Офорт
Гул печальный и дрожащий
Не разлился - и застыл...
Над серебряною чащей
Алый дым и темный пыл.
А вдали рисунок четкий-
Леса синие верхи,
Как на меди крепкой водкой
Проведенные штрихи.
[400x319]
Ясен путь, да страшен жребий,
Застывая, онеметь,-
И по мертвом солнце в небе
Стонет раненая медь.
Неподвижно в кольца дыма
Черной думы врезан дым...
И она была язвима-
Только ядом долгих зим.
И.Анненский
[500x375]
Мастер за работой
Никиреев Станислав Михайлович (07.11.1932 - 24.08.2007).
Народный художник России. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина И.Е.Член-корреспондент АХ СССР.
Родился в г. Мичуринске Тамбовской области.
В 1957 г. окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого
(учился у И. С. Горюшкина-Сорокопудова).
В 1963 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова,
мастерская Е. А. Кибрика. Офорту учился у М. Н. Алексича, у Е. А. Кибрика – станковой графике.
Член Союза художников России (1970). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1983).
Заслуженный художник России (1984). Работал в Графическом комбинате МОХФ РСФСР.
Награжден Орденом "Знак Почета", Серебряной медалью АХ СССР за серию офортов "Пейзажи", Государственной премией РСФСР им. Репина за серию гравюр-пейзажей Подмосковья "Соловьиные места" "Весенний мотив", "Зимний пейзаж", "Сельский пейзаж". Премия на биеннале малой графики в Словакии 1974 г. и диплом АХ СССР за серию пейзажей и натюрмортов. Серебряная медаль АХ СССР 1978 г. за серию офортов "Пейзажи". Занесён в книгу рекордов Гиннеса как человек, уместивший максимальное количество деталей на 1 кв. см (78 деталей).
Произведения находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственном русском музее, Библиотеке Конгресса США, Музее русской графики (Берлин) и мн. др.
Похоронен в праздник Успения Богородицы 28 августа на кладбище г. Подольска Московской области.
В этом городе он жил и творил последние годы.
Листья отшумели
Д. Утенков: "Трудно поверить, что после Дюрера и вообще после всей
эпохи классической
гравюры человек может выйти "один на один" с великими мастерами
прошлого и с тем же видом оружия...выдержать единоборство, то есть
встать рядом, как равный. И оказывается, что та старая, добрая,
традиционная, реалистическая школа гравюры еще далеко не раскрыла
свои возможности и таит в себе такие глубины, тайны и новизну,
о каких и не мечталось. И все это без модернового надлома, коим
так расцвел наш российский отечественный офорт.
На вопрос: "А на что там глядеть, чем восторгаться; и что там,
собственно, нарисовано-то, в конце-то концов?" - ответить будет и
просто, и сложно одновременно.
Зима
Вроде бы ничего там и не нарисовано Станиславом Михайловичем Никиреевымособенного,на этих небольших листках белой бумаги. Деревеньки иовраги, поля и дороги с лужами, деревья и какие-то кусты. Птичкасидит на пахоте-копанине, да корова понуро бредет на ночлег.И все это не блещет красотою, а скорее даже прикрыто скромной,неброской, серенькой даже "некрасивостью".И чувствуешь за этиминеброскими листами такую любовь художника к миру, что кажется,если на самом дне какой-нибудь искаженной, загнанной, потеряннойи растерявшейся души осталась хоть капля тепла - то оттает душаи поймет-вспомнит, что не все еще потеряно и не все уж так плоховокруг; и увидит, что цветет, как и прежде, по весне мать-и-мачехаи шумят дерева, и туман так же, как в детстве, окутывает домики,вползая в палисадники и огороды...
Яблоня цветет
И воссоединятся оборванные связи, небо снова соединится с землей,обретя гармонию горнего и дольного. А ведь вроде бы ничего такогои не нарисовал художник. Но такова уж сила истинной любви художника,помноженной на великое мастерство. А дело-то во многом как раз нев том, что и,главное, как нарисовано-награвировано все: и трава,и осенние пожухлые листья, вмерзшие в первые забереги; иней наветлах и перышки птичьи - словом, все и вся, что окружает нас внашей суетной обыденности. Окружает и не замечается нами.А нарисовано все это с таким немыслимым мастерством,что не то чтобыповторить, но и просто оценить эти нехитрые работы практическинекому, за редким исключением немногих братьев по резцу,владеющих тайнами этого многотрудного мастерства
Арочный мост в ГрузинахПростая швейная игла, вставленная в деревянную рукоятку,приобретает в руках мастера статус магической волшебной палочки,творящей из ничего целый мир. Тщательнейший подготовительный рисунок(сам по себе - оригинальнейшее произведение искусства), вывереннаякомпозиция,скрупулезный и любовно-тщательный отбор деталей,многократное (до двадцати и более раз)травление - все это приводитк удивительному результату: достигается некая мистическая,таинственная глубина, а бездонность тонов и оттенков черногостремится к абсолютному совершенству.Каторжный подвижнический труд,виртуозное мастерство растворяются в переплетении линий".
Флоренция. Понте ВеккиоКакую цену офортист платит за создаваемую им красоту? Никиреевпоразил меня цветом глазных белков,красных от невероятногозрительного напряжения. Никиреевские офорты, процарапанные иглойпо лаку на металле, небольшого размера, а мир в них представленс космическими подробностями, что достигается невероятнымзрительным усилием. И еще: лак на пластине для офорта травитсяспециальной кислотой, пары которой чрезвычайно вредны. Не они лиускорили уход художника?
[показать]
Одуванчика пухВесенний разливВенеция. ПьяцеттаЦерковь Вознесения в ТоржкеСорока
Горные цветыБабочки