ЕГИПЕТСКИЙ ВЕСТИБЮЛЬ
Архитектурное решение зала создает ощущение перехода от экстерьера дворца к интерьеру: глухие рустованные стены, окрашенные под натуральный известняк, вымощенный каменными плитами пол, мощные статуи возле стен. Сюжеты декоративной отделки выбраны на темы природы: двенадцать статуй символизируют месяцы года (январь находится справа от лестницы), над статуями - знаки Зодиака, потолок расписан аллегориями времен года. Зал отделан в 1785-1786 годах по проекту Ч. Камерона. Статуи-аллегории месяцев и несколько фигур знаков Зодиака (Водолей, Стрелец, Аева, Близнецы) созданы скульптором И. Прокофьевым. Обрамление медальонов оформлено лепщиком А. Ламони. После пожара сгоревшие статуи были заменены в 1804 году новыми, сделанными М. Александровым (Уважным) по образцу римско-египетских изображений Антиноя-Озириса и Изиды. Знаки Зодиака сохранились в первоначальном варианте. Роспись потолка после пожара 1803 года была восстановлена Карлом Скотти (после войны воссоздана по старым фотографиям и аналогиям). В настоящее время почти все статуи (десять из двенадцати) и знаки Зодиака с обрамлением медальонов сохранены в подлинниках. Зал освещают стеклянные фонари с бронзовым убором русской работы последней четверти XVIII века, аналогичные первоначальным. У наружной стены установлена подлинная чугунная доска, снятая с обелиска в память основания Павловска с надписью: "Павловское начато строить в 1777 году".
[показать]
Роспись потолка Парадной лестницы
Декоративная отделка закончена около 1789 года, выполнена В. Бренной в объемах, определенных первоначальным проектом Ч. Камерона. Примечательны органично развивающиеся марши лестницы за аркой, ведущей из вестибюля. Маски львов по правой стороне исполнены, очевидно, И. Прокофьевым (две сохранились в подлинниках).
Роспись на фронтальной стене при подъеме на первые ступени исполнена в 1804 году А.-Б. Скотти (при реставрации после войны утраты дополнены). Потолок лестничного пространства расписан К. Скотти по проекту В. Бренны (сейчас воссоздан по фотографиям и первоначальному эскизу).Над последним маршем с конца XVIII века висит люстра, состоящая из деревянного стержня и ветвей из золоченого железа с шестью стеклянными фонарями (Сестрорецкий оружейный завод (?), 1786 г.). На верхней площадке установлены напольные часы в корпусе из красного дерева с отделкой в технике эгломизе (Петербург, 1790-е гг.).
[показать]
Верхний вестибюль
Отделан по проекту В. Бренны к 1793-1794 годам. Массивный лепной орнамент на гладкой поверхности стен - прием очень характерный для его творчества. Тематика рельефов - воинское вооружение и воинские атрибуты различных времен, среди которых есть и восточные (отражение происходивших в то время русско-турецких воин). В создании лепного орнамента, очевидно, принимал участие скульптор И. Прокофьев. Ему же достаточно обоснованно можно приписать и две могучие фигуры атлантов, поддерживающих арку. Атланты, как и значительная часть лепных композиций на стенах и гипсовые печи, сохранились после войны в подлинниках. Резные торшеры в углах (проект В. Бренны) воссозданы по довоенным фотографиям и аналогиям. Живопись на потолке и над аркой была исполнена Л.-Б. Скотти по эскизу А. Воронихина. После войны живопись воссоздана по фотографиям и авторскому эскизу. Фигура Славы слева над аркой в основном сохранилась в подлиннике. Во времена Павла I и Марии Федоровны никакого убранства здесь не было, и в вестибюле (Парадных сенях) производились разводы дворцового караула. Сейчас здесь установлена бронзовая группа "Геркулес на коне" (М. Козловский, 1 799 г.), которая первоначально находилась в парке у Розового павильона.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ЗАЛ
Первый парадный зал, в который мы попадаем, - Итальянский, образующий композиционный центр внутренних покоев дворца. Это своеобразный манифест классического стиля: круглый зал с нишами, перекрытый куполом и освещенный через окно в центре. Зал - результат последовательной работы архитекторов Ч. Камерона, В. Бренны и А. Воронихина. В современном виде он сформировался в 1805 году. Важное место в убранстве зала занимает мраморная скульптура. Уже в 1780-е годы здесь были помешены четыре античные статуи, только что привезенные из Италии. Это были Афродита типа "Венеры Медичи", Амур типа "Эрот Ченточелле" (древнее воспроизведение несохранившейся статуи знаменитого греческого ваятеля Праксителя), "Эрот, натягивающий тетиву на лук" - копия I века н.э. с утраченной статуи работы Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского, а также погибшая вскоре в пожаре 1803 года статуя Вакха. В настоящее время на прежнем месте стоит только Эрот Лисиппа. Три другие статуи происходят из собрания англичанина Лайда Брауна и поступили в Павловск в 1798 году. С конца 1780-х годов в стенах зала находятся десять мраморных барельефов. В плоских нишах помещены "Обряд римской свадьбы" и "Три Грации" (II в. н. э.), между нишами - профильные портреты: четыре работы II века н.э. (Октавиан Август, Домициан, Фаустина Старшая и Фаустина Младшая) и четыре работы XVI века (?): Гальба, Тит (?), Юлия Тити (?) и неизвестная дама с прической XVI века. В проходах из Итальянского зала в Греческий и Верхний вестибюль - четыре барельефа мастерской скульптора И. Мартоса (подлинники 1780-х гг.). Мебель - табуреты в стиле ампир - восстановлены в 1980-е годы. Это копии с одного сохранившегося подлинника из гарнитура русской работы 1804 - 1805 годов, изготовленного специально для Итальянского зала (обивка в работе). Бронзовые бра в виде валторн из первоначального убранства зала (Франция, 1780-е гг.). Люстра (Петербург, мастерская И. Цеха (?) (1797 г.) в Итальянском зале находится с 1825 года. В обычные дни зал служил одной из гостиных, а в торжественных случаях здесь устраивали обеды, во время которых с хоров звучала вокальная или инструментальная музыка. Мебель для обедов вносилась каждый раз специально.Вся лепная отделка зала (за исключением купола) при восстановлении после войны сохранена в подлинниках, а искусственный мрамор стен изготовлен заново по старым образцам.
Греческий зал
Греческий зал был местом парадных приемов и балов. Его художественная выразительность определяется колоннадой коринфского ордера, проходящей по всему периметру зала. Ритм колонн усложняется ритмом ниш со статуями, оконных проемов и каминов и еще раз подчеркивается свисающими на цепях между колонн мраморными светильниками. Насыщенный лепной орнамент в верхней части зала эффектно контрастирует с гладкой белизной искусственного мрамора стен. С западной стороны через огромные окна открывается вид на парк, а с узких северной и южной сторон через гладкие арки - на восьмиугольные беломраморные гостиные, где начинаются парадные анфилады Павла и его супруги (Залы войны и мира). До сих пор исследователи не пришли к единому мнению об авторстве Греческого зала. Не исключено, что замысел решить его как колонный зал принадлежал еще Камерону. Однако сохранилось несколько чертежей Бренны, изображающих план и разрезы зала, и его собственное письменное свидетельство о том, что он был единственным автором, как зала, так и его мебельного убранства. Описывая созданный им интерьер, Бренна говорит о нем как об "одном из самых лучших среди всех, имеющихся в этой стране". Отделка зала завершена в 1790 году. При восстановлении после пожара 1803 года А. Воронихиным были сделаны некоторые переделки, хотя и не изменившие его архитектурную композицию, но за счет декоративного оформления и нового убранства придавшие залу более строгий характер. Сюжетная полихромная живопись на потолке заменяется на роспись, имитирующую украшенный лепкой купол. Наборный многоцветный паркет заменен на шитовой дубовый. Вместо золоченого гарнитура мебели в стиле Людовика XVI делается новый - в стиле ампир, окрашенный под темную античную бронзу и обитый французскими коврами мануфактуры Бове. Из Михайловского замка переносятся камины, исполненные по проекту Бренны. Беломраморные светильники - "лампы" в античном вкусе заменили шестнадцать маленьких хрустальных люстр между колоннами, а большие бронзовые фонари (Англия (?), XVIII в.) были перенесены в Залы войны и мира. Из первоначального убранства (1790 - 1805 гг.) сейчас в зале находятся бронзовые часы "Парис и Елена" с канделябрами (Франция, П.-Ф. Томир, коней XVIII в.), бронзовые таганы в каминах - подписные изделия редкого первоклассного французского бронзовщика Вальнера (конец XVI II в.), вышитые бордюры на занавесях (Франция, 1 780-е гг.), одно канапе и пять кресел упомянутого гарнитура мебели (Россия, 1804 г.), две вазы копейчатой яшмы (Россия, 1803-1804 гг.), канделябры в виде детских фигур, держащих ветви лилий (Франция,1780-е гг.). Шестнадцать мраморных светильников-"ламп" изготовлены в 1960-е годы по двум сохранившимся подлинникам (сейчас в зале оставлено четырнадцать светильников в соответствии с перевеской, сделанной в период 1806-1811 гг.).
Зал был первоначально выполнен по проекту В. Бренны и закончен около 1793 года. Декор зала существенно изменил А. Воронихин в 1803-1804 годах, сохранив, однако, в основе бренновскую композицию. Зал почти полностью повторяет форму Коврового кабинета и также был украшен тремя большими настенными коврами, подаренными Людовиком XVI. Комната спроектирована Бренной под конкретные ковры. Два гобелена и сейчас на своих первоначальных местах - это "Юпитер" и "Юнона" (Франция, Гобеленовая мануфактура, по картонам К. Одрана, 1770-е гг.). Третьим первоначально был гобелен на темы пасторалей Ф. Буше с двумя медальонами, входившими в ту же серию, что и гобелены Коврового кабинета (продан вместе с ними). Сейчас он заменен гобеленом "Дон Кихот разговаривает с очарованной головой" (Франция, Гобеленовая мануфактура, мастер Козетт, по картону Ш. Куапеля) того же происхождения, что и "Дамы служат Дон Кихоту" в Ковровом кабинете (находится здесь временно). В отличие от Коврового кабинета при сходстве обшей композиции это именно библиотека. Вдоль всех стен размещены низенькие шкафы для книг. Мраморная скульптура на них заняла свои места. Уже с конца XVIII века. Это в первую очередь статуи Аполлона и девяти муз, созданные по образцу античных произведений. Они, очевидно, сделаны в Риме в конце 1780-х годов И. -Х. Даннекером, придворным скульптором герцога Вюртембергского. Кроме них на шкафах одна против другой находились две скульптуры, подаренные графу и графине Северным королем Сардинии Виктором Амадеусом III в 1782 году во время их пребывания в Турине. Одна из них, "Плутон, похищающий Прозерпину", сохранилась на своем месте (Италия, братья Коллини, 1781 г.). На основании скульптуры надпись: "PAR LES FRERES COLLINI DE TURIN SCULPTEURS DU ROI DE SARDAIGNE FAITE A TURIN L'AN 1781 MARBRE DE CARRARA". Вторая скульптура - "Весталка", работы тех же мастеров, исчезла в годы войны. После войны здесь же помещена античная скульптура "Муза у скалы", повторяющая композицию знаменитой античной статуи, обычно считающейся изображением музы Полигимнии.
У скругленной стены с 1790-х годов стоит большой письменный стол (Германия, А. Ренгтен, 1784 г.) и рядом с ним с 1805 года - кресло с жардиньерками, вмонтированными в спинку (Россия, начало XIX в.). После пожара 1803 года вся золоченая мебель в стиле Людовика XVI была заменена новой - в стиле ампир, выкрашенной под античную темную бронзу (погибла в годы войны).
На окнах первоначально были светло-зеленые ("селадоновые") занавески с бордюром, вытканным различными цветами (Лион, 1780-е гг.), спасенные при пожаре 1803 года. Вместо первоначальной бронзовой люстры на шесть свечей 17 декабря 1806 года была повешена люстра в виде хрустальной корзины на бронзовых цепях (Россия, начало XIX в.).
В этом зале мы впервые во дворце видим наборные паркеты из дорогих разноцветных пород дерева. Первоначально они были во всех залах центрального корпуса, но погибли в пожаре 1803 года. Не сохранилось ни их проектов, ни фиксационных чертежей. При восстановлении дворца в 1803-1804 годах везде был положен шитовой дубовый паркет. Во время послевоенной реставрации в четырех залах парадной анфилады Марии Федоровны положен паркет, сделанный около 1780 года по проекту архитектора Ю. Фельтена для дома Ланского на Дворцовой площади и впоследствии перенесенный в фаворитские покои Большого Царскосельского дворца.
ПАРАДНАЯ СПАЛЬНЯ
Закончена отделкой в 1793- 1794 годах по проекту В. Бренны, частично переработавшего предназначенный для этой же комнаты проект французского художника-декоратора Жана Демосфена Дюгура (1749--1825), по рисунку которого исполнена великолепная резная кровать. Золоченая резьба и лепка делят стены и перекрытие Спальни на ряд панно и поясов, заполненных полихромной росписью. Главные мотивы оформления Парадной спальни - это парковые трельяжные решетки, изображения цветов, птиц, насекомых, орудий сельскохозяйственного труда. В целом отделка Спальни создает образ легкой парковой беседки. Живопись на потолке и в падуге выполнена по штукатурке, а на стенах - по шелку. Те же мотивы повторяются в росписях на обивке золоченой резной мебели, драпировках на окнах и балдахине кровати. Росписи первоначально исполнены Я. Меттенлейтером по эскизам парижанина Ван-Леена. Кровать, кушетка и кресла имеют клеймо французского мастера А. Жакоба (1753-1824), они изготовлены в 1 780-е годы и до сих пор сохранили первоначальное золочение, отличающееся благородством фактуры и исключительной тонкостью обработки рисунка резьбы. Вся эта мебель, как и кровать, изготовлена, очевидно, по эскизам Дюгура специально для этой спальни. Перед кроватью ранее стоял резной золоченый поставец для короны (погиб во время войны). Подлинные росписи по шелку сохранились на кушетке и спинках кресел. Остальная живопись воссоздана после войны на основании этих образцов и фотографий. Камин из белого мрамора и Цветного камня исполнен по проекту В. Бренны и находился в Будуаре Марии Федоровны в Михайловском замке - установлен в Павловском дворце в 1803-1804 годах (после войны воссоздан). К первоначальному убранству относится также знаменитый фарфоровый Туалетный прибор с зеркалом (Франция, Севрская фарфоровая мануфактура, скульптор А.-С. Буазо, 1781-1782 гг.), исполненный в технике "ювелирного фарфора" - подарок французского короля, мраморная подписная статуэтка "Девочка с гнездом" (Италия, К. Альбачини, 1770-е гг.), бронзовые таганы в камине (Франция, П.-Ф. Томир, 1790-е гг.), на камине - фонари-жирандоли (Франция, 1780-е гг.) и фарфоровые вазы (Петербург, 1780-е гг.); перед камином - фарфоровые вазы-кратеры (Петербург, 1790-е гг.). После войны Парадную Спальню украсила хрустальная люстра с рубиновым стержнем (Петербург, мастерская И. Цеха, 1797 г.), близкая по характеру к первоначальной.
Ложе представляет собой широкую, но довольно короткую кровать,т.к. по меркам того времени почивать следовало не полностью вытянувшись во всю длину тела, а как бы сидя. Потому почти половину площади ложа занимает диванная подушка, очень напоминающая перину, но не столь мягкая, чтобы спина во время сна не проваливалась. И вот в таком, полусидячем положении ночевали все, считавшие себя знатью, особы.
Камин начинал протапливаться с вечера,т.к. в самом дворце было довольно прохладно, а императрица любила спать в тепле. Придворная девушка всю ночь поддерживала горение камина, чтобы в спальне была надлежащая температура.
[показать]
БОЛЬШАЯ ДВОРЦОВАЯ БИБЛИОТЕКА (Библиотека Росси)
Из Туалетной Павла I можно через проходную комнату попасть в северный полуциркуль дворца, где в 1822-1824 годах по проекту К. Росси была построена Большая дворцовая библиотека. Руководил работами архитектор А. Штауберт (1781 - 1843). Вся обстановка библиотеки - книжные шкафы вдоль стен, витрины, столы - были спроектированы архитектором как единый ансамбль интерьера.Мебель изготовлена в мастерских В. Бобкова из волнистой березы. Росписи перекрытия выполнены живописцем Барнабой Медичи. На шкафах и пьедесталах были помешены различные каменные вазы, а между шкафов - десять мраморных статуй Аполлона и муз, перенесенных из Библиотеки Марии Федоровны. Собрание книг насчитывало более двадцати тысяч томов. Кроме того, здесь находилось большое количество чертежей и гравюр, минералогическая коллекция, коллекция медалей и монет, гербарии, а также около двухсот антиков. Экспонаты сохранились только частично. Само помещение, построенное из дерева, и мебель при пожаре 1944 года полностью сгорели. Корпус Библиотеки воссоздан в 1960-е годы, сделан проект воссоздания мебельного убранства. В настоящее время интерьер Библиотеки Росси используется для временных выставок.