Русский Космизм - мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли. Общим во взглядах его представителей является стремление понять космос и человека как единую систему.
Основы русского космизма» заложены в творчестве Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.
Выделяют несколько течений в «русском космизме»:
- Религиозно-философское направление (представляют В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев).
- Естественнонаучное направление (отражено в творчестве К. Э. Циолковского, Н. А. Умова, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского.
- Поэтически-художественное направление (связывают с именами В. Ф. Одоевского, Ф. И. Тютчева, А. Л. Чижевского).
В целом для «русского космизма» характерна убежденность в наличии космического целого и космической по природе и значению миссии человека. Космос выступает как основание этического культурно-исторического самоопределения человека и человечества. На первый план ими ставится практически-деятельное начало человека.
Особое место в разработке идей русского космизма занимает Н. Ф. Федоров. Для него космос – это христианский космос. Он не дан, а задан, поскольку ныне это беспорядок и хаос, мир неразумия. Такое состояние – следствие падения человека. Оно будет устранено, когда весь мир между людьми и богом будет освещен сознанием и управляем волею.
Сторонники эмоционального подхода в «русском космизме» проникнуты убеждением в космической роли человека как разума («ноосфера»), как сознания природы. Те, кто в большей мере тяготел к его религиозным формам, верили в провиденциальный замысел Бога о человеке, в необходимость человеческого участия в Божественном домостроительстве.