Первая младшая группа
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» - игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта – грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колёсиках, тележки и т. п.
Все эти игрушки должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребёнку или кукле) и готовыми к использованию.
Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребёнку и большим куклам (кроватка, стол, стулья) кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулём и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.
Игрушки-персонажи занимают очень важное место, особенно куклы. В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребёнка (а не замещает активного партнёра по играм). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.) именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна «уметь» менять положение – стоять, сидеть, лежать, её можно взять за ручку и вести рядом с собой.
Большое значение для игры детей имеют мягкие игрушки-персонажи – подобия животных.
Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг таких материалов невелик. Это небольшое количество надувных модулей, которые маленький ребёнок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр. Кроме того, целесообразно иметь ёмкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики:
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.
Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы
Материалы для сюжетной игры
| Тип материала | Наименование | Количество на группу |
| Игрушки-персонажи | Куклы крупные (35-50 см.) | 5 разные |
| Куклы средние (25-35 см.) | 5 разные | |
| Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) | 8 разные | |
| Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см) | 15-20 разные | |
| Звери надувные крупные | 2-3 разные | |
| Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (крупной) | 2-3 |
| Набор кухонной посуды (крупной) | 2-3 | |
| Миски (тазики) | 3 | |
| Молоток пластмассовый | 1 | |
| Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи) | 1 | |
| Комплект постельных принадлежностей для кукол | 3 | |
| Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) | 2 | |
| Тележка-ящик (крупная) | 2 | |
| Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком) | 5 разные | |
| Автомобили с открытым верхом (крупные, средние) | 5 разные | |
| Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) | 2 | |
| Телефон | 2 | |
| Ведёрки | 5 | |
| Маркеры игрового пространства | Кукольный стол (крупный) | 1 |
| Кукольный стул (крупный) | 4 | |
| Кукольная кровать | 2 | |
| Кукольный диванчик | 1 | |
| Шкафчик для кукольного белья | 1 | |
| Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку) | 1 | |
| Кухонная плита (соразмерная ребёнку) | 1 | |
| Ширма-остов домика | 1 | |
| Складной остов автобуса (автомобиля) | 1 | |
| Полифункциональные материалы | Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды) | 6 |
| Ящик с мелкими предметами-заместителями |