• Авторизация


Иллюзии зрительного восприятия. Иллюзии цветового зрения 29-06-2013 14:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одним из свойств, относящихся к цветному зрению можно считать явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному.

При сумеречном зрении (низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красный, оранжевый) и повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синий, фиолетовый).

Можно указать на ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других, окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.
Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал: "Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находится на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большей белизны. И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями."
 

[282x425]



Во-вторых существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами обьекта изменяется взависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Множно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гете, например, пишет: "Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется безконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни." Дополнительный цвет зари - зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы и дает "безконечно прекрасный зеленый цвет".

Гете описывает также явление так называемых "цветных теней". "Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсиности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так, что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело. Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кожется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна - прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета."
 

[415x416]



Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза.


Посмотрите на картинку (ниже), приблизившись вплотную к правому краю монитора



[416x433]



Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668 г. известный французский физик Э. Мариотт. Свой опыт, позволяющий убедиться в наличии слепого пятна, Мариотт описывает следующим образом: "Я прикрепил на темном фоне, приблизительно на уровне глаз, маленький кружочек белой бумаги и в то же время просил другой кружочек удерживать сбоку от первого, вправо на расстоянии около двух футов), но несколько пониже так, чтобы изображение его упало на оптический нерв моего правого глаза, тогда как левый я зажмурю. Я стал против первого кружка и постепенно удалялся, не спуская с него правого глаза. Когда я был в расстоянии 9 футов, второй кружок, имевший величину около 4 дюймов, совсем исчез из поля зрения. Я не мог приписать это его боковому положению, ибо различал другие предметы, находящиеся еще более сбоку, чем он; я подумал бы, что его сняли, если бы не находил его вновь при малейшем передвижении глаз".
Известно, что Мариотт забавлял английского короля Карла II и его придворных тем, что учил их видеть друг друга без головы. Сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон (палочек и колбочек). Следовательно, изображения предметов, приходящиеся на это место сетчатки, не передаются мозгу.

Вот еще интересный пример. На самом деле круг идеально ровный. Стоит прищуриться и мы это видим.

[266x98]


Оптическое воздействие цвета.

К этому воздействию относятся иллюзии или оптические явления, вызываемые цветом и изменяющие внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих групп. Исключение составляет зеленый цвет. Светлые цвета, например белый или желтый создают эффект иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.

Это явление играет существенную роль при конструировании шрифтов. В то время, как, например, буквы E и F сохраняют свою полную высоту, высота таких букв как O и G, несколько уменьшаются, еще больше уменьшаются из-за острых окончаний буквы A и V. Эти буквы кажутся ниже общей высоты строки. Чтобы они казались одинаковой высоты с остальными буквами строки, их уже при разметке выносят несколько вверх или вниз за приделы строки. Эффектом иррадации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосками. Поле с поперечными полосками кажется более низким, чем полес продольными, так как белый цвет окружающий поля проникает наверху и внизу между полосками и визуально уменьшает высоту поля.

[266x56]



Основные оптические особенности групп красных и синих цветов.



Красный, желтый, оранжевый   Фиолетовый, синий, голубой
теплые, тяжелые, материальные, прочные, плоские

фактурные, шероховатые, матовые

расширение распространяемое по горизонтали

подчинены дуге

глухие, шумные и низкие
  легкость, не материальность, проницаемость, пространство

безфактурные, гладкие и блестящие

сжатие, распространение по вертикали

подчинены углу,
холодные, острые и колючие,

тихие, звонкие, высокие


Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется к тому же более обширной из за эффекта иррадации. Красный цвет приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в темно-синий, фиолетовый и черный цвета, зрительно уменьшаются и устремляются книзу.
Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов. Так же нужно отметить центробежное движение желтого цвета и центростремительное синего.

[266x56]
Первый цвет колет глаза, во втором глаз утопает. Это воздействие увеличивается, если к нему добавить различие в светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.


Академик С. И. Вавилов по поводу устройства глаза пишет: "Насколько проста оптическая часть глаза, настолько сложен его воспринимающий механизм. Мы не только не знаем физиологического смысла отдельных элементов сетчатки, но не в состоянии сказать, насколько целесообразно пространственное распределение светочувствительных клеток, к чему нужно слепое пятно и т. д. Перед нами не искусственный физический прибор, а живой орган, в котором достоинства перемешаны с недостатками, но все неразрывно связано в живое целое".

[650x70]Гламурные картинкиСоветы дизайнеру
 


Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем.

Во-первых, потому, что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предметов невольно заполняются образами соседних частей, находящихся в поле зрения. Если, например, при рассматривании черных горизонтальных линий некоторые участки изображения этих линий на сетчатке одного глаза придутся на слепое пятно, то мы не увидим разрыва этих линий, так как другой наш глаз восполнит недостатки первого. Даже при наблюдении одним глазом наш рассудок возмещает недостаток сетчатки и исчезновение некоторых деталей предметов из поля зрения не доходит до нашего сознания.
Слепое пятно достаточно велико (на расстоянии двух метров от наблюдателя из поля зрения может исчезнуть даже лицо человека), однако при обычных условиях видения подвижность наших глаз устраняет этот "недостаток" сетчатой оболочки.



[305x294]


Иррадиация

Явление иррадиации заключается в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Это явление известно с очень давних времен. Еще Витрувий (I в. до н. э.), архитектор и инженер Древнего Рима, в своих трудах указывал, что при сочетании темного и светлого "свет пожирает мрак". На нашей сетчатке свет отчасти захватывает место, занятое тенью. Первоначальное объяснение явления иррадиации было дано Р. Декартом, который утверждал, что увеличение размеров светлых предметов происходит вследствие распространения физиологического возбуждения на места, соседние с прямо раздраженным местом сетчатки.
Однако это объяснение в настоящее время заменяется новым, более строгим, сформулированным Гельмгольцем, согласно которому первопричиной иррадиации являются следующие обстоятельства. Каждая светящаяся точка изображается на сетчатой оболочке глаза в виде маленького кружка рассеяния из-за несовершенства хрусталика (аберрация, от латинского - отклонение), неточной аккомодации и пр. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на тем- ном фоне, вследствие аберрационного рассеяния как бы раздвигаются границы этой поверхности, и поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров; она как бы простирается через края окружающего ее темного фона.

Эффект иррадиации сказывается тем резче, чем хуже глаз аккомодирован. В силу наличия кругов светорассеяния на сетчатке иллюзорному преувеличению могут при известных условиях (например, очень тонкие черные нити) подвергаться и темные предметы на светлом фоне - это так называемая негативная иррадиация. Примеров, когда мы можем наблюдать явление иррадиации, существует очень много, здесь нет возможности привести их полностью.

Великий итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи в своих записках говорит о явлении иррадиации следующее: "Когда Солнце видимо за безлиственными деревьями, все их ветви, находящиеся против солнечного тела, на- столько уменьшаются, что становятся невидимыми, то же самое произойдет и с древком, помещенным между глазом и солнечным телом. Я видел женщину, одетую в черное, с белой повязкой на голове, причем последняя казалась вдвое большей, чем ширина плеч женщины, которые были одеты в черное. Если с большого расстояния рассматривать зубцы крепостей, отделенные друг от друга промежутками, равными ширине этих зубцов, то промежутки кажутся много большими, чем зубцы...".

На целый ряд случаев наблюдений явления иррадиации в природе указывает в своем трактате "Учение о цветах" великий немецкий поэт Гёте. Он пишет об этом явлении так: "Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же диаметра на белом фоне, то последний нам кажется примерно на '/, меньше первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся равными. Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра, чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима".

Явление иррадиации при астрономических наблюдениях мешает наблюдать тонкие черные линии на объектах наблюдения; в подобных случаях приходится диафрагмировать объектив телескопа. Физики из-за явления иррадиации не видят тонких периферических колец дифракционной картины. В темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из-за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из-за которой появляется пламя свечи, представляется с зарубкой в этом месте. Восходящее и заходящее солнце делает словно выемку в горизонте.



[301x301]


Еще несколько примеров.

Черная нить, если ее держать перед ярким пламенем, кажется в этом месте прерванной; раскаленная нить лампы накаливания кажется толще, чем она есть в действительности; светлая проволока на темном фоне кажется более толстой, чем на светлом. Переплеты в оконных рамах кажутся меньше, чем они есть в действительности. Статуя, отлитая из бронзы, выглядит меньше, чем изготовленная из гипса или белого мрамора.

Архитекторы Древней Греции угловые колонны своих построек делали толще прочих, учитывая, что эти колонны со многих точек зрения будут видны на фоне яркого неба и, вследствие явления иррадиации, будут казаться тоньше. Своеобразной иллюзии подвергаемся мы по отношению к видимой величине Солнца. Художники, как правило, рисуют Солнце чересчур большим по сравнению с другими изображаемыми предметами. С другой стороны, на фотографических ландшафтных снимках, на которых изображено и Солнце, оно представляется нам неестественно малым, хотя объектив дает правильное его изображение.
Заметим, что явление негативной иррадиации можно наблюдать в таких случаях, когда черная нить или слегка блестящая металлическая проволока на белом фоне кажутся толще, чем на черном или сером. Если, например, кружевница хочет показать свое искусство, то ей лучше изготовить кружево из черных ни- ток и расстилать его на белую подкладку. Если мы наблюдаем провода на фоне параллельных темных линий, например, на фоне черепичной крыши или кирпичной кладки, то провода кажутся утолщенными и сломанными там, где они пересекают каждую из темных линий.

Эти эффекты наблюдаются и тогда, когда провода накладываются в поле зрения на четкий контур строения. Вероятно, явление иррадиации связано не только с аберрационными свойствами хрусталика, но также и с рассеянием и преломлением света в средах глаза (слой жидкости между веком и роговой оболочкой, среды, заполняющие переднюю камеру и всю внутренность глаза). Поэтому иррадиационные свойства глаза, очевидно, связаны с его разрешающей силой и лучистым восприятием "точечных" источников света. С аберрационными свойствами, а значит, частично и с явлением иррадиации связана способность глаза переоценивать острые углы.




[500x332]



Астигматизм глаза.

Астигматизмом глаза называется его дефект, обусловленный обычно несферической - (торической) формой роговой оболочки и иногда несферической формой поверхностей хрусталика. Астигматизм человеческого глаза был впервые обнаружен в 1801 г. английским физиком Т. Юнгом. При наличии этого дефекта (кстати, не у всех людей проявляющегося в резкой форме) не происходит точечного фокусирования лучей, параллельно падающих на глаз, вследствие различного преломления света роговицей в различных сечениях. Астигматизм резко выраженный исправляется очками с цилиндрическими стеклами, которые преломляют световые лучи только в направлении, перпендикулярном к оси цилиндра.

Глаза, совершенно свободные от этого недостатка, у людей встречаются редко, в чем легко можно убедиться. Для испытания глаз на астигматизм врачи-окулисты часто применяют специальную таблицу, где двенадцать кружков имеют штриховку равной толщины через одинаковые интервалы. Глаз, обладающий астигматизмом, увидит линии одного или нескольких кружков более черными. Направление этих более черных линий позволяет сделать вывод о характере астигматизма глаза.

Если астигматизм обусловлен несферической формой поверхности хрусталика, то при переходе от ясного видения предметов горизонтальной протяженности к рассматриванию вертикальных предметов человек должен изменить аккомодацию глаз. Чаще всего расстояние ясного видения вертикальных предметов меньше, чем горизонтальных.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Иллюзии зрительного восприятия куда менее трагичны, чем иллюзии смыслового восприятия. Но об этом, возможно в другой раз. Но про одну тонкость все же хочется рассказать. С точки зрения анатомии меня глаза не интересовали. В своей лаборатории я занимался исследованием преобразования частоты светового диапазона в коды электрического преобразования. Ясное ж дело, что мозг всего живого свет не воспринимает. Для начала я собрал очень простой прибор. Он состоял из маленькой коробочки и специальных очков. Очки купил в магазине для подводного плавания. Они очень хорошо подходили для нужного дела. Стекла вынул и вмето них вмонтировал тексолитовые вставки с внешней стороны покрытые медной фольгой. На таких обычно вытравливают платы для радиосхем. Внутрь поместил два красных сетодиода. От них два проводочка тянулись через разьём к коробочке. А в коробочке был встроен широкодиапазонный мудьтивибратор, который я собрал на одной микросхеме. И потенциометр для плавного изменения частоты. Примерно от одного до пятисот герц. И всё. Ну, про осцилоглаф с мультиметром говорить излишне. Пациентов выбирал самого разного возраста. От детей до стариков. Что из этого получилось - судите сами. Одев очки, пациент или пациентка зажмуривали глаза. Я устанавливал на частоту в один герц и включал.Клиент видел сквозь веки мелькание вспышек красного цвета. Затем я плавно увеличиваю частоту: - Ой, теперь вспышки зеленого...., увеличиваю....а теперь голубого....а теперь белого....а теперь такие яркие картинки, как во сне. Так интересно.... Обычно на этом этапе пациенты замолкали. Они улетали в свои прекрасные яркие миры, намного ярче и реалистичнее, чем сны. Но более 20 минут я не мог из там задерживать, хотя возвращаться никто не хотел.... Все после таких полётов чувствовали себя более чем великолепно. Исчезали давние фобии, страхи, постстрессовые состояния и удучшалось зрение. Многие говорили, что отлично видят уже без привычных очков. В журнал я тогда заносил частоты, при которых наступает эта фаза. Они были разные для всех. Для детей - одна, для стариков - другая, для больных третья. Всю эту информацию для анализа оставлял на потом. Позже конечно выяснил, что частота восприятия зависит от возраста и состояния. А частота гипнопаузы у стариков выше, чем у детей....Но это в данном случае не очень важно. Как-то у меня был период бессоницы. И я взял очки домой. Ночью, перед сном, в абсолютной темноте, напяливаю их на себя и по всем правилам начинаю наращивать частоту. Все, как и говорили мои пациенты. Прощед все фазы, погулял по неведомым мирам с невероятно чистым сознанием, медленно возвращаюсь назад тем же путем. Снимаю и очки.....а темноты нет. Всё вижу очень четко и ясно, но будто светящимся сами по себе суть красноватым светом. Нет и теней от предметов. А объёмность очень высокая. Все это состояние продолжалось порядка 15-20 минут. Потом медленно угасло. Это я потом понял, что мои глаза сами излучали в каком-то неведомом диапазоне и сканировали пространство, каким оно и было. Да и то понял не сразу. Ко мне привели девочку со странным и редким заболеванием. Было ей лет десять. Её близкие так рассказывают: Мы все страшно боимся. Представьте себе, встаешь ночью, идешь по коридору, а навстречу тебе волчьи глаза красным огнем светятся. Это наша Ксюша из туалета спать шла.... Так и инфаркт раз плюнуть, заработать....
Ламат 29-06-2013-20:00 удалить
Ответ на комментарий Пилигриммёр # Пилигриммёр, Очень интересно, Юра! Казалось бы, на первый взгляд, такое невозможно. Но вот что интересно, в Японии создан шлем для изменения реальности. Виртуальная реальность теперь может обманывать вкус и обоняние, превращая хлеб в шоколад, а картофель - в малину. Разработанный в Японии шлем позволит мгновенно изменять любые свойства еды, просто нажимая на кнопки. Здесь видео: http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=345557 Но, я понимаю, что ты о другом писал. Все же...как жаль, что многие ушли из реальности в матрицу иллюзий...
Ламат 29-06-2013-23:29 удалить
Инструкция: 1.Смотрите на красную точку на носу девочки в течение 30 секунд. 2. Переведите взгляд на ровную поверхность (потолок или стена). 3. Мигайте постоянно и быстро. [492x700]
У меня была лаборатория, которую я сам создал. Этого мне было достаточно, чтобы ставить множество экспериментов и проводить различные эксперименты. Государство я не интересовал, а оно меня. И это было благо. Ибо никто мои работы не контролировал и не вмешивался. Вот если бы я занимался военными разработками, мне бы дыхнуть не дали. В те времена /да и тем более ныне/ изобретатели и ученые одиночки никого не интересовали. Коньюнктурщиков всегда было на всех уровнях достаточно. Я быстрее, чем Николо Тесла смирился с этим и не маялся дурью принести пользу человечеству или себе миллионы заработать. Другие соратники жизни свои тратили, чтобы дастучаться в государственные дубовые двери. А я ценил больше всего время и занимался исследованиями чисто ради собственного любопытства. Поэтому и продвинулся очень далеко. Гораздо дальше, чтобы не тратить миллиарды на поиски бозона Хигса и строить коллайдер... Кстати, таких как я было не мало. Например, доктор Черский, работающий с "темной материей", доктора Вейник и Козырев, работавшие с проблемой времени. Кстати, благодаря его экспериментам я понял суть антигравитации и устройства "летающих тарелок" ))) Нынешнюю "теорию струн" в принципе у них спёрли. А у меня основы "Топологии многомерных пространств". Но это не обидно. Знаете почему? Коньюнктурщики конечно могут украсть любую идею, но понять её без автора бессильны. Пусть себе регалии вешают. Добраться до истины им и сотни лет не хватит. У нас и всюду народом управляют администраторы. И знаете как? С помощью изобретения денег. )))) Даже в церквях, надо что-то на лапу дать, чтобы бог взял телефонную трубку и услышал вашу молитву. А на халяву ничего не получится. Хоть лоб расшибите. ))) И то не факт.... Ну а остальное вы и сами не хуже меня понимаете.
Ламат 30-06-2013-12:52 удалить
Ответ на комментарий Пилигриммёр # Пилигриммёр, точно! :))
SPACELilium 13-07-2013-00:34 удалить
Очень необычно, понравилось!! Благодарю.. и за комментарии выше тоже!!!


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иллюзии зрительного восприятия. Иллюзии цветового зрения | Ламат - Когда пишется история вашей жизни, не позволяйте никому держать ручку за вас | Лента друзей Ламат / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»