• Авторизация


Древнерусские иконы. Покров Пресвятой Богородицы. 15-10-2012 02:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Иконы Покров Пресвятой Богородицы.XIII-XVI века. источник

[показать]
Икона Покров Пресвятой Богородицы.Ростов (?). XVI век. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

[показать]
Икона Покров Пресвятой Богородицы Середина XVI века.


[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»XVI век. Из иконостаса Покровского собора.Вологда.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Вторая половина XVI века. Новгород (?). Дерево, левкас, темпера; ковчег. 118х88 см., надставка — 88х21 см.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Середина - вторая половина XVI века. Происходит из церкви Покрова Богоматери в Ростове, где была храмовым образом. Дерево, темпера.
100х74.

[показать]
Икона«Покров Пресвятой Богородицы» .

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Из Зверина монастыря в Новгороде. 1399 г

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Псковская школа. XVв.

Если на новгородских иконах в среднем регистре изображены ангелы и святители, то иконографический извод псковской иконы имеет индивидуальное отличие: вместо ангелов на ней изображен Иоанн Предтеча и два апостола - св. Иоанн Богослов и апостол Петр, внизу св. Никола и апостол Павел, из прихожан Влахернского храма остались только св Андрей Юродивый и его ученик Епифаний. Надпись на фоне воспроизводит слова Андрея Юродивого из "Сказания о Покрове" в "Прологе" (славяно-русский церковно-учительский сборник, широко распространенный в древней Руси с XIII века).

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Карелия. XV век.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Галитчина, XIII век

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Из храма св.Софии в Новгороде. Конец XV века.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Обонежье. Первая треть XVI века.

Особенность: На этой иконе мы не видим простертого над людьми омофора, но здесь есть облако.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»из иконостаса Преображенской церкви в Кижах, XVII век.

Замечательна тем, что показывает ночную службу, а покров Богородицы повторен дважды - в руках Пречистой; также он распростерт над всеми святыми и молящимися.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»XVI век.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»XVI век.Из Кижского погоста.

Икона отличается новой для северных земель,
эффектно построенной многосоставной композицией.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Новгород, северная провинция.
Начало XVI века.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»с клеймами из земной жизни. XVI век.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Третья четверть XVI в.
Россия. Происходит из Воскресенского Горицкого монастыря.

На ней присутствует редкий сюжет - прп.Роман держит свиток над головами, как бы повторяя тематику Покрова. Нужно сказать, что и в руках Пречистой плат белого цвета, или епископский малый омофор с крестами (возможно, именно отсюда идет соотнесение омофора со снежным покровом).
Сновидение Романа так же помещено в центре иконы, под сводами и завесами, что говорит нам об этом событии, как происходящем в храме, и это могло быть в действительности.
Роман Сладкопевец на амвоне в сопровождении двух ангелов - мотив, который также нельзя отнести к числу обычных для русской иконографии Покрова. Этот извод подтверждает найденную нами параллель с тремя отроками в пещи огненной.
Четыре фриза (яруса), заполненные стоящими в рост, обращенными к центру (т.е. к Христу и Богоматери), сгруппированны по чинам святости. Во втором снизу ярусе - мученики и святые жены, в третьем - святители и преподобные, в четвертом, вверху, - пророки и апостолы. Фигуры изображенных не имеют сопроводительных именных надписей (обозначены лишь лики), но многие из них могут быть опознаны по характерным иконографическим признакам, позволяющим сказать, что это самые известные и почитаемые общехристианские святые.
В нижнем ряду изображены "земные" люди различного общественного положения, оказавшиеся в храме, тоже разделенные, на этот раз по социальному критерию. Естественно, что выделены нимбами фигуры Андрея Юродивого и Епифания в правой части композиции. В левой части изображены с нимбами фигуры стоящих у самого амвона патриарха и императорской четы. Но облачными являются лишь три верхних яруса, тогда как все, кто в нижнем, стоят на поземе.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Первая четверть XVI в.Происходит из церкви Рождества Иоанна Предтечи Глушицкого Сосновецкого монастыря.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Средняя Русь. Конец XVI века

В икону включена редкая для данной иконографии сцена -
"Явление Богоматери Роману Сладкопевцу во сне".

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Вологда. Середина XVI века.

Редкий случай, когда трехчастность извода достигается не колоннами, а проемами арок.
Прочитывается двенадцать - по числу апостолов - окон-проемов, как бы повторяющих линию покрова, который держат ангелы. Т.е. спасительным, наряду с заступничеством Богородицы является и пребывание в апостольской Церкви.
Сень, или киворий - сферический купол над Богородицей - в икон
описи традиционно говорит о том, что действие происходит внутри храма

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Северное письмо. Конец XVI - начало XVII в.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Вологда. Начало XVI в.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале. посл. четв. 15 века

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Конец XIV - начало XV века.
Hовгородский извод.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Русский Север. XVI век.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы» Русский Север. Середина-вторая половина XVI в.
Дерево, левкас, темпера.
75,2 х 53 см.
Передана в Покровский собор из кельи архиепископа Мелетия (1915-1934 гг.).

В трехнефном пятиглавом храме, представленном как бы в разрезе, с видом на алтарь, над Царскими вратами — стоящая на оранжево-красном облаке Богоматерь в позе Оранты. Над нею — покров того же цвета, несомый двумя ангелами. Над покровом — благословляющий Спаситель. В боковых делениях алтаря представлены: слева свв. Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Василий Великий; справа — три ангела. В нижней зоне слева — св. Иоанн Предтеча с развернутым свитком и пятеро апостолов, справа — указующий на Богородицу и покров св. Андрей Юродивый и Епифаний с раскрытой книгой. Примечательная деталь иконы — изображение оконниц с круглыми отверстиями в барабанах глав храма. В изображении одеяний господствуют оранжево-красные и глуховатые зеленые тона, а также желтые и коричневые охры. Личное письмо (на сохранных участка оригинала) значительно более плотное, чем доличное, исполнено красноватым охрением по коричневато-зеленым санкирным подложкам. Иконописец обратился к тому варианту иконографии Покрова, который известен по новгородским иконам первой половины XV в. и был популярен в XVI в. в севернорусских землях, в частности в Обонежье. Он снабдил нимбами всех персонажей иконы, даже простых свидетелей чуда, которые не были святыми, что является несомненным признаком провинциализма. Форма передается почти исключительно графическими средствами. Рисунок складок местами сбивчивый, ритмика упрощенная. Но иконнику удалось сохранить основные черты образца, возможно, новгородского происхождения, — ясность соотношения частей, тональную целостность.
В.М Сорокатый

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Обонежье. Первая треть XVI века.
Дерево, левкас, темпера.
76 х 55 см.
Частное собрание.

[показать]
Икона «Покров Пресвятой Богородицы»Россия, около 1700 г.
Дерево, ковчег, левкас, темпера.
35,7 cm x 29,6 cм.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Древнерусские иконы. Покров Пресвятой Богородицы. | ludvik - Дневник ludvik | Лента друзей ludvik / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»