Колизей был построен на месте бывшего дворца императора Нерона и его искусственного озера, заваленного землей по приказу Веспасиана Флавия. Дело строительства величайшего в мире амфитеатра закончил его сын Тит Флавий, а, закончив, посвятил его открытие победе над евреями в Иудейской войне в 70-м году н.э. В честь этой победы по приказу императора на огромной арене, да и вокруг были устроены 100-дневные игры, которые продолжались и днем и ночью, озаряемые тысячами факелов. Видимо, нелегко далась Флавиям победа над строптивыми иудеями! Во время этих игр здесь погибло более 5 тысяч животных, а людей, как водится, и не считали вовсе. Необходимо отметить, что не менее 70 процентов рабов и гладиаторов, погибших здесь были евреями – римляне считали наших предков лучшими воинами в мире, не считая себя, естественно. После Иудейской войны вообще почти все гладиаторы империи были бывшими еврейскими пленниками! В талмудические времена еврейским Синедрионом был издан специальный галахический закон, запрещающий евреям входить на территорию амфитеатра в память о погибших предках. За Колизеем с востока находилась одна из самых больших во всей Италии гладиаторских школ – Лудус Магнум, руины которой сохранились до сих пор. Кстати, в поединках на аренах выступали не только гладиаторы, но свободные и, даже, знатные граждане Рима – кто из-за денег, кто – ради славы, а кто-то просто от скуки, чтобы пощекотать себе нервы дополнительной порцией адреналина. Человеческие бои запрещены папами в 438 г., а бои с участием зверей - в 523 г., папой Григорием. Позже как папы, так и римские аристократы использовали сооружение как каменоломню для дворцов и церквей, а в темные века из его стен варвары добывали металл, расковыривая балки, причем следы этого варварства видны до сих пор. В 1744 г. Колизей был освящен папой Бенедиктом XIV как арена гибели мучеников-христиан, чего на самом деле в истории амфитеатра никогда не было. В наше время правительственных кругах Италии появлялись идеи полной реконструкции эмблемы Рима - амфитеатра с “откушенной” стеной, поскольку до наших дней дожили лишь несущие конструкции Колизея, а скульптуры и прочие украшения были в массе своей либо разграблены варварами (а под шумок и самими гордыми римлянами), либо просто не выдержали испытания временем. Но как минимум отцы города рассчитывают хотя бы отреставрировать уцелевшие стены и перекрытия, чтобы выглядели, как новые, особое внимание уделяя “сейсмическому иммунитету” и применяя самые современные технологии защиты от землетрясений. После восстановления на арене вновь хотят устраивать представления. От Колизея мы поднимемся (мимо руин храма Венеры и Ромы, построенного Адрианом) по “дороге славы” к знаменитой – для евреев печально – арке Тита, установленной уже после смерти поджигателя Второго Храма и разрушителя Иерусалима его братом Домицианом. Изображения на внутренних поверхностях арки рассказывают нам о трагической судьбе наших предков, выживших в огне Иудейской войны и попавших в Рим в качестве рабов. Пленные несут богатейшие трофеи, захваченные легионерами в Иерусалиме и Храме, в том числе – храмовую Менору, ритуальный семисвечник, изображение которого является официальным гербом государства Израиль. Ученые до сих пор спорят, та самая ли это Менора, или другой светильник, исполнявший в Храме второстепенную роль, или же она вообще не храмового происхождения. Споры ведутся, в основном, о форме подставки семисвечника, хорошо видного на барельефе. Проход под аркой загорожен цепями – не для того ли, чтобы напомнить нам о галахическом постановлении, запрещающем евреям проходить под этим сводом – как проходили наши героические предки?