• Авторизация


Старк Георгий Карлович 21-09-2010 15:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1921-1923 гг. Старк Георгий Карлович.
Командующий Сибирской флотилией.
 

   Последний царский военачальник, имевший отношение к Тихоокеанскому флоту. 17 июня 1921 года прибыл во Владивосток по просьбе правительства Приморской области и возглавил Сибирскую флотилию – последнее действующее объединение кораблей Русского флота под Андреевским флагом. Старку удалось восстановить и привести в порядок значительное количество кораблей, подготовить их к эвакуации остатков белых сил и беженцев.
     23 октября 1922 года он увёл из Владивостока остатки Сибирской флотилии, имея на борту 10 000 беженцев. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Маньчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Флотилия Старка пришла в Гэндзан (Япония), затем в Шанхай, где высадила гражданских лиц, и ушла на Филиппины. По прибытии в Манилу Г.К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который сумели вывезти при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии.
    После ухода эскадры адмирала Старка во Владивостоке остались только те суда, которые были непригодны к трудному переходу или были загодя уведены большевиками, как, скажем, это произошло с «Адмиралом Завойко» ("
Красным вымпелом"), впоследствии ставшим первым кораблем нового, советского Тихоокеанского флота.
     Георгий (Юрий) Карлович Старк — русский адмирал, последний командующий Сибирской военной флотилией. Российские Старки — выходцы из Швеции, но корни этого рода уходят в старинное дворянство Шотландии. В России Старки появились в начале XVIII в. и с того времени верой и правдой служили своей новой родине. В 1818 г. они получили российское дворянство. Многие из них служили морскими офицерами. Перед революцией 1917 г. в русском флоте несли службу сразу пять офицеров из рода Старков. Это — капитан 1 ранга Федор, капитан 2 ранга Александр, мичман Владимир, лейтенант Александр Александрович Старк и командир дивизиона эсминцев на Балтике капитан 2 ранга Георгий Карлович Старк. Г.К. Старк родился 20 октября 1878 г. в Санкт-Петербурге.В 1891 г. Георгий поступил в Морской кадетский корпус. В его выборе решающую роль сыграл дядя, адмирал Оскар Викторович Старк, который плавал в водах Тихого океана, командовал Тихоокеанской эскадрой накануне русско-японской войны. Его именем названы бухта и пролив в Японском море близ Владивостока. В годы учебы в Морском кадетском корпусе Георгий считался одним из лучших кадетов по знаниям математики и точных морских наук. В 1898 г. он успешно окончил Морской кадетский корпус, был произведен в первый офицерский чин и зачислен в 15-й флотский экипаж, расположенный в Кронштадте. Он быстро освоил курс практических морских наук на кораблях Балтийского флота. В 1904 г. Георгий Старк получил назначение минным офицером на новый крейсер 1 ранга «Аврора». С этим кораблем было связано почти десятилетие его жизни. На «Авроре» старший минный офицер Г. Старк совершил поход вокруг Африки и участвовал в Цусимском сражении Тихоокеанской эскадры с японским флотом в мае 1905 г. Тогда при взрыве он получил ранение осколками разорвавшегося в боевой рубке снаряда. После окончания Цусимского сражения крейсера «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы и стояли в Маниле. Экипажи кораблей ждали окончания войны и подписания мирного договора. Только после этого русские крейсера могли вернуться к родным берегам. 23 августа 1905 г. в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. 15 октября русские крейсера, наконец, покинули манильскую гавань и взяли курс на родину. 19 февраля 1906 г. крейсер «Аврора» встал на якорь в порту Либава. Так, через 485 дней, Георгий Старк оказался на родной земле. С 1909 по 1912 г. он служил на крейсере «Аврора». В декабре 1912 г. Старк был произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром эсминца «Сильный». Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война застала Георгия Карловича командиром эскадренного миноносца «Страшный», входившего в состав 1-й минной дивизии Балтийского флота. Он участвовал во многих боевых операциях и боях, занимался постановкой минных заграждений под Виндавой, на которых погибло несколько немецких миноносцев и крейсеров. В 1916 г. был произведен в капитаны 1 ранга, а в 1917 г. назначен начальником Минной дивизии и в этой должности участвовал в знаменитом Моонзундском сражении, в ходе которого был ранен. 28 июля 1917 г. Г.К. Старк «за мужество и храбрость в боях с неприятелем» был произведен в контр-адмиралы.Октябрьской революции 1917 г. адмирал не принял.17 июня 1921 г. Г.К. Старк прибыл из Харбина во Владивосток. На следующий день приказом Временного Приамурского правительства адмирал Старк был назначен командующим Сибирской флотилией. Вступив в должность, он энергично взялся за порученное дело. Адмирал предложил свою программу действий по восстановлению боеспособности Сибирской военной флотилии. Для поднятия дисциплины и ответственности моряков Старк прежде всего восстановил на флоте погоны старого образца и приказал всем по службе обращаться в соответствии с присвоенными им чинами. По его приказу были начаты работы по ремонту затопленных и разграбленных кораблей Сибирской военной флотилии, укомплектованы команды кораблей. Он безжалостно изгонял некомпетентных людей, бездельников и матросов, увлекавшихся революционными идеями, на их место подбирал людей, знающих свое дело и болеющих за судьбу флота. Военным нововведением Старка стало создание Военного совета. Членами совета были назначены контр-адмиралы В.В. Безуар и В.И. Подъяпольский, инженер-механик генерал-майор А.И. Ухлин, военный инженер-полковник А.И. Ярон, капитаны 1 ранга А.Н. Пелль, Н.Ю. Фомин, Н.С. Харин, старший лейтенант Г.С. Серебрянников(9). За короткое время благодаря этим мерам Сибирская флотилия превратилась в боеспособную силу. Обстановка во Владивостоке накалялась, в дни июньского переворота 1922 г. Г.К. Старк, осознавая беспомощность правительства Меркуловых, все же остался верен им и защищал здание, где заседало правительство, направлял морских стрелков поддерживать в городе порядок. 4 июня 1922 г. указом правительства адмирал Старк был наделен диктаторскими полномочиями — его назначили командующим всеми вооруженными силами Временного Приамурского правительства и одновременно он оставался командующим Сибирской флотилией. Но уже 11 июня Георгий Карлович отказался от этой должности. Уход правительства Меркуловых не повлиял на положение адмирала. Пришедший к власти генерал М.К. Дитерикс 10 августа назначил Г.К. Старка помощником по морской части на правах морского министра с оставлением за ним должности командующего Сибирской флотилией. В сентябре адмирал был назначен на пост начальника тылового района. Теперь он отвечал за порядок на всей территории Приморья, ему подчинялись и армейские начальники. Наступали последние дни белой власти в Приморье. 20 октября было образовано новое правительство — Совет уполномоченных организаций автономной Сибири. Адмирала Старка вновь назначили командующим Сибирской флотилией, по сути единственной к тому времени организованной силой белых. Части Красной армии подходили к Владивостоку. Начавшаяся спешная эвакуация белых из Владивостока всей тяжестью легла на плечи Г.К. Старка. 23 октября 1922 г. он увел за границу свою разнокалиберную эскадру. Всего ушло 30 кораблей: канонерская лодка «Маньчжур», вспомогательные транспорты, пароходы, военные буксиры, посыльные суда, катера. Все это были суда, давно отслужившие свой срок и мало пригодные для морского перехода. В конце ноября 1922 г. в порту Гензан сделали короткую остановку. Отобрав более или менее пригодные к плаванию суда, Старк вышел в море, взяв курс на Шанхай. Морской переход на старых кораблях был тяжелым. Из-за штормовой погоды жертвами налетевшего тайфуна стали «Аякс» и «Лейтенант Дыдымов». Флотилия Старка пришла в Гэндзан (Япония), а затем в Шанхай, где высадила гражданских лиц, а затем на Филиппины. По прибытии в Манилу, Г. К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Добровольного флота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии. Ее приход оказался полной неожиданностью для администрации муниципалитета и был встречен весьма неприязненно. Вскоре адмиралу предложили покинуть Шанхай. Он вынужден был подчиниться, и 10 января 1923 г. флотилия вновь вышла в море, направляясь в Манилу. Но предварительно, несмотря на протесты администрации, Старк высадил на берег своих пассажиров — гражданских лиц и кадетов Сибирского и Хабаровского корпусов. По прибытии в Манилу Г.К. Старк продал остатки флотилии и пароходы Доброфлота. Все деньги, вырученные от продажи, и тот небольшой запас золота, который вывезли при эвакуации, адмирал разделил поровну среди нижних чинов и офицеров бывшей Сибирской военной флотилии. Лагерь беженцев в Маниле просуществовал около года. В течение этого времени многие уехали: кто в Америку, кто в Австралию, кто во Францию. Адмирал Старк много сделал для офицеров и матросов при отправке их в США в качестве эмигрантов. Самого адмирала тоже приглашали в США, но он уехал во Францию. На то были свои причины. Будучи на Филиппинах, он получил известие, что в Петрограде скончалась его жена, а дети вывезены в Финляндию и скорее всего будут переправлены во Францию. Кроме того, в Париже проживала сестра покойной жены, вдова его друга, командующего Балтийским флотом адмирала Развозова, погибшего в 1920 г. Приехав в Париж, не имея средств к существованию, адмирал Старк снова был вынужден искать любую работу. Не найдя ничего подходящего, он решил, как и многие безработные русские, стать шофером такси. Финансовый и военно-политический отчет по Флотилии отправил великому князю Николаю Николаевичу. Сын Борис и племянник Александр помогли ему изучить улицы Парижа. Георгий Карлович сдал необходимые экзамены и двадцать лет проработал водителем такси. Жили Старки скромно. Денег едва хватало на оплату жилья и еду, к тому же он поддерживал семью адмирала Развозова. Иногда даже приходилось закладывать в ломбард ордена. Адмирал Старк не принимал участия в политической деятельности белоэмигрантских организаций. Во время второй мировой войны, в годы оккупации Парижа, немцы пытались склонить Георгия Карловича к сотрудничеству, но он с негодованием отверг их предложения. Это привело к тому, что Старк потерял работу. Адмирал внимательно следил за событиями на советско-германском фронте — все его симпатии были на стороне соотечественников. После войны Г.К. Старк был избран председателем Всезарубежного общества русских морских офицеров и выполнял эту общественную работу вплоть до своей смерти. Скончался адмирал 2 марта 1950 г. в Париже на 72 году жизни. Он оставил своим детям воспоминания, где описал свою жизнь. Спустя полвека они были опубликованы на родине Сын адмирала Борис после смерти отца, в 1952 г., вернулся на родину. Он был священником, служил в храмах Костромы, Херсона, Рыбинска, Ярославля. Возможно, еще жива дочь Георгия Карловича — Татьяна. В 2001 г. краевед Г.В. Симонова, находясь в Париже, посетила Русский дом, расположенный в районе Сен-Женевьев, где живут русские эмигранты первой волны. Там и состоялась ее встреча с 93-летней Татьяной Юрьевной Старк-Кипеневой. На память об этой встрече дочери адмирала подарили фотоальбом с видами Владивостока, часы с гербом Приморья. Приняв подарки, Т.Ю. Старк растрогалась и сделала ответный подарок — большую книгу с фотографиями «Морские офицеры под белым флагом». Так, через долгие десятилетия, восстановилась тонкая нить памяти Владивостока с последним командующим Сибирской флотилией адмиралом Г.К. Старком.Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.  


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Старк Георгий Карлович | Antreader - Дневник Antreader | Лента друзей Antreader / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»