Сразу же за семью днями разгульного масленичного веселья начинается семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.
Пост строгий, особенно неделя первая, четвертая (Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На страстной недели пост прекращается после литургии в страстную субботу.
Первая неделя – Сборная.
Понедельник сборной недели называется «чистым». В «чистый» понедельник крестьяне совершают по масленице «тужилки, которые сопровождаются полосканием зубов, кулачными боями для вытряхивания блинов, мытьем в банях и т.п.» В «чистый» понедельник рот полощут. У кого в зубах «скором» навязнет, тот во сне чертей будет видеть.
Во вторник наблюдают за звездами и судят по ним о погоде предстоящего лета: яркие звезды, безоблачное небо – лето сухое; снег и буря – лето дождливое.
В среду подслушивают воду в реках, прудах, родниках: если вода шумит – будут летом большие дожди и грозы.
В четверг начинают улетать на север зимние птицы.
В субботу – тужилка по масленой – пекут блины на постном масле.
Третья неделя – Крестопоклонная.
В пятницу на третьей неделе поста молодой зять приглашает тестя и справляют обжорную пятницу. Для этого пира варят кисель и угощают им с конопляным маслом званых гостей.
В воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.
Четвертая неделя – Средокрестная.
В понедельник опускают пряжу в воду, чтобы придать ей белизну, крепость и прочность.
Среда перелом поста. В народе есть поверье, будто бы в среду на этой неделе пост переламывается в переднем углу пополам, перелом этот происходит так осязательно, что можно его услышать ровно в полночь. В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также «наподобие разных земледельческих орудий; например в виде сщхи,косы, бороны» В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, «чтобы куры велись», или ржаное зернышко, «чтобы хлеб уродился, или даже человеческий волос, «чтобы голове легче было». Кому попадает крест с каким – либо из этих предметов, считался счастливым.
Средокрестное печенье хранилось до перврго весеннего выезда в поле, с ним начинали засевать свои поля и огороды.
Кое-где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку или прочее и по доставшемуся печенью, по начинке судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни, об урожае и т.д. Так уголек сулил печаль, зерно – хороший урожай, лучина – гроб, чаинка – нечаянную жизнь, кусочек кирпича – плохое житье, овсяное зернышко – благополучие, монетка – богатство.