• Авторизация


Святой Себастьян в западноевропейской живописи, часть 2 16-05-2009 12:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


      В XIV веке в Европу пришла чума, сея повсюду смерть, страх и ужас. И так как никто не знал о причинах ее возникновения, людям срочно понадобились небесные защитники.

                                   [438x599]

                                                 Джованни Больтраффио     Св.Себастьян

       Почитание Себастьяна как небесного заступника относится к давним временам, однако лишь после появления "черной смерти" его культ становится действительно популярным. Для духовенства и верующих черная чума и последующие за ней эпидемии воспринимались как смертоносные стрелы, ниспосланные сверху в качестве наказания Господня. Св.Себастьян стал святым - исцелителем от чумы: ведь попытки лучников убить его - с античных времен стрелы считались символом посылаемой богами или Богом смерти  - оказались тщетными. Он стал подходящим заступником потому, что пережил посланную стрелами смерть, или потому, что подставил свое тело под предназначенные людям стрелы смерти.

[550x698]

Пьеро ди Козимо

     Впервые с просьбой отвратить чуму обратились к нему в Павии в 680 г. Сообщение Павла Диакона о возведении в Павии алтаря св. Себастьяна, пересказанное в "Золотой легенде", в эпоху средневековья широко распространилось. Одна из первых сохранившихся молитв с просьбой защитить от чумы, относящаяся к 1349 г. была обращена к Богу, Деве Марии и святому мученику Себастьяну.

[436x699]

Никола Пизано

    Однако один святой был не в состоянии был удовлетворить возросшие потребности людей в защите и исцелении во время эпидемий чумы, так что, помимо св.Себастьяна, помощи ждали и от многих других святых – св.Роха, св.Христофора и др. Поэтому св.Себастьяна можно видеть в паре со св.Рохом на многих картинах – как главных защитников от черной смерти.  

    К информации: св.Рох изображался с обнаженной ногой, с чумным бубоном на этой ноге.

[649x510]

Антонио Алеотти    Триптих со св.Христофором, св.Себастьяном и св.Рохом

[500x565]

Никола д'Анкона   Св.Иероним, св.Себастьян и св.Рох

[543x699]

Якопо Бассано      Св.Себастьян, св.Рох и св.Фабиан

[262x567]                   [366x539]

Фелипе Сан-Леокадио Св.Себастьян и св.Рох        Джованни Порденони Свв.Себастьян, Рох и Екатерина

      Вот что пишет французский историк Делюмо в книге «Ужасы на Западе»: «В общем, если вовремя не успел убежать, то стрела смерти, пущенная страшным лучником, настигнет и тебя. Это сравнение, основанное на образах "Апокалипсиса" и идее о том, что чума - это наказание, разящее жертвы, способствовало росту популярности Св. Себастьяна в народе. При этом определенную роль сыграл один из основных законов магии - закон контраста, который, в сущности, является частным проявлением закона сходства: поскольку Св. Себастьян умер, пронзенный стрелами, то стали считать, что он способен отвратить от людей стрелы чумы. Начиная с VII в. его признали защитником от эпидемий. А с 1348 г. его культ стал очень популярным. Отныне и до XVIII в. включительно во всех сельских и городских церквах имелось изображение Св. Себастьяна, пронзенного стрелами.»

[414x698]

Джованни Буонконсильо  Свв.Себастьян, Рох и Лаврентий

     Если св.Себастьян просто присутствовал на картине с Мадонной и святыми, пронзающие его стрелы - всего лишь условное обозначение его идентичности. Поскольку образ св.Себастьяна был привлекателен и популярен, в картины его "приглашали" чаще других.

[458x699]

Пьетро ди Доменико да Сиенна      Богоматерь с младенцем и свв. Иеронимом и Себастьяном

[683x510]

Лоренцо Лотто     Богоматерь с младенцем и свв Рохом и Себастьяном

[648x699]

Лоренцо Лотто

[649x699]

Пьетро Перуджино  Богоматерь с младенцем и свв.Иоанном Крестителем и Себастьяном

[588x680]

Бернардино Луини   Богоматерь с младенцем и свв.Себастьяном и Рохом

[506x510]

Парис Бордоне   Богоматерь с младенцем и св.Себастьяном

[679x510]

Себастьяно дель Пьомбо

[632x680]

Корреджо     Мистический брак св.Екатерины  (св.Себастьян за Екатериной, держит стрелы)

[681x699]

Джованни Больтраффио   Пала Касио

[516x698]

Россо Фьорентино

[646x699]

Франческо Франча

[600x584]

Джакомо Паккьяротти

[570x699]

Алвизе Виварини

[496x698]

Джованни Беллини     Мадонна со св.Петром и св.Себастьяном

[699x469]

Джованни Беллини

[625x699]

Ридольфо Гирландайо      Поклонение младенцу

[541x699]

Якопо Понтормо

[700x446]

Веронезе  Мученичество св.Себастьяна

     Чума изменила тип изображения св.Себастьяна. "Исторический" фон с лучниками в большинстве случаев приглушается. Изображается только св.Себастьян; он в муках, подобных Христовым - многие картины содержат параллели распятию на кресте, - принимает в себя стрелы, тем самым спасая людей от смерти-чумы. То, что мученичество св.Себастьяна сочеталось с изображением мужского обнаженного тела, которое в живописи Ренессанса стало предпочтительным изобразительным мотивом, нисколько не умаляет его значения как святого - исцелителя от чумы.

[445x567]

Андреа дель Сарто

       До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью. Некоторые картины похожи на светские портреты

[370x699]                    [240x699]           

Бернардино Луини                                                                             Лоренцо Лотто

[369x510]          [362x454]

Бернардо Строцци   Св.Себастьян, освобождаемый св.Ириной       Бенвенуто Гарофало

[578x699]

Аньоло Бронзино

[502x698]

Якопо Понтормо

[411x567]  [389x510]

Гвидо Рени                                                                                                Гвидо Рени

[345x504]           [358x454]

Карло Бононни                                                                           Джузеппе Априно

[406x567]   [377x567]

Сальватор Роза                                                                            Франческо Гверчино

[364x482]      [361x482]

Карло Дольчи                                                                           Никола Реньер

[490x699]

Маттиа Претти

[447x699]

Питер Пауль Рубенс

[404x567]  [400x567]

Антонис ван Дейк                                                                                Антонис ван Дейк

[393x539]     [382x539]

Антонис ван Дейк                                                                                Антонис ван Дейк

[610x510]

Геррит ван Хонторст

[551x698]

Хендрик ван Тербрюгхен

[515x699]

Иоахим Втевайль

[378x482]       [369x482]

Хусепе Рибера                                                                            Хусепе Рибера

[374x482]       [386x510]

Эль Греко                                                                                         Эль Греко

[489x698]

Педро Орренте

[700x509]

Эжен Делакруа

[332x510]       [381x510]

Камиль Коро                                                                                          Камиль Коро

[699x544]

Гюстав Моро 

[422x510]     [349x510]

Пюви де Шаванн                                                                                                     Одилон Редон

Первая часть здесь http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102651641/

Кому еще св.Себастьянов, сюда http://bode.diee.unica.it/~giua/SEBASTIAN/#Painting

Кому познакомиться с житием св.Севастиана Медиоланского, сюда http://days.pravoslavie.ru/Life/life3139.htm

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Святой Себастьян в западноевропейской живописи, часть 2 | Катишь_09 - Дневник Катишь_09 | Лента друзей Катишь_09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»