Лилия белоснежная издавно культивировалась на Востоке и в Средиземноморье. В диком виде она и сейчас изредка встречается на известковых скалах в Ливане, Палестине и Сирии. 3-я линия В.О., д.20 [685x563]
Ее изображения были одним из любимых растительных мотивов еще на критских вазах и фресках в XVIII веке до н.э., а затем у древних ассирийцев, греков, римлян, от последних этот мотив попал в завоеванные ими страны Европы.
[700x689] Проспект Римского-Корсакова, д.1 [699x473] [685x404]
Белизна цветов лилии с давних пор символизировала чистоту и правду, однако уже в первые века христиантства белая лилия стала более конкретным символом непорочности и атрибутом Девы Марии. Дуб Большая Конюшенная улица, д.19 [685x319]
Символика дубовой ветви, как и лавровой и пальмовой, берет начало в глубокой древности. В античном мире дуб был посвящен Зевсу (Юпитеру), которого часто изображали в венке из дубовых листьев. Дуб служил эмблемой силы, крепости, надежности, долговечности Улица Марата, д.22 [635x687]
В Древнем Риме дубовые венки вручали чаще всего за гражданские доблести. В более северных областях Европы, в период язычества дуб считался священным деревом. В эпоху Возрождения, а затем во времена классицизма и романтизма изображение дуба стали использовать в военной форме и воинских знаках награды и в Европе, и в России. Заневский пр., д.10 [685x580] [685x324] Наб. Лейт.Шмидта, д.11 [700x670]
Однако дубовые листья использовались в России в качестве "государственных знаков" не только в военной, но и в гражданской службе. Подсолнух
Каменноостровский пр., д.14 [700x532]
Силуэт цветка подсолнуха напоминает старинные изображения солнца в виде круглого лица, обрамленного лучами-лепестками. В украшениях зданий Петербурга подсолнух часто используется из-за нарядного силуэта своего соцветия - крупные и броские "цветы" и крупнозернистая фактура середины, иногда изображаемая просто в виде сетки... Невский проспект, д.141 [690x331] Папоротник Полтавская ул., д.8 [690x244] 9-я линия ВО, д.20 [700x257] [690x300] Горох, горошины Улица Радищева, д.15 [690x299] Невский пр., д.147 [680x376]
В России тюльпан известен с 1702 года, но до конца XIX века был привозным. Неудивительно, что в архитектурную флору тюльпан попал довольно поздно - на рубеже XIX и XX веков. Лиговский проспект, д.49 [690x357] Лиговский проспект, д.57 [699x425] Маки Невский проспект, д.141 [695x332]
С доисторических времен мак культивировали ради масла и как растение, содержащее снотворные вещества. Отсюда его образ в древних мифах - арабы называли его "отцом сна", у древних греков он неприменно присутствовал в изображении бога сновидений Морфея. В XIX веке символика мака расширилась - он стал означать не только сон, но и вообще отдохновение, покой. Каменноостровский пр., д.1-3 [664x699] Улица Восстания, д.19 [700x314]
На стенах Петербурга маки расцвели пышным цветом, когда настало время модерна. Вероятно, они оказались близки по своему "подтексту" мироощущению в искусстве той эпохи. Ведь сон - это переход в царство расплывчатого и неведомого, подсознательного и таинственного. Большая Зеленина улица, д.33 [690x267] Кувшинки Невский проспект, д.147 [699x328]
В декоративной флоре модерна водные растения занимают особое место, благодаря своим плавным извилистым линиям. Они служили основой для создания общего образа или направления стилизации растительного узора. [699x455] [700x209]
Но есть один вид, который стал прообразом настенных "портретов", тоже стилизованных - это кувшинка чисто-белая, которую часто называют "водяной лилией". Полевые цветы
Одуванчик Улица Восстания, д.19 [695x228] Невский пр., д.128 Ромашки [700x338] Гранаты
Появление в декоре зданий композиций, в которых участвуют колосья хлебных злаков и различные плоды, не требуют особых объяснений... Общая символика "даров земных" лежит на поверхности: щедрость земли, удача в трудах земледельца... Украшения из плодов обычно носят "групповой" характер, ибо трудно было бы рассмотреть одиночный плод, да еще высоко над землей. Невский проспект, д.136 [699x394]
Гранат традиционно изображают с треснутой кожурой и виднеющимися спрятанными внутри семенами. Традиция эта восходит к орнаментам ассирийцев, древних греков, египтян, в более позднее время к эпохе Ренессанса. Гранат - единственный из декоративных плодов, у которого художники считали нужным показать "внутренности" (много семян - а их бывает до четырехсот). Возможно, в этом есть связь с античной символикой - известно, в древней Греции его плоды вручали невесте как пожелание многодетности
По материалам книги Т.К. Горышиной "Архитектурная флора Петербурга" АРТ АРТель