• Авторизация


Драмматический треугольник - Треугольник Карпмана 20-05-2013 14:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Треугольник Карпмана
 
 
 
Треугольник Карпмана – модель, которая описывает схему позиций и смену ролей в случаях, когда люди играют в психологические игры (по Эрику Берну), вместо контакта, живого общения от разума к разуму, от сердца к сердцу.

В драматическом треугольнике есть три роли: Преследователь, Спасатель и Жертва.

Участники драматического треугольника постоянно меняются ролями.

Преследователь [показать]                                       Спасатель [показать]

Например,

Мужчина несколько лет помогает любимой им женщине, спасает ее от миллионов бытовых неурядиц, трагедий ее жизни, и проблем с деспотами-мужчинами, с которыми она живет.

В какой-то момент, он превращается в Жертву – ведь он так старался, страдал ради нее, а ему – ничего не обломилось, годы прожиты зря...

Спасатель [показать]             [показать]                  Жертва [показать]
 
Проходит какое-то время, и человек, бывший в роли Спасателя и ставший Жертвой, переходит либо сам в роль Преследователя своей «любимой» женщины, либо находится другой человек, который начинает его – Спасать, а образ той женщины – Преследовать.
 
 Жертва [показать]           [показать]               Агрессор [показать]   
 
 

Также и Преследователь (Агрессор) может легко переключиться на роль Спасателя, едва только найдется Жертва, затронувшая его.

В рассматриваемом примере, мужчина может начать Спасать другую женщину, чья жизненная история окажется еще более трагична чем его.

 
Агрессор  [показать]              [показать]                 Спасатель [показать]
 
 

Едва ли он при этом заметит, что прошел полный круг, отыграл все роли, и начал свой излюбленный сценарий отыгрывать по стопервому разу.

Причина того, что человек вовлекается в драматический треугольник – отказ увидеть все три позиции в себе самом.

Отказ признать, собственную слабость и щедрую доброту для Агрессора.

Отказ принять свою силу, потребность во власти и умение заботиться о себе и других и отстаивать свои интересы для Жертвы.

Отказ принять свою потребность во внимании,  защите своих интересов и осознании как своей собственной слабости, так и своей агрессии для Спасателя.

Проще говоря, Жертва – не видит как она проявляется как Агрессор и Спасатель,

Спасатель  не видит, что ведет себя как Жертва и Агрессор,

А Агрессор игнорирует, что выполняет и функции Жертвы и Спасателя.

И пока человек не осознает все три разрозненные, противоречивые части в себе, не объединяет их в целостность – обычный живой человек, он мотается по вершинам и углам драматического треугольника, отдавшись его динамике, и болезненно наслаждаясь силой продуцируемых процессом чувств и эмоций.

Как выйти из треугольника?

1. Увидеть, как вы играете каждую из ролей.

2. Начать вести себя ИНАЧЕ (искренне как ребенок, разумно – как взрослый, мудро и со смирением – как хорошие Отец и Мать).

3. Научиться быть живым человеком, в отношениях устанавливать комфортную дистанцию, с близкими людьми – жить в поле интимности, близости, любить и уважать.

4. Конкретные техники выхода:

- ощутить свое тело, улыбнуться, расправить плечи и глубоко вздохнуть;

- посмеяться над собой и ситуацией, по доброму;

- проанализировать «какую выгоду я получаю от своего отыгрывания роли» и найти рационально более адекватный способ получения нужного;

5. Если минимума информации, изложенного здесь – мало, то как насчет – серьезно заняться своей жизнью, и получить консультации психолога? Либо исследовать тему более подробно - самостоятельно.

-----------

Стивен Карпман, http://www.karpmandramatriangle.com/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Прикольно но всё ясно. Согласно сценарию ту спасают невинную женщину. А мужики то ли а шпагах благородно сражаются, то ли просто морды друг другу бьют, а потом попивши водки, плачутся и целуются. Пушкин А.С. пошло стрелялся с Дантесом, который на старости лет в Швейцарии сказал: Тю, я шо помню? Стоких перестрелял шлеперов, шо усех никак не упомнить. А шо, родичи жалуютсо? Мои знакомые сценаристы так обычно и пишут. Те, что пооригинальнее, так ещё и интригу вставляют. Типа, Марфа сама видела..... Работает. Сам видел. Дамы все наповал рыдают. И любят любовника. Ну и правильно. Мечта идиота - чужая жена. Жизненно.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Драмматический треугольник - Треугольник Карпмана | Ламат - Когда пишется история вашей жизни, не позволяйте никому держать ручку за вас | Лента друзей Ламат / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»