В свое время в дружеском кругу он иногда шутил, говоря о себе: «Я последний, но первый». Он так и остался в истории как путешественник, завершивший эпоху великих географических открытий, и мореход, первым прошедший Северным морским путем с востока на запад.
22 марта (3 апреля ) 1885, Пулково, — 6 марта 1961, Брюссель
русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики.
Родился в семье крупнейшего российского гидрографа - Андрея Ипполитовича Вилькицкого. Закончил Морской кадетский корпус (1904), в чине мичмана участвовал в русско-японской войне 1904—1905 гг. на кораблях эскадры Тихого океана. Боевое крещение молодой офицер получил в Порт-Артуре. Воевал мичман Вилькицкий отважно, о чем свидетельствуют четыре боевых ордена. В одном из последних боев, когда участь крепости была практически предрешена, возглавил штыковую атаку моряков, выбив японцев с только что захваченной ими позиции. Для Вилькицкого это была последняя атака той войны, из боя его вынесли потерявшим сознание от тяжелого ранения в грудь.
После капитуляции Порт-Артура Вилькицкий какое-то время находился в плену, затем в числе раненых был репатриирован в Россию. После выздоровления поступил в Морскую академию. По окончании академии занимался гидрографическими исследованиями на Балтике и Тихом океане. Но на самостоятельные должности назначений не получал, так как отец, бывший в тот период начальником Главного гидрографического управления, не соглашался выдвигать сына на открывающиеся вакансии – редкая для тех времен щепетильность. В 1908—1912 гг. выполнял ответственные гидрографические и геодезические работы на Балтийском море и на Дальнем Востоке.
[700x417]
Ледокольный транспорт Таймыр
Только после смерти отца в феврале 1913 года Борис Вилькицкий, бывший уже флагманским штурманом штаба командующего морскими силами Балтийского моря и капитаном 2-го ранга, был назначен командиром ледокольного парохода «Таймыр», входившего в Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. Экспедиция в составе двух ледоколов работала в северных водах с 1910 года. Какое-то время ледокольным пароходом «Вайгач» в ней командовал А.В. Колчак, будущий верховный правитель России.В конце июня 1913 года экспедиция вышла из Владивостока, перед ней стаяла сложнейшая задача – впервые пройти в Европу Северным морским путём. Вскоре тяжело заболел начальник экспедиции генерал И.С. Сергеев, которого срочно отправили на берег. Вилькицкий же получил по радио приказ принять командование экспедицией на себя, оставаясь и капитаном «Таймыра». Борис Андреевич не ожидал такого назначения, так как не имел опыта плавания в северных водах, но его кандидатуру поддержал морской министр И.К. Григорович, бывший командиром «Цесаревича», когда на броненосце служил Вилькицкий. О своем выборе флотскому руководству сожалеть не пришлось, с поставленными задачами экспедиция справилась блестяще.
Это плавание не было для экспедиции легким, да и бывают ли на Севере легкие плавания? К концу лета, выполнив большой объем различных гидрографических исследований, экспедиция вышла в воды севернее мыса Челюскина. На картах в этих местах была указана океанская гладь, но 20 августа с кораблей увидели небольшую полоску земли. Новый остров нанесли на карту, дав ему имя цесаревича Алексея.
Открытие заставило вспомнить о легендарной Земле Санникова, которую якобы видели в 1811 году зверопромышленник Яков Санников и в 1885 году исследователь Арктики Эдуард Толль. Но по их сведениям эта земля должна была быть восточнее. Вилькицкий же решил пройти еще дальше на север и не ошибся. Утром 22 августа с кораблей увидели высокий скалистый берег, далеко уходивший и вправо, и влево. Это был какой-то крупный остров, простирающийся далеко на север.
На острове подняли Российский флаг, и Вилькицкий зачитал приказ о присоединении открытой земли к России. Исследования показали, что это не просто остров, а громадный архипелаг из четырех больших и множества малых островов общей площадью 38 тыс. кв. километров. Первоначально архипелаг хотели назвать странноватым именем «Тайвай», по первым слогам названий ледоколов. Но по радио Вилькицкому «разъяснили» ошибочность такого решения, и моряки назвали острова Землей императора Николая II.
[700x513]
Земля Императора Николая II
В 1915—1917 годах Вилькицкий командовал эсминцем «Летун», участвовал в боевых действиях на фронтах мировой войны на Балтийском море. В 1917—1918 годах капитан 1-го ранга Вилькицкий — дежурный офицер оперативного отделения Службы связи Балтийского флота. В июне 1918 г. он был назначен начальником гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океана для обеспечения вывоза хлебных грузов в европейскую часть России.
Находился в распоряжении правительства Верховного управления Северной области (во главе с членом Учредительного собрания Н. В. Чайковским), которое в 1919 году произвело Вилькицкого в чин контр-адмирала. При эвакуации войск Северной армии генерала Миллера из Архангельска 19—21 февраля 1920 руководил этой операцией, одновременно командуя ледокольным пароходом «Косьма Минин» с пассажирами на борту и буксируя яхту «Ярославна» в сопровождении ледокола «Канада». По пути в Норвегию в районе полуострова Рыбачий, приняв под свою команду еще пароходы «Кильдин» и «Ломоносов», которые вышли из Мурманска, 26.02.1920 адмирал Вилькицкий привел корабли с солдатами белой армии и беженцами в Норвегию. Преодолев при выходе из Архангельска ледовые поля и длительное преследование и погоню (с артиллерийским обстрелом) кораблями Красного флота, отряд адмирала Вилькицкого 26.02.1920 вошел в фиорд порта Тромсё. После доставки генерала Миллера и пассажиров в Норвегию привел свой ледокольный пароход «Косьма Минин» и сопровождавшие его пароходы на Черное море, передав их в Крыму в состав Черноморского флота Русской армии генерала Врангеля.
В феврале 1920 г. эмигрировал в Англию, где жил и работал до 1922 г. Именем Вилькицкого были названы острова в море Лаптевых, открытые экспедицией Амундсена в 1919 году. Находясь за рубежом, Вилькицкий продолжал интересоваться проблемами русского Севера, высказал ряд конструктивных предложений по организации судоходства по так называемому Карскому морскому пути. В 1923—1924 по приглашению внешнеторговых организаций СССР участвовал в подготовке и проведении 3-й и 4-й Карских товарообменных экспедиций, был начальником морской части этих предприятий, обеспечил успешный переход больших групп транспортных судов и грузовые операции.
С 1925 года — вновь в Англии, где состоял на службе в частных судовладельческих компаниях. Затем переехал в Африку и трудился гидрографом в Бельгийском Конго. Умер в Брюсселе в 1961 году.
20 ноября 1996 года прах Бориса Андреевича Вилькицкого был перезахоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга рядом с могилами его отца Андрея Ипполитовича (1858—1913) и младшего брата Юрия Андреевича (1888—1905). Но так и остается неосуществленной надежда из 30-х годов самого Бориса Андреевича Вилькицкого: «Пройдут годы, забудутся ужасы революции и гражданской войны… исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы с именем Троцкого; вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия, обретут вновь и эти земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена, принадлежащие им по праву истории».
Память о Вилькицких
В честь Бориса Вилькицкого и его отца Андрея названы 9 топонимов на карте Арктики: Самый знаменитый из них пролив Вилькицкого между Таймыром и Северной Землей, а также залив в Баренцевом море, два мыса и ледник на островах Новая Земля, четыре острова (в Енисейском заливе, среди островов Де-Лонга, в заливе Терезы Клавенес и в архипелаге Норденшельда)