ПОЛВЕКА за ТРИ ЧАСА,
09-02-2011 07:29
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
или
Праздничный вечер в пермском театре «У моста» по случаю 50-летия его организатора и художественного руководителя Сергея Федотова.
Как празднуют юбилей, когда на душе и легко, и свободно, а к тому же юбиляр - человек симпатичный, художник своеобразный и мастер умелый; и все это в од-ном флаконе. Свидетельства очевидца и показания почти соучастника.
Знаете, почему в конце первой декады января наступившего года вдруг опять заездили туда-сюда по всей Центральной России поезда и залетали самолеты (даже в столичных аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово», которые вечно работают несистемно, несмотря на постоянное улучшение уровня обслуживания)? А потому что многочисленным друзьям и партнерам пермского театра «У моста» непременно нужно было оказаться в этом театре – и именно ввечеру, в 18 часов 11 января сего года.
Представьте себе, они все в том месте и в тот час оказались! Московские артисты и критики, коллеги из Екатеринбурга, журналисты из Израиля и Чехии, директор могилев-ского Международного фестиваля «М’арт-Контакт» Андрей Новиков из Беларуси и Вик-тор Шрайман, член жюри Национальной театральной премии России и вице-президент Международного фестиваля кукольных театров «Кук-Арт», и польский театр «Николи»…
А вместе с ними – и еще гости, гости, гости… Цветы, цветы, цветы…Как говорится, яблоку негде было упасть. Буквально! Еще бы! Славный юбилей праздновался в этот день.
Но о том – далее. А сейчас, для тех, кто не бывал тут, опишу небольшой, «камерный», как-то по-усадебому и даже по-домашнему уютный, - и уже давно знаменитый в сцениче-ском мире России и других европейских стран театр «У моста».
Сцена – видом и размером действительно как в давних усадебных театрах. На потол-ке в зале и в фойе – старинные плафонные росписи. Пространство фойе организовано «сценически». Это не только своеобразный «музей дипломов, наград и призов» театра. Это еще – самым краешком – и вход в пространство театральной игры: тут стоят фрагмен-ты декораций некоторых постановок. Самый впечатляющий – гротескный «пиратский парусник» из шекспировской «Двенадцатой ночи». Но важнейшая его часть не бутафорская – это настоящий старинный штурвал. Есть в театре еще одно, верхнее - артистическое фойе. Вот там уж вовсе не поймешь: ты еще в реальном мире современной жизни – или в пространстве театральной фантазии? С толком, с пониманием разыграна мелодия таинственного света, любовно и вдумчиво сплетен мир вещей – вот так любовно, мастерски, до мелочей все продумывая, «заряжают» реквизитом сцену и засценическое пространство к очередному спектаклю. Этого обычно не видит и не знает зритель, но это – тоже часть творческой работы и игры театра... Мир артистического фойе сочинен и устроен как единый образ многих фантазийных миров в общем малом пространстве. Вот так же каким-то образом уместился в своем старинном доме этот театр. Будто в фантастическом многомерном волшебном просторе, где внутри одного помещения встроены другие – много больше его размером! В небольшом здании (тут и отдельного-то служебного хода нет!) уместились буфетная и административные помещения, цеха и разные службы, и многое иное, необходимое в сценическом обиходе…
Вот в это небольшое, но по-театральному безразмерное, пространство шли и шли все новые радостные гости. И как-то ведь размещались! Ну да, фотографы и телеоператоры не знали, как умоститься хотя бы на одной собственной ноге и куда бы воткнуть треноги своих штативов. Но никаких раздражительных эмоций. Подарки, улыбки, приветствия… Многие, кто давно уже не встречался или только понаслышке знал друг о друге – в этот день и час смогли увидеться, пожать друг другу руки и облобызаться. Словом, говоря по-театральному: переаншлаг!
Это всегда так приятно, так веселит и бодрит душу театрального люда: когда аншлаг!
…Театр полон, ложи блещут, в партере «чистая публика» дерется из-за мест и благо-склонности примы. Демократическая галерка переругивается с благородным партером и швыряет туда огрызки яблок и шары из скомканной бумаги. Но главные боеприпасы: тух-лые яйца, гнилые помидоры, дохлых домашних животных и огромные букеты цветов га-лерка и партер припасают для воодушевляющих моментов провала или вознесения сценических кумиров – смотря по настроению публики и политическому моменту. А пока занавес закрыт, в ложах ходят в гости друг к другу, обмениваясь светскими новостями и устраивая протекции, а то и вызывая кого-нибудь между делом, от скуки, на дуэль…
Ну, так бывало в незапамятные доэлектрические времена, когда от театра не отвлекали интернет-виртуалка, глянцевые журналы, ночные клубы и дорожные пробки. Гламуру тогда нечем было заняться; он вообще еще не знал, что он гламур, и был разделен на «свет» и «полусвет», и все это стекалось в театры – обмениваться из партера колкостями с галеркой. И тот, давешний, давно канувший в Лету, гламур в театре кое-чему учился, кое в чем образовывался и становился разумной и мыслящей частью об-щества.
Сейчас – не так. Но есть еще места, где разумное, доброе и вечное вызревает вопреки сорным высевам заблудившей и загламурзанной цивилизации…
Это я – с толстым намеком на то, что на древней земле, которую некоторые отождест-вляют с еще более древней цивилизацией Биармии, а другие некоторые вообще называют это место «российской Шамбалой»… так вот тут, независимо от изысков тех и других не-которых, пермский театр «У моста» - это как раз то место, где на корню увядают всяче-ские душевные сорняки, даже и не заводятся вовсе. Здесь дарят трудное счастье приобще-ния к возвышенной чистоте. Так говорят об этом театре сами зрители. И потому они, ду-ховной жаждою томимы, сквозь все преграды рвутся на его спектакли.
А в тот день, о котором речь – 11 января - множество народу напористо стремилось сюда, в этот небольшой уютный зал, потому что был праздничный повод выразить свою благодарность.
Это был воистину массовый «театральный съезд» друзей и почитателей театра и его художественного руководителя Сергея Федотова: как писали в старину, почтенная публи-ка, уважаемые представители общества и ответственные представители властей предер-жащих пришли поздравить Сергея Павловича с юбилеем – с пятидесятилетием!
В зале и на сцене царила удивительная атмосфера дружеского единодушия, любви, взаимопонимания и сердечного тепла. Люди на сцене и люди в зале, представители власти и обычные зрители, «простая» публика и восторженные критики и журналисты (люди театра с особенным пристрастием оценят именно добрый настрой критиков и журналистов) – все они отмечали 50-летие Сергея Федотова как общий, почти личный праздник.
Представители краевых властей - зампредседателя Заксобрания Пермского края Игорь Папков, министр культуры края Николай Новичков, и руководители Перми - и.о. главы города Игорь Сапко, замглавы горадминистрации Надежда Кочурова, председатель комитета по культуре города Любовь Федорова – начинали свои поздравления с рассказа о том, как пришли в качестве зрителей много лет назад в театр «У моста» - и стали его по-клонниками и друзьями (а кое-кто из ответственных лиц, не чинясь, но с полным удовольствием сидел в течение всего вечера прямо на приступочке у сцены).
О том же – как из зрителей и партнеров превратились в верных друзей и помощников Сергея Федотова и его театра – говорили, поздравляя юбиляра со сцены и в кулуарах, многочисленные зарубежные и российские коллеги и представители прессы, гости из Москвы, Екатеринбурга и других городов России.
Но начат был вечере видео-программой «Ретроспектива». В три часа видеорассказа, понизанного теплой самоиронией, уместились 50 лет жизни Сергея Федотова. На экране сменялись редкие, раритетные кадры из телепрограммы 1990 года – «От Брейгеля по спи-рали», которая давно ушла в теленебытие и в которой запечатлено самое начало, истоки театра «У моста». Давние интервью Федотова, его артистов и зрителей его театра. Съемки репетиций. Сцены самых первые показов «Панночки» и «Зверя»… Мы оказались как бы в ином – «пятом» или каком-то еще по счету – измерении, на волшебном мосту между эпохами: тут собрались «разные Сергеи Федотовы» из разных периодов своей общей жиз-ни.
Видеомонтаж фотографий из семейного альбома, кадры видео и киносъемок из архи-вов театра, интервью с коллегами из других стран стали своеобразным «путешествием во времени. Эта «экскурсия по эпохам» рассказала не только о творческом пути юбиляра и его театра, но и напомнила собравшимся о тесной связи между собой всех событий со-цио-культурной и духовно-художественной жизни Перми за последние четверть века. Эта ретроспекция показала не только, как развивался талант Федотова и креп и мужал созданный им сценический коллектив, но и то, как много значили для развития культуры и искусства, для духовной жизни Пермской земли творческие достижения театра «У моста» и его руководителя.
Пермь – действительно особое театральное место. На юбилейный вечер пришли мно-гие из тех, кто помнит, как «все начиналось» двадцать пять – тридцать лет назад. О том времени напомнило выступление артистов прославленного «Балета Панфилова», создав-шего здесь один из первых, новых танцевальных коллективов неклассического направле-ния. О том времени «общего начала вспоминал организатор студийного театра «Арле-кин» Игорь Насонович Тарнавский, сейчас художественный руководитель театра кукол – он не раз поддерживал молодого режиссера Федотова и его театр. Тогда же возникли и укрепились «театральная артель «Посолонь» и независимая студия Бориса Мильграма. А еще – один из немногих в СССР и России оперных кукольных театров. Здесь проходили замечательные пермские «Театральная» и «Музыкальная весна» - смотры детских и подростковых студий. А еще – пермский театральный «Студийный фриндж»; его организаторы вели переговоры о сотрудничестве с крупнейшими международными «фриндж-фестивалями». Именно в Перми возникали первые в стране региональные ассоциации театров-студий…
Так получилось, что мне довелось быть «в контакте» с театром «У моста» и другими новыми пермскими театрами почти с самого начала их творчества. Почти сразу многие из них – и, прежде всего, театр Сергея Федотова – стали с успехом выступать на фестивалях в России, Украине, Беларуси, Балтии и в других краях «ближнего и дальнего» зарубежья.
О «фестивальной страде» напомнило выступление пластического польского театра «Николи», специально приехавшего на юбилей руководителя театра «У моста» - своего «коллективного друга».
А в кадрах телеинтервью в видео-«Ретроспективе» и в выступлениях со сцены арти-сты из Чехии и Польши и актеры театра «У моста» рассказали о том, почему так уважают Федотова партнеры и коллеги и почему так любят с ним работать.
Дело не только в обаянии Федотова и победительности истинного таланта. Его ре-жиссерский метод включает в себя умение показать актеру масштаб предстоящей творче-ской задачи, а затем поддержать в поиске самобытных путей ее решения. Создавая свой авторский театр, Федотов мастерски сочетает яркие, гротесковые краски и приемы с фи-лигранной психологической нюансировкой. Он гораздо раньше многих российских ре-жиссеров обратился к опыту и методу Михаила Чехова. Но создал свой, самобытный стиль режиссуры и подготовки актеров. Он создает совершенно особую атмосферу репе-тиций, насыщенную мощной энергетикой, которая захватывает и несет в своем потоке актеров – и не оставляет их и «подпитывает» еще долго после завершения репетиции.
Со сцены эта энергия полета передается публике. В давних и нынешних кино и ви-деоинтервью в «Ретроспективе» это подтвердили сами зрители. Они взволнованно гово-рили о том, что актеры этого театра не только увлеченно проживают судьбы своих персо-нажей– они словно не от мира сего, они будто гипнотизируют публику и ведут за собой. После спектаклей театра «У моста» зрители ощущают себя освобожденными от буднич-ной суеты и приобщенными к миру возвышенных чувств, образов и мыслей…
На плафоне на потолке зрительного зала – ангелы, подающие страждущим утешение. Название театра - «У моста» и многие подобные ему: «На берегу», «На набережной», «На валу», «У паровоза» - очень «говорящие»: театр на границе между миром вещественным и духовным, на грани между прошлым, будущим и настоящим, между новым и старым в душе отдельного человека и всего общества, между познанным и непознаваемым. И все это театр несет в себе, соединяет собой и прокладывает путь в просторах духа от призем-ленных материй к «горним высям».
И только ответной любовью публики держится театр.
Именно такой, требовательной ответной любовью своих друзей и зрителей крепок театр «У моста».
У него даже есть свой водяной. Кроме шуток. Так почтительно величают здесь Дмит-рия Спиряева, фирма которого, именуемая в учредительных бумагах: «Водяной», заботит-ся, чтобы тут, «У моста», не было никаких протечек и иных водно-трубных несуразиц.
Каждый раз, когда судьба криво косится в сторону Сергей Федотова и его театра, на их защиту встают коллективно и индивидуально.
Например, когда решалось, жить или не жить театру в его старинном доме… все рав-но, что «быть или не быть»!.. журналист Вадим Панджариди написал десять статей в газе-ту «Пермский обозреватель». Это издание по многим житейским проблемам занимало принципиальную позицию. Читающий народ твердо знал: эта газета за «настоящую прав-ду», и она была популярна даже зарубежом…
Друзья умеют порадовать этот театр и его худрука неожиданными и небанальными подарками. Такой уникальный подарок принес на юбилей крупный пермский предприни-матель Александр Полев. Это была икона – часть иконостаса, спасенного, когда много лет назад Камское водохранилище погребло в пучине один из старинных храмов.
На юбилейном вечере и потом, «в кулуарах» и в кабинете Сергея Федотова было мно-го таких замечательных, истинно театральных моментов. Все не перечислишь, все удиви-тельные и необычные подарки не опишешь, все горячие поздравления (включая теле-граммы от многих известнейших театров и от народного артиста СССР Александра Каля-гина, председателя Союза театральных деятелей России) не перескажешь. Но вот что надо упомянуть непременно.
В зале среди гостей, вместе с одноклассниками Федотова, была и его первая учитель-ница – Н. В. Кузнец-Коваленко. А в финале вечера произошел трогательный эпизод: юбиляр вывел на сцену своего отца – Павла Сергеевича Федотова. И артисты театра проникновенно спели ему величальную песню, а публика и гости одарили его букетами и благодарными аплодисментами…
…Перечень почти сотни фестивалей, в которых участвовали спектакли Федотова и список названий почти ста пятидесяти его постановок в России и зарубежом (такая «сводная житейская афиша») не уместить даже в несколько страниц. Не менее обширен список наград, которых удостоены театр «У моста» и его художественный руководитель. Но о некоторых следует сказать особо.
Пять лет назад Сергей Федотов стал лауреатом Национальной театральной премии Чехии - российский режиссер стал первым иностранцем, которому была вручена эта на-града. А в сезоне 2010-2011 гг. Федотову была вручена российская Национальная теат-ральная премия - «Золотая маска». А еще одна гостья - Ольга Кондрашина, учредитель и главный редактор журнала «Чехия сегодня», вручила юбиляру от имени «Чешского обще-ства русистов» медаль им. Юзефа Юнгмана – до Федотова ею были награждены только двое россиян: академик Костомаров и актер Алексей Петренко.
И вообще: знай наших! Почти тридцатилетняя бурная и многогранная творческая дея-тельность юбиляра нашла еще и официальное государственное признание: к его званию заслуженного артиста России прибавилось новое: Указом президента Российской Федера-ции от 27 декабря 2010 г. художественному руководителю пермского театра «У моста» С. П. Федотову присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ.
Собственно, дело не в званиях как таковых. Важно символизируемое ими признание.
Теперь-то творчество многих режиссеров, продюсеров, акетров, сценографов, хорео-графов, композиторов, педагогов начинавших 30, и 25, и 20 лет назад в движении студий-ных и независимых театров, признано даже на «академических сценах»; они даже препо-дают в театральных учебных заведениях.
Но путь их был очень непрост. И награды и почетные знания Сергею Федотову - по-вод для законной «собственной гордости» пермяков…
Вот еще о чем надо сказать. Организатор и руководитель польского театра «Николи» - Николай Вепрев - много лет назад перебрался в Польшу из Екатеринбурга. Ольга Конд-рашина переехала в Чехию из Перми. Виктор Шрайман регулярно навещает Израиль.
Словом, везде наши люди. И это говорит о том, как тесны творческие и человеческие связи между разными народами и странами, как переплетаются судьбы поверх границ и политического разнобоя – и сильнее всего именно театр сохраняет прочность единого культурного поля, единого духовного пространства.
И потому надо отметить еще один эпизод юбилейного вечера. Директор московского продюсерского центра «Новое искусство» (гастрольный партнер театра) Кирилл Потапов назвал театр Сергея Федотова уникальнейшим явлением и объявил, что уже осенью этого года открывает в столице «Московскую сцену театра «У моста»».
Так что можно скаламбурить: столичная сцена не только станет своеобразным мос-том в будущее театра «У моста», но и задает уровень новых творческих планов его руко-водителя, режиссера Сергея Федотова, приумножившего к своему 50-летию опыт и мас-терство и сохранившего энергию, юмор и задор молодости.
Валерий Бегунов,
театральный критик (Москва)
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote