• Авторизация


Психологический суицид. Четыре ступени к долгой жизни. 11-12-2010 10:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Психологический суицид (психологическое самоубийство)

Что же такое это «психологическое самоубийство»?

Психологический суицид — это ничто иное, как — преждевременная смерть, вызванная тем (неправильным) стилем жизни, который избрал себе человек.

Выражение «неправильный стиль жизни» определяется в психологии точным термином — дезадаптация…

А теперь давайте конкретно поговорим о том, что подразумевают психологи под дезадаптацией — неправильным стилем жизни.

Я сразу оговорюсь, что ни я, ни профессиональное сообщество психологов НЕ считаем алкоголь и сигареты — причиной преждевременной смерти мужчин в России. В этом мы расходимся с ВОЗ и с теми организациями, которые ведут борьбу в стиле советской «кампанейщины» то с одним, то с другим магнатом-миллионщиком…

Во всём мире (открою секрет) люди употребляют и алкоголь, и сигареты и кое-что похуже, например, неконтролируемое количество антидепрессантов. И противоборство этим увлечениям, которое во всём мире ведётся на истерических нотах — тому лишнее доказательство — принимали и принимать будут. Причина тут в другом…

Первая причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации

Это — несчастная жизнь. Её могут не замечать, замалчивать, но от этого несчастная жизнь не становится счастливее. А что же приводит к несчастной жизни? А только одно — внимание! Запомните эту золотую мысль, эту блестящую цитату, которую очень любят повторять психологи своим глуховатым клиентам:

«Если Вы хотите стать меньшим, чем можете быть, то несчастная жизнь Вам гарантирована».

Что мешает нам стать тем, кем мы можем быть?

[450x450]


Вместо ответа я процитирую Вам древних китайских мыслителей:

«В человеке суетливом истинная природа не может проявить себя»…

Что есть суета? Главным образом, суета — это когда мы стыдимся гордиться собой (отчего-то непохожим на других), а судорожно пытаемся быть «как все», то есть — как наше ближайшее окружение, чуть ли не окружение «с района».

Вторая причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации

А это как раз неумение жить в моменте «здесь и сейчас», наслаждаясь им в полной мере и не желая большего.

***

Лучше всего это неумение иллюстрирует о-очень известный анекдот, который так уж известен, что мне даже стыдно его пересказывать в подробностях.

Помните, там идёт речь об американском бизнесмене и итальянском лаццарони (бездельнике). Итальянец наловил ведёрко рыбки, выйдя в море поутру на своей маленькой шаланде, продал её, свежую, туристам, а потом весь день лежал под оливой на своём благословенном юге Италии и слушал себе пение рыбаков.

Американец же стал рисовать перед ним перспективы одержимости духом предпринимательства и большого бизнеса. «Ты купишь две лодки, потом три, наймёшь рабочих, продашь бизнес, купишь акции, и через 25 лет ты сможешь:

«лежать преспокойно под оливой на юге Италии и слушать пение рыбаков»

«Но послушай (сказал ему лаццарони) зачем мне ждать 25 лет? Я уже и так лежу под оливой…»

Знаете, что сказал об этом Фёдор Михайлович Достоевский? Внимание, это наверное самая психотерапевтическая цитата из всего наследия нашего классика:

«Цел и здоров тот народ, который положительно любит СВОЙ МОМЕНТ, тот, в который живёт, и умеет ПОНЯТЬ его. Такой народ может — жить…»

А вот что сказал об этом гений нашей эпохи — мой любимый философ, Мераб Мамардашвили:

«То, что происходит СЕЙЧАС — это и есть Вечная Жизнь».

Я хочу обратить внимание Читателя на то, что эти высказывания и есть «гештальт-терапия», её основной месседж. Заслуга же Фрица Перлза (отца идеи гештальт-подхода) состоит в основном в том, что он
а) попытался объяснить коллегам-психиатрам, что их пациенты страдают и умирают именно от этого, от того, что знали уже давно философы и писатели и
б) на основе сделанных выводов придумал ТЕХНИКИ исцеления невротиков, не умеющих жить здесь-и-сейчас.

Третья причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации

Это тотальная нелюбовь к себе, нелюбовь, возведённая аж в ранг некоей мазохистской добродетели.

Эта нелюбовь к себе, как правило, ещё и сопровождается тотальной нелюбовью к миру в целом, миру, породившему человека…

Да, человек — несовершенен. Но от этого он не заслуживает презрения. Вот, что писали по этому поводу великие арабские мистики-суфии, коллеги легендарного муллы Насреддина:

«Само несовершенство человеческой природы таково, что свидетельствует с несомненностью о ВЫСШЕМ МЕСТЕ человека среди всех прочих существ. Ибо только ему (единственному из живых) дана возможность СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Само слово «несовершенство», относимое к нему, уже содержит в себе признание за ним способностей и возможностей к ВОСХОЖДЕНИЮ».

«Человек — это состояние усилия быть человеком»

Мераб Мамардашвили

Мы корим себя за неудачи и думаем, что неудача — первый признак того, что не всё в порядке — либо с нами, либо с миром, либо — с обоими.

Но что есть наша неудача? Это всего лишь … опыт. Уточним — отрицательный опыт.

Мы не любим мир за то, что он является главным поставщиком отрицательного опыта…

Как сказал поэт:

«Не выходи из комнаты — не совершай ошибку…»

Вот мы и стараемся всю жизнь лишний раз не выходить из комнаты, в которой себя и хороним.

Но ведь мы должны петь хвалу негативному опыту в своей жизни, а не проклинать и не бояться его. Почему?

В любом учебнике по психологии вы прочтёте что-то вроде:

«Отрицательный опыт — это сокровище мудрости и практицизма» (к чему мы все и стремимся, кто на словах, кто на деле).

Именно получив отрицательный результат (или никакого результата) мы начинаем задумываться и понимаем: стандартные решения «из учебников» не всегда приносят успех и пользу. Так мы приобретаем главное богатство своей жизни — профессиональный, личный или специфический — опыт.

Четвёртая причина «неправильного стиля жизни» или дезадаптации

Она связана с тем, что мы отказываемся от творчества, неправильно понимая, что это такое и поэтому, не видя возможностей к занятию творчеством — вокруг себя.

Творчество — это не умение рисовать красками, плясать и играть на балалайке.

Творчество — это ОДУХОТВОРЕНИЕ МАТЕРИИ.

Вот и всё.

Когда мы поймём, что всё живое (и неживое) вокруг нас имеет душу и память, когда мы станем пантеистами в хорошем смысле этого слова (пантеистами, какими были, например, английские романтики — поэты Китс и Шелли), тогда мы перестанем быть варварами, а детская жестокость и бессердечность, свойственная малышам и дикарям, покинет нас навсегда, уступив место подлинной Взрослости, осознанию себя в этом мире, чуткости к любому творению…

***

Вот интересно, станем ли мы когда-нибудь народом, который, как сказал Достоевский, «может жить»?..

Елена Назаренко

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Tina_Hat 11-12-2010-10:31 удалить
ВОЗЬМУ СЕБЕ С БЛАГОДАРНОСТЮ!
Tina_Hat 11-12-2010-10:31 удалить
МЯГКИЙ ЗНАК УПАЛ!
Darkdrakon 11-12-2010-11:09 удалить
Спасибо. Очень хорошо изложено
Красивая и правильная статья. Но...
А вообще... эта статья одна из многих. И погоды не сделает. Был бы толк в них (или одной из них) - давно бы люди стали здоровы и душевно и духовно и физически. Для меня симпатичны две философии - Иванова П. К. и Анастасии. Им я и следую в меру своих устремлений. Хотя кто то может так же сказать и про них - "Был бы толк..."
Ламат 11-12-2010-22:37 удалить
Рома_Селянин, "Был бы толк..." как Вы правы Рома! Согласна.
"Был бы толк..."............. Когда читаешь все это, так ясно и понятно, что нужно делать в своей жизни, как нужно относиться к себе и миру, окружающему , даже на душе становится спокойнее, что все нормально, так и должно быть - измени свое восприятие окружающего и все твои проблемы испарятся. Даже получается на какое-то время почувствовать в себе ту самую любовь и благодарность, что все идет так как надо, что все совсем не плохо, а только возможность к изменению. Но... проходит день за днем и начинает складываться такое впечатление, что все это самообман, что просто идешь не по той дороге, не в ту сторону. Да, я могу понять, что нужно уметь любить, что нужно принимать с благодарностью все-все, что происходит. НО, посмотрите вокруг сколько людей, которые нарушают заповеди, совсем не задумываются ни о духовной стороне жизни, ни о любви и благодарности. Но. они счастливы , радуются своей жизни А не это ли основной показатель правильной жизни. Если ты счастлив , значит твоя жизнь идет правильно. А я не могу преступить какие-то нравственные и моральные законы, не могу наслаждаться обыденностью жизни и за это все время расплачиваюсь. Может это просто все расстройство психики. Хочется жить и радоваться жизни, а изнутри все время что-то выползает и душит - то у тебя не так, это ты делаешь не так, и вообще всю жизнь поступала неправильно. И как справиться с тем, кто сидит внутри , как с ним договориться, что все у нас хорошо, если все показатели отрицательные?
Ламат 13-12-2010-13:07 удалить
Амелия_Луваневская, Я процитирую ваш отрывок: "НО, посмотрите вокруг сколько людей, которые нарушают заповеди, совсем не задумываются ни о духовной стороне жизни, ни о любви и благодарности. Но. они счастливы , радуются своей жизни"... Дорогая Амелия, вот это и есть самообман... Я не один год работаю психологом... К сожалению, все эти люди, о которых Вы пишите, не так счастливы, как кажется со стороны... Они часто, в гораздо более тяжелом состоянии... Просто мы привыкли так воспринимать реальность, по принципу :хорошо там, где нас нет, или оценивать счастье других по размеру их кошелька, по тому какой имидж о себе создали эти люди или какую маску одели... Все не просто, и не кто из нас не живет и не родился в Раю. Мы очень часто не слышим друга, не понимаем... живем в мире из иллюзий. Расширить свое сознание и что-то действительно изменить очень сложно. Но это реально,это возможно... Я не раз видела как люди выходили из очень сложных ситуаций, как они в корне менялись и изменяли свою жизнь. Для этого необходимо огромное мужество и вера в себя, в силу любви. Не теряйте надежды, не останавливайтесь на полпути. Наша беда в том, что часто мы просто тормозим, когда уже почти у цели... Мы останавливаемся, потому что не видим больше, чем на два шага вперед, потому что живем болью и старым негативным опытом. Так нас воспитали, в таких условиях мы росли многие годы... В каждом из нас столько боли, которая не позволяет нам видеть "рассвет". Что-бы изменить что-то, надо решиться дойти до конца. Что бы увидеть звезды в дремучем лесу, необходимо взобраться на дерево...
Спасибо за ответ. Моя беда в том, что я не встречала ни одного человека, который бы "в корне изменился". Все это только в теории. отсюда, наверное, и пессимизм или отчаяние ( я не знаю как правильнее назвать это состояние). И мне очень помогает ваш дневник, особенно сейчас мне настолько близко и задевает за живое все, что вы в нем пишете. НО, опять НО... в жизни я встречалась совершенно с другими психологами, которым самим нужна была помощь и поддержка ( по крайней мере такое складывалось впечатление). А за статьи большое вам спасибо. На какое-то время поддержки хватает. Будем и дальше учиться прощать, труднее всего простить себя.
Ламат 13-12-2010-23:12 удалить
Амелия_Луваневская, Всем нам нужна поддержка в независимости от того, какова у нас профессия. Потому что все мы обычные люди. Просто у каждого свой путь, свои знания и опыт...Не нужно никого идеализировать. Нас вами научили : это -хорошо, а это - плохо... Так можно поступать, а так нельзя. Этот добрый, а вон тот, злой... Но ведь наш мир не черно-белый...в нем множество оттенков... Кому выгодно, что бы мы воспринимали мир и людей именно таковыми? Говорят, что врач не имеет права быть больным... Но насколько это соответствует реальности? Насколько велик разрыв между "хочу", "могу" и "должен"? Нам иногда не хватает всего лишь чуточку для счастья... просто позволить миру вокруг, себе и другим людям быть такими как они есть, быть не идеальными... От чего в наших душах возникает разочарование и неудовлетворение реальностью? Не оттого ли, что в нашем сознании присутствует некий трафарет, и каждое событие, которое не вмещается в эти рамки, не идет так, как мы считаем "правильным" огорчает нас? Чем шире эти "рамки сознания", тем легче нам воспринимать действительность и соответственно принимать ее, радоваться ей... Чем уже и жестче, тем сложнее и больнее нам жить. Все мы меняемся... Кто-то быстрее, кто-то медленно. Некоторым людям приходится тратить многие годы, что бы понять какую-то одну, простую истину, а кто-то уже рождается с пониманием ее в сердце... Таков путь души... И все мы ученики и учителя друг у друга.
Cпасибо. А можете ответить еще на вопрос: есть ли возможности расширить эти "рамки сознания" осознанно. Благодаря вашим словам я кажется понимаю почему у меня всю жизнь ощущение, что я бьюсь. упираюсь в какую-ту преграду, которая не пускает меня дальше, держит в каком-то замкнутом пространстве в которое я попала с детства. или это кому что на судьбе написано - то должен научиться переносить безропотно, значит заслужил когда-то?
Ламат 14-12-2010-01:16 удалить
Амелия_Луваневская, Все возможно. И делать это необходимо как раз сознательно. На судьбе-то конечно написано многое, но право выбора у нас никто не отобрал. :)) Если мы отказываемся управлять своей жизнью, то всегда находятся те силы, кто ею управят.... Возможностей "расширить границы сознания" множество. Основная проблема в том, что большинство из нас много знают и читают, но ничего не делают... А если не делают, значит не готовы... Когда Вы почувствуете, что готовы, Ваша жизнь начнет меняться. Но только Вы можете решить, когда и как это случится.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Психологический суицид. Четыре ступени к долгой жизни. | Ламат - Когда пишется история вашей жизни, не позволяйте никому держать ручку за вас | Лента друзей Ламат / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»