[показать]
..сразу оговоримся!! снимки к этому материалу подбирал отдельно, ,из различных источников, руководствуясь собственными познаниями, могут быть ошибки, от знатоков истории подводного флота комменты приветствуются
[показать]
Первые подводные лодки в Сибирской флотилии появились в период русско-японской войны 1904-1905 гг. Первоначально их отправили в Порт-Артур для усиления Тихоокеанской эскадры, точнее - для усиления прибрежной обороны Порт-Артура. Но в пути поступило известие о капитуляции Порт-Артура, и лодки пришлось направить во Владивосток.
[показать]
21 декабря 1904 г. (здесь и далее даты будут даваться по старому стилю) в Сибирский флотский экипаж были зачислены для довольствия команды миноносцев особого отряда: «Касатка» (12 человек), «Фельдмаршал граф Шереметев» (11 человек), «Налим» (11 человек) и «Скат» (12 человек). Так назывались первые подводные лодки, перевезенные во Владивосток по железной дороге. Все они были построены в Петербурге, на Балтийском заводе, причем «Фельдмаршал граф Шереметев» - на частные средства потомков графа.
23 декабря приказом № 1102 командира Владивостокского порта контр-адмирала Николая Романовича Греве, 6 ноября принявшего дела у контр-адмирала Николая Александровича Гаупта, назначенного младшим флагманом Балтийского флота, начальником отдельного отряда миноносцев (т.е. подводных лодок) назначили лейтенанта Александра Владимировича Плотто, бывшего ранее помощником заведующего обучением в учебном минном отряде Балтийского флота. Ротным командиром команд подводных лодок назначили лейтенанта Н.М.Бепкина 3-го. Таким образом было сформировано первое в русском флоте соединение подводных лодок - «отдельный отряд миноносцев».
25 декабря во Владивосток прибыли подводные лодки «Сом» и «Дельфин» со своими командами. Первая была приобретена у Голландии и первоначально называлась «Фултон», но ее модернизировали в Петербурге на Невском заводе. Вторая - построена на Балтийском заводе в Петербурге. Она считается первой русской боевой подводной лодкой. Ее проект разработали инженер-кораблестроитель И.Г.Бубнов, капитан 2 ранга М.Н.Беклемишев, ставший ее первым командиром, и корабельный инженер И.С.Горюнов. Лодку спустили на воду в 1903 г. 17 мая 1905 г. она затонула на Неве, но была поднята и по железной дороге отправлена во Владивосток. Эти две лодки, как и предыдущие четыре, зачислили временно во Владивостокский отряд крейсеров (к-а Йессен), а их команды («Сом» - 9 человек; «Дельфин» -10 человек) 29 декабря определили для довольствия в Сибирский флотский экипаж, в роту портовых средств. Приказом командира Владивостокского порта № 1116 от 29 декабря 1904 г. «особому отряду миноносцев в составе 6 миноносцев» с 1 января 1905 г. было предписано начать кампанию.
[показать]
По проекту программы плавания судов Владивостокского порта на 1905 г. в отдельном отряде миноносцев (т.е. подводных лодок) числилось уже 9 единиц: «Касатка». «Скат», «Дельфин», «Налим», «Кефаль», «Сом», «Осетр», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Форель». При отряде существовала мастерская. Особняком был указан десятый миноносец - «Кэта». Дело в том, что «Кэта» представляла собой малую «полуподводную» лодку системы лейтенанта С. А. Яновича 2-го, существенно усовершенствовавшего лодку С. К. Джевецкого, которую было решено использовать для действий в Амурском лимане.
[показать]
[показать]
25 апреля 1905 г. были утверждены «Правила о служебных правах служащих в командах подводных лодок», содержащие 10 пунктов.
13 июня 1905 г. высочайшим приказом № 617 лейтенант А.В. Плотто был назначен заведующим отрядом миноносцев типа «Дельфин» и их командами Владивостокского порта. 13 января 1906 г., после получения чина капитана 2 ранга, его отчислили от этой должности (приказ №. 661 от 7.02.06 г.). 11 марта в Петербурге в существовавшую классификацию судов ввели два новых разряда: посыльных судов и подводных лодок (приказ по Мор. вед. № 52). С этого времени в российском флоте официально появился термин «подводные лодки».
Состав и характеристики подводных лодок Сибирской флотилии на начало 1906 г. представлены ниже. Как видно, в отряде Владивостокского порта числилось уже 13 единиц. Лодки занимались стрельбами и погружениями, производились учебные атаки. Одновременно их личный состав знакомился с береговой чертой. 16 октября 1906 г. начальником (заведующим) отряда подводных лодок Владивостокского порта был назначен капитан 2 ранга Сергей Рейнгольдович Магнус 1-й (высочайший приказ № 720), вступивший в должность 8 декабря.
Плавание отряда подводных лодок в 1907 г. проходило примерно так же, как и в 1906-м. Выполнив основную программу, отряд, в составе наиболее исправных лодок, заходил в бухту Разбойник, где лодки выполняли более сложные задачи в надводном положении. Для обеспечения подводного плавания требовалась постоянная база. Эти функции мог бы выполнять состоящий при отряде транспорт-мастерская «Ксения», приобретенный в 1906 г., но на нем следовало оборудовать помещения для жилья. В продолжение всей кампании в бухте Золотой Рог действовала пристрелочная станция, осуществлявшая пристрелку торпед. В дальнейшем эта станция работала в каждую кампанию.
[показать]
[показать]
8 октября все подводные лодки Владивостокского отряда были введены в разряд судов действующего флота. С 8 декабря 1907 г., на основании приказа № 273 по Морскому ведомству, отряд подводных лодок стал именоваться отрядом подводного плавания.
С 1 апреля 1908 г. подводные лодки, зачисленные в разряд судов действующего флота, получили наименование «Отряд подводного плавания Тихого океана». Плавание отряда подводного плавания проходило по обычной программе. 22 декабря 1908 г. высочайшим приказом № 878 вместо капитана 2 ранга С.Р.Магнуса был назначен капитан 2 ранга Константин Павлович Иванов Тринадцатый. Кстати, в приказе его должность именовалась «заведующий отрядом подводных лодок Владивостокского порта», хотя фактически такого соединения уже не существовало. К. П. Иванов Тринадцатый незадолго до этого, 8 декабря, приказом № 301 по Морскому ведомству был зачислен в список офицеров подводного плавания.
26 января 1909 г. приказом № 19 по Морскому ведомству утвердили нагрудный знак для офицеров подводного плавания.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В конце декабря во Владивостоке получили предписание из Петербурга: с 1 января 1910 г. «...ВТихом океане из входящих в состав отряда подводного плавания подводных лодок «Сом», «Щука», «Бычок», «Кефаль», «Плотва», «Палтус», «Осетр», «Касатка», «Налим», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Скат» и «Дельфин» сформировать дивизион подводных лодок. Вспомогательными судами при дивизионе назначить транспорт «Ксения» и подводную лодку «Форель» (приказ по Морскому ведомству № 329 от 17.12.09 г.). Таким образом, с
1 января 1910 г. отряд подводного плавания Тихого океана стал называться дивизионом подводных лодок Тихого океана. Высочайшим приказом № 955 от 18 января 1910 г. заведующий отрядом подводного плавания Тихого океана капитан 2 ранга К.П.Иванов Тринадцатый был назначен начальником дивизиона подводных лодок Тихого океана.
27 мая 1911 г., на основании Положения о командовании морскими силами, приказ по Морскому ведомству № 150 предписывал: «Командование военно-морскими силами в Тихом океане вверяется командующему Сибирской флотилией». С этой даты дивизион подводных лодок Тихого океана стал именоваться дивизионом подводных лодок Сибирской флотилии.
[показать]
13 июня 1911 г. по причине аварии была исключена из списков «Форель».
12 марта 1912 г. высочайшим приказом № 1096, вместо капитана 2 ранга К.П.Иванова-Тринадцатого, исполняющим должность начальника дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии назначили старшего лейтенанта Илью Оскаровича фон Липхарта.
В сентябре 1913 г. дивизион принимал участие в совместных маневрах с сухопутными войсками Приамурского военного округа, а затем совершил практическое плавание по бухтам побережья, близлежащим к Владивостоку. Сколько-нибудь дальних походов лодки не совершали, За 1913 г. по причине невозможности использования были исключены из списков «Плотва». «Бычок», «Осетр» и «Палтус».
17 марта 1914 г. высочайшим приказом № 1252 начальником дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии вместо капитана 2 ранга И.О. фон Липхарта был назначен капитан 2 ранга Василий Михайлович Терентьев 1-й, вступивший в должность 11 июня (приказ № 633), В 1914 г. дивизион подводных лодок, начав кампанию, с 15 по 30 апреля находился во Владивостоке. С 1 мая он перешел на свою базу, где был до 20 июля. С началом военных действий вернулся в Золотой Рог.
[показать]
9 февраля 1915 г. высочайшим приказом № 1368 капитана 2 ранга В.М.Терентьева 1-го отчислили от должности начальника дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии, с переводом его в Черноморский флот. С ним в Черноморский флот переводились лейтенанты А.С.Гадон. М.В.Копьев, В.Н.Порозов и другие офицеры с подводных лодок. Подводные лодки «Налим», «Сом» и Щука» отправлялись по железной дороге в Черное море. Подводную лодку «Скат» отправили еще раньше, в конце прошлого года. 10 мая приказом командующего Сибирской флотилией № 371 начальника 2-го отделения дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии старшего лейтенанта Михаила Владимировича Ломана 5-го временно назначили начальником дивизиона подводных лодок вместо капитана 2 ранга В.М.Терентьева.
К 1 января 1915 г. в состав Сибирской флотилии входил дивизион из семи подводных лодок и вспомогательное судно «Ксения», состоящее при нем. В кампанию 1915 г дивизион подводных лодок включал всего три лодки: «Касатку», «Кефаль» и «Дельфин». «Касатка» не принимала участия в кампании, так как ее готовили к переводу на Балтику. В 1915 г. туда были отправлены «Касатка» и «Фельдмаршал граф Шереметев». На 1 января 1916 г. в составе Сибирской флотилии числились уже две подводные лодки («Кефаль» и «Дельфин»), при которых состоял транспорт-мастерская «Ксения», В 1916 г. «Дельфин» и «Ксения» ушли в Кольский залив и впоследствии вошли в состав флотилии Северного Ледовитого океана, а «Дельфин» была сдана Владивостокскому порту.
[показать]
19 мая база подводных лодок в бухте Разбойник со всем имуществом была сдана в ведение Владивостокского порта, а старший лейтенант М.В.Ломан 5-й приказом командующего Сибирской флотилией № 481 от 23 мая 1916 г. «отчислен от должности начальника подводных лодок Сибирской флотилии со всем своим аппаратом». Дивизион подводных лодок Сибирской флотилии прекратил свое существование.
[показать]