[показать]
«Гений» - латинское слово (genius) и означает высшую
степень одаренности и универсальности.Считается, что одаренный человек,
получивший способности от природы, всю жизнь беспечно наслаждается
бесплатно доставшимся подарком. Но как в действительности такие люди
уживались со своими творческими способностями?
Что такое гений: нормальный человек или больной?
[показать]Долгое время, к примеру, не утихали споры вокруг имени
Джонатана Свифта, автора бессмертного Гулливера. И, в конце концов,
медики поставили ему диагноз: Безумен! "
"В подтверждение этой теории обычно приводились три доказательства.
Во-первых, назначение незадолго до смерти писателя официального
попечительского надзора за его делами ввиду умственной недееспособности. "
Во-вторых, прогрессирующая потеря памяти, неспособность узнавать
даже близких друзей и знакомых. И, наконец, хлопоты по созданию
первой в Ирландии психиатрической больницы, которой он завещал все
свое немалое состояние и в которую, если верить злым языкам его
современников, надеялся сам войти первым пациентом.
]
*****
Немецкий композитор Шуман страдать приступами помешательства начал
в 24 года, а в 46 лет вовсе лишился рассудка. Его преследовали
говорящие столы, он видел звуки, которые складывались в аккорды
и музыкальные фразы.
*****
Шведский естествоиспытатель Линней к 60 годам впал в паралитическое
и бессмысленное состояние.
#
Английский писатель Гаррингтон воображал, что мысли вылетают у него
изо рта в виде пчел и птиц, и хватался за веник, чтобы разогнать их.
#
Итальянскому философу Кардано мерещилось, что за ним шпионят все
правительства, а мясо, которое ему подавали, специально пропитывали
воском и серой.
#
Моцарт страдал манией преследования, считая к тому же, что итальянцы
хотят его отравить.
*****
Преувеличенная и сосредоточенная чувствительность характерна как
для великих людей, так и помешанных, равно как и временная амнезия
у тех и у других. Гениальным людям, как и сумасшедшим, чужда
умеренность во всем. Многие из гениев злоупотребляли и
злоупотребляют спиртными напитками.
#
Так, Ибсен, перепив, начинал комкать и рвать все, что подвертывалось
под руку, часто уничтожая только что написанное.
#
[показать]Ван Гог сутками рисовал, ведрами пил абсент, отрезал себе левое ухо и написал автопортрет в таком виде,
а в возрасте 37 лет покончил жизнь самоубийством. После его
смерти, кстати, врачами было обнародовано свыше 150 медицинских
диагнозов, которые при жизни были поставлены великому живописцу.
Среди прочих тяжелых болезней эскулапы нашли у Ван Гога эпилепсию,
опухоль мозга, маниакально-депрессивный психоз, шизофрению,
магниевую недостаточность и даже отравление наперстянкой, которой
в то время лечили психические заболевания...
*****
Гении необычны уже внешне своими привычками и чудачествами.
#
Например, Шиллер почему-то мог творить лишь тогда, когда на столе
у него лежали гнилые яблоки.
#
Гайдн не работал без своего кольца с алмазом: он поминутно его
рассматривал.
#
Вагнер во время сочинения очередного музыкального произведения
раскладывал на стульях и другой мебели яркие куски шелка, имел
обыкновение брать их в руки и теребить.
#
Для успешной работы над романом Золя привязывал себя к стулу.
#
Мюссе слагал свои стихи при свечах, в полном одиночестве, за столом,
где стояло два прибора для его милой воображаемой женщины, которая
должна была вот-вот прийти и разделить с ним ужин.
#
Шарлотта Бронте постоянно отрывалась от писания очередного романа
и отправлялась чистить картофель.
#
Дюма-сын для пробуждения вдохновения любил раз пять основательно поесть.
#
[показать]Я люблю вас, дорогая мадемуазель, - говорил Анри Матисс
своей будущей жене. - Но вы должны знать, что я еще больше буду
любить живопись. Художник страдал от депрессии, бессонницы, иногда
рыдал во сне и просыпался со звериным воплем. Однажды без всякой
причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился
играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным
музыкантом, когда потеряет зрение. Врачи напрасно убеждали его, что
ему нечего бояться, у него нет никаких глазных болезней.
Но Матисс им не верил. Перед тем как приступить к рисованию, он
испытывал острое желание кого-нибудь придушить! А сам процесс
творчества связывал с вырезанием у больного опухоли ножом и без наркоза.
#
Флобер во время работы стонал вместе с изображаемыми им героями.
Плакал и смеялся, а то принимался большими шагами быстро ходить
по кабинету и громко скандировать слова.
#
О Монтескье рассказывали, что на полу у стола, где он занимался,
можно было заметить углубления от постоянного подёргивания их ног.
#
Английский писатель Гоутон, занимаясь литературной работой,
одновременно орудовал ножом или ножницами. За время
писательских бдений он обстругал не один письменный стол,
изрезал несколько кресел, а однажды исполосовал подвернувшееся
под руку любимое платье жены.
Великим мыслителям наравне с помешанными свойственны постоянное
переполнение мозга кровью (гипперемия), сильный жар в голове и
охлаждение конечностей, склонность к острым болезням мозга и
слабая чувствительность к холоду.
#
Например, Бальзак писал свои романы, стоя босыми ногами на
студеном каменном полу. Руссо заставлял свой мозг работать интенсивнее, стоя на солнцепеке с непокрытой головой.
#
Шиллер, работая над своими произведениями, всегда держал
ноги в холодной воде. Эдгар По мог сидеть часами за письменным столом
и молча смотреть на лежащий перед ним лист чистой бумаги.
#
Примерно также поступал Метерлинк. Каждое утро он отсиживал
за письменным столом три часа, даже если ни одна мысль не
приходила в голову.
#
Жорж Санд ежедневно писала до 11 часов, и если заканчивала роман
в 10.30, то тут же начинала новый, над которым работала полчаса.
#
Французский баснописец Лафонтен, когда находило вдохновение,
часами метался по улицам, не замечая прохожих, с удивлением
наблюдавших, как он жестикулирует, топает ногами, во весь голос
выкрикивая рождающиеся строки.
#
"Знакомые с удивлением наблюдали, как Бернард Шоу, уже в
преклонном возрасте, надевал резиновые ботинки, застегивал на все
пуговицы подбитый байкой плащ и, обращаясь к домочадцам, говорил:
Иду писать пьесу! И отправлялся на рынок, где было очень оживленно.
Часто его видели в пригородных поездах с блокнотом в руках, быстро
набрасывающим строку за строкой."
#
Шуберт, проживший всего 31 год, любимые свои произведения, прежде
чем обнародовать, обязательно должен был сыграть... на гребенке.
#
Дюма (отец) писал только на особых квадратных листах. Если такой
бумаги не оказывалось или она кончалась, он прекращал работу.
#
Анатоль Франс, наоборот, никогда не запасал бумагу и писал на чем
попало: на старых письмах, конвертах, пригласительных билетах,
даже визитных карточках.
[показать]
|
|
|
|
|
|
|
|