Вы лично что предпочитаете? Или не употребляете такие вещи? А я вот грешным делом люблю. Конечно, существуют и другие марки напитков этого типа, но у нас в магазинах представлены только эти два наименования плюс местное производство, и последнее, поверьте, совсем не айс. Хотелось бы распробовать продукцию ice-tea Ahmad, но пока как-то не довелось.
Так что оставим сегодня на площадке две марки-"долгожительницы" - Lipton и Nestea, наиболее широко представленные на рынке безалкогольных напитков и дающие самый ощутимый вклад в тот самый 50%-ный ежегодный средний прирост продаж чая формата ice-tea.
Здесь мои личные предпочтения однозначно всегда были на стороне Lipton - люблю, знаете, кислый вкус. Привкус Nestea мне казался не очень, пресноватым и слабо выраженным. К тому же дизайн бутылки - опять же на мой сугубо личный взгляд - несколько неудобен для того употребления, которое активно позиционируется производителями ice-tea: утоление жажды "на ходу".
Интересно, что с товароведной точки зрения (на основе анализа компонентного состава) холодные чаи, в принципе, можно отнести к тонизирующим безалкогольным напиткам. Дело в том, что действующий ГОСТ Р 52844-2007 "Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия" даёт весьма расплывчатые критерии идентификации энергетиков. Согласно данному документу, в составе энергетического напитка должно быть не более двух тонизирующих компонентов. Один из них, ясное дело, кофеин (норма - 25...35 мг в 100 мл). В качестве второго компонента используют, как правило, стимуляторы энергообмена: таурин (300...400 мг/100 мл), L-карнитин (80...120 мг/100 мл), глюкуронолактон (150...240 мг/100 мл). Подразумевается, что такие количества обеспечивают оптимальный тонизирующий эффект. Количества эти, кстати, не абы-какие-лишь-бы-вставляло - они не должны превышать 50% от верхнего допустимого уровня суточного потребления.
В настоящее время готовится к принятию новый технический регламент "Требования к безалкогольной продукции, природным минеральным и столовым водам, процессам их производства, хранения и перевозки". В нём предусмотрено более конкретное определение безалкогольных тонизирующих напитков и расширяющие перечень идентификационных признаков. Так, кроме описанного содержания тонизирующих веществ (кстати, диапазон содержания кофеина расширяется до 15,1...40 мг/100 мл), в идентификационных критериях значится энергетическая ценность не менее 40 ккал/100 мл напитка и содержание сухих веществ.
Забегая вперёд, как и положено настоящим учёным, наши старшие коллеги из РЭА им. Плеханова (старейшая в России кафедра товароведения, замечу я вам) провели анализ ряда распространённых на рынке энергетиков ("Адреналин Раш", "Ред Булл", "Буллит" и "Бёрн") на предмет компонентного состава, а заодно, для сопоставления позиционирования, проверили 4 марки ice-tea, в числе которых, естественно, наши Lipton и Nestea. Криминала особого не выявилось, разве что идёт превышение по лимонной кислоте у всех четырёх марок чая. По результатам анализа чай Nestea выгодно отличается от собратьев наличием в составе аскорбиновой кислоты - более ценного компонента, чем лимонка; однако по уровню содержания последней он тоже впереди всех))). Также продукцию Nestea отличает присутствие компонента теофиллина - а это означает более высокое качество чая, из которого получали экстракт для напитка.
В отличие от энергетиков, холодные чаи не имеют ограничения по объёмам потребления. Любопытно, что при потреблении в количестве около 1 литра ice-tea вполне могут позиционироваться как энергетические напитки - исходя из содержания кофеина, сухих веществ и энергетической ценности, как того вскоре потребует новый ТР. Я, правда, с энергетической ценностью не очень поняла... потому как норма-то вроде "не менее 40 ккал/100 мл", а на бутылках чёрным и белым по прозрачному обозначено: у Nestea 33 ккал/100 мл (вероятно, за счёт использования натуральных соковых добавок), а у Lipton 28 ккал/100 мл. То ли учёные мужи её на определённую группу углеводов пересчитывали, то ли...
Статья с результатами исследований была опубликована весной, а уже сейчас на бутылке Lipton можно увидеть в составе аскорбиновую кислоту - правда, неизвестно, в каком количестве; почему-то производитель не позиционировал её как вещество, повышающее пищевую ценность продукта, а скромно пометил "регулятор кислотности". Нужен новый анализ?))) Вкус Lipton и Nestea, кстати, сейчас для меня практически выровнялся, и теперь я не отдаю предпочтения какой-то одной из этих марок, покупаю попеременно обе. Так что моё личное маленькое соревнование между вечными конкурентами "Пепсико" и "Кока-колой" закончилось победой дружбы))). К тому же нельзя не одобрить лёгкий рестайлинг бутылки Lipton - она стала изящней и удобней.
Вот такой маленький личнопристрастный обзор. Не тщеславия ради, а пользы для: не слишком занудно? Как-то оказывается трудновато отключить лекторский тон))).