Небольшой рассказ об одном из самых красивых и мелодичных романсов М.И.Глинки - "Сомнения". Этот романс очень любил исполнять Ф.И.Шаляпин, потом его включали в свой репертуар и другие певцы, но к сожалению сейчас его редко можно услышать на большой сцене.
И.Репин М.И. Глинка пишет оперу «Руслан и Людмила». 1887
Летом 1837 года директор императорских театров Александр Михайлович Гедеонов, сблизившийся с Глинкой после премьеры "Сусанина", попросил его заняться вокалом с четырьмя девушками из театральной школы. К своим обязанностям композитор отнесся со всей серьезностью, вспоминая в дальнейшем об этой поре как едва ли не о лучшей в жизни. Бесхитростная болтовня новых подопечных, "звонкий искренний смех", непритязательность нарядов, за скромностью которых угадывался утонченный вкус, заключали для него, сполна изведавшему обычаи большого света, таинственную новизну. В числе этих "полудетей-полукокеток" была прославленная красотой М. М. Степанова, уже дебютировавшая на Мариинской сцене в опере Обера "Бронзовый конь" (спустя год она скончалась, на пороге своего двадцатидвухлетия).
Однако, в художественной биографии композитора утвердилась другая воспитанница - пятнадцатилетняя Линочка (Каролина) Колковская. Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была также известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая воспитанница, не столько красивая , мало-помалу разбудила поэтическое чувство в душе моей". Все звали ее Линочкою. Глинка шутил : "Она - Линочка, а я - Глиночка".
Если доверять "Запискам" М.И.Глинки, создается впечатление, что "поэтическое чувство" было результатом сложившегося отношения ученицы к педагогу. Всегда самая нарядная, красиво причесанная, встречаясь со своим преподавателем во время занятий, она заливалась румянцем. Глинка мог наблюдать, с каким благоговейным трепетом внимала ученица его музицированию: пению, игре на фортепиано или разыгрыванию сценических эпизодов. "Трудно было бы устоять или долго противиться невольному влечению чувства" - признается композитор в "Записках". И вот, эта девочка, почти ребенок, стала музой одного из самых потрясающих по эмоциональности высказывания романса - душераздирающей исповеди о муках любви "Сомнения" на стихи Кукольника (этот опус, утвердившийся впоследствии в басовом репертуаре, композитор предназначил для контральто, арфы и скрипки).
Романс можно послушать в двух вариантах: в первом - звуковом ролике - поет Ф.И. Шаляпин, на втором - видеоролик с концерта - поет Олег Погудин.