в порядок и открыть для посетителей.
Зал Сивилл.
В этом зале Чезаре Борджиа убил второго мужа своей сестры Лукреции Альфонса Арагонского.
[700x525]
Оконная ниша
[525x700]
Зал Веры.
В этом зале произошла еще одна трагедия. Обрушился деревянный потолок, погибли люди. Папа Александр VI чудом уцелел.
[700x525]
Зал Наук и Свободных Искусств
Этот зал тоже связан со смертью. Здесь умер Папа Александр VI.
[700x525]
[700x525]
Камин XVI века.
[700x525]
Зал Святых.
Здесь начинаются фрески, написанные самим Пинтурико. В предыдущих комнатах мы видели работы его учеников. Вот фреска со святой Екатериной.
В образе святой Екатерины Пинтурикьо изобразил Лукрецию, дочь Папы Александра VI.
Фреска со святой Варварой
Фреска со святыми Антонием и Павлом-отшельником
Потолок с изображением мифа о Изиде, Озирисе и быке Аписе. Выбор сюжета не случаен, герб Борджиа - бык.
Трудно представить, что этот зал служил столовой или спальней....
Мадонна над дверю
Оконная ниша
Зал Таинств Веры
Здесь находиться совершенно идиотская выставка современного искусства.
Мы любовались фресками Пинтурикьо. Вот Благовещение и Рождество
Пятидесятница или Сошествие Святого Духа
Успение Богородицы
Вознесение
[700x525]
Слева Воскресение Христово, справа - Вознесение
[700x525]
Папа Александр VI Борджиа
[700x525]
Поклонение волхвов
[700x525]
Да...... Рафаэль - это, конечно, прекрасно. Но лично меня больше впечатлил Пинтурико.
Идем дальше. По дороге к Сикстинской капелле смотрим потолки
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Ну и, наконец, одна из главных целей посещения Ватиканских музеев - Сикстинская капелла.
Фотографировать не разрешается. Но, несмотря на запрет, на присутствующую охрану, все фотографируют. Это мои кривые фото.
[700x525]
Мы опять стояли оглушенные красотой и еще шумом галдящей толпы вокруг нас. Вот шедевр Микеланджело - Страшный суд. Это Вам не прекрасная декоративная живопись Рафаэля, это архитектоника, это мощь, борьба, это почти пугающий накал страстей, это ГЕНИЙ Микеланджело.
[700x525]
Обратный переход по бесконечным галереям с великолепными потолками к выходу из музеев.
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
[700x525]
Продажа сувениров
[700x525]
Пока были в музеях, на улице прошел дождик. Вид из окна
[700x525]
После такого марш броска надо было срочно подкрепиться! Мы отстояли где-то полчаса в очереди в кафе и купили по куску вожделенной пиццы, кстати, вкусной.
[700x525]
Спиральная лестница на выход.
[525x700]
[700x525]
Итог - мы в полной мере насладились красотой увиденного, получили два мощнейших впечатления от Рафаэля, Микеланджело (а я еще и от Пинтурикьо). Мы не видели две прекрасные капеллы - Никколина и Паолина, не видели кабинет масок, Новое крыло с античными статуями и Египетский музей.
width=http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/95/92/95092875_DSC07308.JPG/pimg alt=