• Авторизация


Святой Себастьян в западноевропейской живописи, часть 1 16-05-2009 08:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

     Святой Себастьян является одним из самых популярных мужских образов Средних веков и Ренессанса. Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Перуджино написал восемь Себастьянов, Гвидо Рени - пять, Мантенья - три, ван Дейк - четыре, Гюстав Моро - семь. При этом в образ святого вкладывался совершенно разный смысл. Себастьян выступает то как защитник людей от чумы, то как человек, чудом спасшийся от смерти, то как христианский герой и мученик, то как воплощение духовной и телесной красоты.

                                                 [300x695]

                                                   Сандро Боттичелли   Св. Себастьян

     Святой мученик Себастьян родился в городе Нарбоне (в Галлии), а образование получил в Медиолане (совр.Милан). При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Себастьян пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных.

     Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк и Маркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, и когда Марк и Маркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых, его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна.

     Много его друзей-христиан было казнено. Последним был взят на мучения сам святой Себастьян. Его допрашивал лично император Диоклетиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами.  20 января 354 г. Себастьяна привязали к дереву, и его собственные лучники стреляли в него до тех пор, пока не сочли его мертвым.

[299x646]

Джованни дель Бьондо 

[516x699]

Беноццо  Гоццоли

[482x698]

Антонио Поллайоло

     Однако, св.Себастьян выжил. Жена сановника Кастула, христианка Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Себастьяна, но нашла его живым и принесла в свой дом.

[641x482]

Трофим Биго   Св.Себастьян, спасаемый св.Ириной

[700x616]    

 Хусепе Рибера   Св.Себастьян и св.Ирина

[521x698]

Дирк ван Бабурен    Св.Себастьян и св.Ирина

     Святой Себастьян вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшегося туда императора и публично обличил его в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров.

[672x482]

Людовико Караччи   Св.Себастьян, сбрасываемый в клоаку Maxima

     Святой мученик явился христианке Лукине во сне и повелел ей взять его тело и похоронить в катакомбах. Благочестивые христиане с честью похоронили тело святого в римских катакомбах рядом с могилами Св. Петра и Св. Павла.

 

     Около 680 г., когда Павию и Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из горожан было видение, что нужно построить в честь Святого Себастьяна часовню. Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы.

 

    День памяти святого Себастьяна в Католической церкви — 20 января;

    Православная церковь почитает его под именемем Севастиан Медиоланский, память 18 декабря (по юлианскому календарю).

 

     Первые изображения св.Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчиной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке. Иногда его изображали таким и позже. Начиная с XIII в., святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. В начале XV века стрел, вонзенных в св.Себастьяна, на картинах еще было много. Но позднее художники стали ограничиваться 5-3 стрелами, а Перуджино даже 1. 

 

[524x699]

Пьеро да Салюццо

[411x624]        [показать]

Карло Кривелли                                                                                     Пьетро ди Руффоло

[399x698]          [260x698]

Франческо Боттичини                                                                  Мастер легенды св.Лючии

[325x698]                           [217x567]

Маттео ди Джованни                                 Витторио Карпаччо                                                                

     Встречались изображения одетого св. Себастьяна, но непременно со стрелой в руках или стрелами, с пальмовой ветвью - символом мученичества, редко с луком.

[260x698]                                      [226x699]      

Антонио Виварини                                                                                Никола л'Алунна                          

[450x699]

Пьетро Перуджино

[699x697]      

Филиппино Липпи

     Во второй половине XV в. итальянские художники, которых привлекала возможность изображения нагого и беспомощного мужского тела, сделали его нежным женственным юношей, почти мальчиком. Мы замечаем отсутствие во многих изображениях св.Себастьяна какого бы то ни было страдания. Иногда святой даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне. Мечтательный взгляд святого устремлен в небо. На свои мучения, мучителей и на земную жизнь он не обращает внимания.

[425x567]        [268x698]

Жакометто Венециано                                                                                     Чима де Конельяно

[375x698]

Либерале да Верона

[351x699]

Антонелло да Мессина

[453x699]

Пьетро Перуджино

[374x699]

Андреа Мантенья

[314x697]                [298x697]                

Андреа Мантенья                                                                                   Андреа Мантенья

     Иногда художники изображали св.Себастьяна по пояс.

[450x624]

Лоренцо Коста

[556x698]

Франческо да Джентиле

[554x698]

Марко Пальмеццано

[512x699]

Пьетро Перуджино

[494x624]

Рафаэль

      Но все же чаще всего изображали св.Себастьяна в полный рост, привязанным к колонне или дереву, с вонзенными в тело стрелами.

[360x699]             [259x697]

Джентиле Беллини                                                                     Якопо Беллини

[327x699]                

Джованни Беллини

[511x680]

Марко Цоппо

[541x699]

Марко Пальмеццано

[344x539]          [383x699]

Джулиано Бугьярдини                                                                            Чезаре да Сеста

[500x699]

Антонио Содома

[267x697]                                             [216x567]

Франческо Заганелли                                                           Рисунок Леонардо да Винчи

[377x539]

Тициан

[333x699]                         [242x699]

Тициан                                                                                                             Тициан

[368x699]

Тициан

     Не обошли своим вниманием св.Себастьяна мастера Северного Возрождения. Только в северноевропейской живописи образ св.Себастьяна встречается гораздо реже. И чаще изображается сцена мученичества, в отличие от итальянских отдельно стоящих одиноких св.Себастьянов. 

[583x699]

Альбрехт Альтдорфер

[263x698]      [226x699]     [230x698]

Маттиас Грюневальд                        Квентин Майссис                  Ганс Мемлинг

[498x699]

Мартин Шонгауэр

[437x699]

Альбрехт Дюрер

[508x699]

Альбрехт Дюрер

[699x497]

Ганс Бальдунг Грин

[662x652]

Ганс Меммлинг

[481x698]

Ганс Гольбейн старший

[382x699]

Ян ван Хемессен

[464x698]     [194x699]

Джованни ди Паоло        Св.Себастьян и св.Флориан                           Альбертинелли

[406x700]               [225x698]      

Джованни Кариани Св.Себастьян, св.Рох и св.Маргарита                     Андреа да Мурано

[434x699]     [310x698]

Пьетро Перуджино                                                                             Пьетро Перуджино

[661x699]

Себастьяно дель Пьомбо     Св.Варфоломей и св.Себастьян

[350x700]                     [269x698]

Беноццо Гоццоли    Св.Себастьян - защитник от чумы                  Беноццо Гоццоли   

     И еще немного скульптурных изображений св.Себастьяна. В отверстия в статуях должны были вставляться стрелы.

  [145x425]        [199x510]        [221x425]

      Кому мало св.Себастьянов, продолжение следует........

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Святой Себастьян в западноевропейской живописи, часть 1 | Катишь_09 - Дневник Катишь_09 | Лента друзей Катишь_09 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»