В XIV веке в Европу пришла чума, сея повсюду смерть, страх и ужас. И так как никто не знал о причинах ее возникновения, людям срочно понадобились небесные защитники.
Джованни Больтраффио Св.Себастьян
Почитание Себастьяна как небесного заступника относится к давним временам, однако лишь после появления "черной смерти" его культ становится действительно популярным. Для духовенства и верующих черная чума и последующие за ней эпидемии воспринимались как смертоносные стрелы, ниспосланные сверху в качестве наказания Господня. Св.Себастьян стал святым - исцелителем от чумы: ведь попытки лучников убить его - с античных времен стрелы считались символом посылаемой богами или Богом смерти - оказались тщетными. Он стал подходящим заступником потому, что пережил посланную стрелами смерть, или потому, что подставил свое тело под предназначенные людям стрелы смерти.
Пьеро ди Козимо
Впервые с просьбой отвратить чуму обратились к нему в Павии в 680 г. Сообщение Павла Диакона о возведении в Павии алтаря св. Себастьяна, пересказанное в "Золотой легенде", в эпоху средневековья широко распространилось. Одна из первых сохранившихся молитв с просьбой защитить от чумы, относящаяся к 1349 г. была обращена к Богу, Деве Марии и святому мученику Себастьяну.
Никола Пизано
Однако один святой был не в состоянии был удовлетворить возросшие потребности людей в защите и исцелении во время эпидемий чумы, так что, помимо св.Себастьяна, помощи ждали и от многих других святых – св.Роха, св.Христофора и др. Поэтому св.Себастьяна можно видеть в паре со св.Рохом на многих картинах – как главных защитников от черной смерти.
К информации: св.Рох изображался с обнаженной ногой, с чумным бубоном на этой ноге.
Антонио Алеотти Триптих со св.Христофором, св.Себастьяном и св.Рохом
Никола д'Анкона Св.Иероним, св.Себастьян и св.Рох
Якопо Бассано Св.Себастьян, св.Рох и св.Фабиан
Фелипе Сан-Леокадио Св.Себастьян и св.Рох Джованни Порденони Свв.Себастьян, Рох и Екатерина
Вот что пишет французский историк Делюмо в книге «Ужасы на Западе»: «В общем, если вовремя не успел убежать, то стрела смерти, пущенная страшным лучником, настигнет и тебя. Это сравнение, основанное на образах "Апокалипсиса" и идее о том, что чума - это наказание, разящее жертвы, способствовало росту популярности Св. Себастьяна в народе. При этом определенную роль сыграл один из основных законов магии - закон контраста, который, в сущности, является частным проявлением закона сходства: поскольку Св. Себастьян умер, пронзенный стрелами, то стали считать, что он способен отвратить от людей стрелы чумы. Начиная с VII в. его признали защитником от эпидемий. А с 1348 г. его культ стал очень популярным. Отныне и до XVIII в. включительно во всех сельских и городских церквах имелось изображение Св. Себастьяна, пронзенного стрелами.»
Джованни Буонконсильо Свв.Себастьян, Рох и Лаврентий
Если св.Себастьян просто присутствовал на картине с Мадонной и святыми, пронзающие его стрелы - всего лишь условное обозначение его идентичности. Поскольку образ св.Себастьяна был привлекателен и популярен, в картины его "приглашали" чаще других.
Пьетро ди Доменико да Сиенна Богоматерь с младенцем и свв. Иеронимом и Себастьяном
Лоренцо Лотто Богоматерь с младенцем и свв Рохом и Себастьяном
Лоренцо Лотто
Пьетро Перуджино Богоматерь с младенцем и свв.Иоанном Крестителем и Себастьяном
Бернардино Луини Богоматерь с младенцем и свв.Себастьяном и Рохом
Парис Бордоне Богоматерь с младенцем и св.Себастьяном
Себастьяно дель Пьомбо
Корреджо Мистический брак св.Екатерины (св.Себастьян за Екатериной, держит стрелы)
Джованни Больтраффио Пала Касио
Россо Фьорентино
Франческо Франча
Джакомо Паккьяротти
Алвизе Виварини
Джованни Беллини Мадонна со св.Петром и св.Себастьяном
Джованни Беллини
Ридольфо Гирландайо Поклонение младенцу
Якопо Понтормо
Веронезе Мученичество св.Себастьяна
Чума изменила тип изображения св.Себастьяна. "Исторический" фон с лучниками в большинстве случаев приглушается. Изображается только св.Себастьян; он в муках, подобных Христовым - многие картины содержат параллели распятию на кресте, - принимает в себя стрелы, тем самым спасая людей от смерти-чумы. То, что мученичество св.Себастьяна сочеталось с изображением мужского обнаженного тела, которое в живописи Ренессанса стало предпочтительным изобразительным мотивом, нисколько не умаляет его значения как святого - исцелителя от чумы.
Андреа дель Сарто
До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью. Некоторые картины похожи на светские портреты
Бернардино Луини Лоренцо Лотто
Бернардо Строцци Св.Себастьян, освобождаемый св.Ириной Бенвенуто Гарофало
Аньоло Бронзино
Якопо Понтормо
Гвидо Рени Гвидо Рени
Карло Бононни Джузеппе Априно
Сальватор Роза Франческо Гверчино
Карло Дольчи Никола Реньер
Маттиа Претти
Питер Пауль Рубенс
Антонис ван Дейк Антонис ван Дейк
Антонис ван Дейк Антонис ван Дейк
Геррит ван Хонторст
Хендрик ван Тербрюгхен
Иоахим Втевайль
Хусепе Рибера Хусепе Рибера
Эль Греко Эль Греко
Педро Орренте
Эжен Делакруа
Камиль Коро Камиль Коро
Гюстав Моро
Пюви де Шаванн Одилон Редон
Первая часть здесь http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102651641/
Кому еще св.Себастьянов, сюда http://bode.diee.unica.it/~giua/SEBASTIAN/#Painting
Кому познакомиться с житием св.Севастиана Медиоланского, сюда http://days.pravoslavie.ru/Life/life3139.htm