Григорий Павлович Чухнин
(23 января 1848, Николаев — 28 июня 1906, Севастополь)
— русский военно-морской деятель, вице-адмирал
Григорий Павлович Чухнин родился 23 января 1848 года в Николаеве в семье полковника морской артиллерии, небогатого дворянина Херсонской губернии. Отец - участник Восточной (Крымской) войны 1853-1856 годов. Старший брат защищал Севастополь в 1854-55 годах. Когда Григорию Чухнину исполнилось пять лет, умерла мать и через два года он стал воспитанником Александровского корпуса для малолетних в Царскосельском селе. В 1858 году Г.Чухнина перевели в не ранжированную роту Морского кадетского корпуса с зачислением в приготовительный класс, в апреле 1865 года произведён в корабельные гардемарины. После двухлетнего плавания на фрегате «Светлана» в августе 1867 года произведен в чин мичмана и назначен на монитор «Латник». 1 января 1871 года произведен в чин лейтенанта. С 1869 по 1876 годы служил на фрегате «Князь Пожарский» и на корвете «Варяг». Хорошо рисовал, знал английский язык, очень любил садоводство. Старший офицер крейсера «Азия» (1878—1879), корвета «Аскольд» (1879—1882), клипера «Гайдамак» (с 10.04.1882), фрегата «Генерал-адмирал» (1882—1886). Командир канонерской лодки «Манчжур» (1886—1890), броненосца береговой обороны «Не тронь меня» (1892), крейсера I ранга «Память Азова» (1892—1896)
[699x455]Крейсер "Азия"
[699x450] "Не тронь меня"
Младший флагман эскадры Тихого океана (1896, 1901—1902), командир Владивостокского порта (20.10.1896—01.04.1901). С 01.04.1901 младший флагман эскадры Тихого океана. С 1 июля 1902 года по 1904 год был начальником Николаевской морской академии и директором Морского кадетского корпуса. 2 апреля 1904 года назначен Главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря.
В январе 1896 года Г.Чухнина произвели в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом эскадры в Тихом океане. Современник Г.П.Чухнина вспоминали, что не знали человека, более самозабвенно отдававшегося службе. Служение флоту было главнейшей и единственной его страстью. Сам, трудясь до полного изнеможения, Г.П.Чухнин требовал этого и от других. Дисциплину, в сочетании с постоянными учениями, он рассматривал лишь как средство поддержания боевой готовности крейсера на высоком уровне. До прихода Чухнина на «Память Азова» постановка противоминного сетевого ограждения занимала чуть ли не два часа, что в реальных боевых условиях совершенно недопустимо. Изменение расписания команды на постановку и неумолимая требовательность командира сократили это время до 8 минут, а убирали сети всего за 20 минут. Такого рода рекорд не достигался бесконечными дисциплинарными взысканиями. К этому времени Г.П.Чухнин, неплохой психолог, понял и отрицательную сторону силового воздействия на людей, в чем чистосердечно признался: «Я более чем не люблю налагать наказания на офицеров, считая, что начальник, заслуживший наказание, не может быть надежным исполнителем и теряет обаяние перед подчиненным».
[700x452]
20 октября 1896 года контр-адмирал Г.П.Чухнин вступил в должность командира Владивостокского порта. Исполняя должности командиров крейсера и порта, он прилагал все силы, чтобы сделать этот порт настоящей военно-морской базой. Особой заслугой адмирала явилось быстрое завершение постройки сухого ДОКа, действующего и поныне. Г.П.Чухнин добился круглогодичной навигации порта, установки памятника руководителю обороны Петропавловска адмиралу Завойко. При Г.П.Чухнине осуществились полностью или частично все главные проекты строительной комиссии Владивостокского порта: были сооружены минные и артиллерийские мастерские, два новых сухих ДОКа для броненосцев, набережная в порту, система водоснабжения, пять офицерских флигелей, две новые большие казармы для Сибирского флотского экипажа и казарма для мастеровых порта.Для увеличения численности мастеровых сформировали нестроевую команду из солдат и матросов, знакомых с различными ремеслами. Вольнонаемным рабочим установили особую поденную плату, которая значительно превышала заработок в Европейской России. Адмирал знал поименно почти всех рабочих, а его распоряжения, касающиеся быта и условий работы мастеровых, вполне отвечают современному законодательству об охране труда и по социальным вопросам. Литейщики после каждой отливки медных вещей получали бесплатное молоко. Не редкостью были отпуска не только по болезни, но и по семейным обстоятельствам. В июне 1901 года Г.П.Чухнина назначили командующим отрядом кораблей Тихоокеанской эскадры, отправляющимся в Кронштадт. Во Владивостоке проводы были сердечные, все понимали, благодаря кому вырос и укрепился Владивосток.