Компьютер загрузился «не с той ноги»? Проблемы и способы их решения
Игорь Корсар
 
            
            Cколько раз так случалось: компьютер вчера работал нормально, а утром не загружается. 
            
            Пользователь в недоумении – как так может быть? Ведь еще вечером он 
 спокойно произвел нужные операции, записал результат, осталось только 
 распечатать. Никаких сбоев не наблюдалось. 
            
            Выключил машину корректно. Не просто давил на кнопку, а нажал левой кнопкой мышки на окошко «завершить». Все это хозяин компьютера с обидой в голосе выкладывает и ждет позитивного ответа. 
            
            Такого не должно быть! Просто не может произойти! Тем более, ему сейчас надо нести шефу отчет, а распечатки нет!
            
            Ну, что позитивного можно сказать в ответ? Пока не посмотришь машину – 
 ничего. И что значит «не может произойти»? С техникой произойти все 
 может, даже то, что мы не способны себе представить. 
            
            Но займемся компьютером. Прежде всего надо попробовать его включить 
 самому. Возможно, пользователь впопыхах просто не додавил кнопку: отвлек
  телефонный звонок или вскипевший чайник. Кофе тоже надо попить перед 
 работой.
            
            Нет, не включается. Тогда приступаем к проверке питания. Вставлена ли 
 вилка в розетку? Включен ли переходник или фильтр? Возможно, уборщица 
 слегка зацепила провод своей шваброй. Зато вокруг стола так чисто! Часто
  этим и ограничивается утренний вызов. Настроение у пользователя 
 моментально меняется. Он с пеной у рта благодарит и хвалит тебя как 
 уникального специалиста. 
            
            Но бывает роман с продолжением. Заела кнопка или, наконец, перегорел 
 предохранитель. Почему «наконец»? А потому что все постепенно 
 срабатывается, и малейший сбой в питании во время включения довершает 
 дело. Иногда приходится изымать машину у пользователя и срочно 
 переписывать информацию с диска на запасное рабочее место. Хорошо, если 
 заменить есть чем.
            
            Но зачем я объясняю такие элементарные вещи? Некоторые читатели так и 
 скажут. Тут же все понятно, даже для студентов и школьников. Не спорю. 
 Но элементарно, когда разобрался в причине. Это – во-первых. Во-вторых, 
 любой курс, любую науку мы начинаем постигать со школьной скамьи. Пусть 
 мы уже не сидим за партой, но первые уроки удивительно просты. Это 
 основа для дальнейших знаний. 
            
            Поэтому я кое-что добавлю к предыдущей ситуации, а потом усложню задачу. При проверке питания как системного блока, так и монитора
  желательно не просто подергать провод, а аккуратно вынуть его из 
 разъема и вставить снова. Бывает, что простое прижатие не возобновляет 
 контакта.
            
            А теперь следующая ступенька. И с разъемами, и с предохранителями все 
 нормально. Машина загрузилась. Но что-то начинает «глючить». То 
 программа снимается, то к серверу невозможно подключиться, то вывод на 
 сетевой принтер отсутствует. 
            
            Каждый «глюк» надо рассмотреть отдельно. Возможно, компьютер загрузился 
 раньше сервера, а теперь не воспринимает его ресурсы. Возможно, 
 отсутствует сеть. А куда она делась? Да та же уборщица могла задеть его 
 веником. И вы сами тоже могли нечаянно потревожить проводок.
            
            Но прежде, чем разбираться, необходимо перезагрузиться. Очень вероятно, 
 что проблемы уйдут все разом. Надо взять за правило: любое 
 разбирательство с плохо работающей машиной надо начинать с перезагрузки!
  И приучить к этому ваших подопечных. 
            
            Загрузка
  в итоге прошла успешно, и все нормально работает. Но требуется 
 установить новое программное обеспечение. Диск лицензионный, на все 
 вопросы ответы даны, и никто не убедит, что неправильно. Инсталляция на 
 завершающем этапе поздравляет вас и желает успеха. Но вот успеха как раз
  и нет. Что-то не идет, не увязано между собой. В соответствии с 
 предыдущими рекомендациями пробуешь перезагрузиться. Ноль эффекта. Что 
 делать? Лезть в глубину настроек? Где и что искать?
            
            Существует такое понятие – «криво установилась». Это может относиться 
 как к любой программе, так и к самой системе. И эту «кривость» ничем не 
 поборешь, как ни стараешься. Лучше и не пытаться. Пока не поздно, пока 
 программный продукт не обзавелся введенной в него информацией, лучше его
  переустановить. Это бывает гораздо проще, чем искать иголку в стоге 
 сена. И не надо ломать голову, почему так произошло. Голова пригодится 
 для другого.
            
            А теперь окинем взглядом хорошо работающий комплекс. И компьютеры в 
 норме, и сеть не подводит, и пальцы твои не ошибаются. Идиллия длится на
  протяжении многих дней и даже недель. Но… Что за ерунда происходит 
 иногда с нами самими при отлично работающей технике? 
            
            В один прекрасный день ты приходишь на работу, и все идет как-то 
 навыворот. В эксплуатируемой программе неожиданно выявляется ошибка. 
 Пока разбираешься, потерялась информация в базе. К ней нет доступа, и 
 пользователь готов чуть ли не повеситься. А тут еще звонок от заказчика и
  получасовая беседа о том, что ему надо еще сделать. Ты разрываешься, за
  что не примешься – все заваливается. Тебе не везет. Это не твой день. 
 Ты явно встал не с той ноги. В такие моменты обычно выпрыгивают наружу 
 многие недочеты прошлого, о которых все уже забыли. 
            
            Постепенно пожар тушится. Выявляется, что не ошибка в программе,
  а пользователь нестандартно ввел информацию, и интерфейс для такого 
 формата просто не предусмотрен. Доступ к разделу базы закрылся по вине 
 новенькой сотрудницы, которая в оформлении накладной перепутала 
 последовательность. Заказчик половину претензий отзывает, вторую 
 высказывает помягче, и телефонный разговор в заключение превращается 
 почти в дружескую беседу. В голову приходит ясное понимание, почему у 
 тебя все остальное завалилось. Ты снова чувствуешь себя уверенным 
 профессионалом.
            
            Бывают моменты, когда высококвалифицированные программисты испытывают на себе подобный водопад невезения.
  Это как вирус, который подхватил – и не знаешь, когда избавишься. Одна 
 неувязка цепляется за другую. Заказчики, того и гляди, начнут 
 сомневаться в твоей компетентности. Да какие там заказчики! Ты и уже и 
 сам себе не веришь! Неужели потерял навык, расплескал опыт и ничего не 
 можешь? 
            
            Впоследствии обычно выясняется, что встретился с новой, ранее незнакомой
  проблемой, и спокойно оцениваешь, как ее можно было решить проще. Все 
 встает на свои места. А благодаря пережитой ситуации приобретается 
 неоценимый опыт. 
            
            Но, увы, пользователь, у которого отказал утром компьютер, всего этого 
 не поймет и по полочкам не разложит. Да, и голова забита не сданным 
 отчетом. Какие там полочки! 
            
            Поневоле он поверит, что у компьютера есть ноги…