• Авторизация


Физика велосипеда. Почему велосипед не падает? 01-12-2009 10:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Для того, чтобы двухколесный велосипед не упал, нужно постоянно поддерживать равновесие. Поскольку площадь опоры велосипеда очень мала (в случае двухколесного велосипеда это всего лишь прямая, проведённая через две точки, в которых колеса касаются земли), такой велосипед может находиться только в динамическом равновесии. Это достигается с помощью подруливания: если велосипед наклоняется, велосипедист отклоняет руль в ту же сторону. В результате велосипед начинает поворачивать и центробежная сила возвращает велосипед в вертикальное положение. Этот процесс происходит непрерывно, поэтому двухколесный велосипед не может ехать строго прямо; если руль закрепить, велосипед обязательно упадёт. Чем выше скорость, тем больше центробежная сила и тем меньше нужно отклонять руль, чтобы поддерживать равновесие.

При повороте нужно наклонить велосипед в сторону поворота так, чтобы сумма силы тяжести и центробежной силы проходила через линию опоры. В противном случае центробежная сила опрокинет велосипед в противоположную сторону. Как и при движении по прямой, идеально сохранять такой наклон невозможно, и подруливание осуществляется точно так же, только положение динамического равновесия смещается с учётом возникшей центробежной силы. Конструкция рулевого управления велосипеда облегчает поддержание равновесия. Ось вращения руля расположена не вертикально, а наклонена назад. Кроме того, она проходит ниже оси вращения переднего колеса и впереди той точки, где колесо касается земли.

Благодаря такой конструкции достигаются две цели:

- При случайном отклонении переднего колеса от нейтрального положения возникает момент силы трения относительно рулевой оси, который возвращает колесо обратно в нейтральное положение.

- Если наклонить велосипед, возникает момент силы, поворачивающий переднее колесо в сторону наклона. Этот момент вызван силой реакции опоры. Она приложена к точке, в которой колесо касается земли и направлена вверх. Из-за того, что рулевая ось не проходит через эту точку, при наклоне велосипеда сила реакции опоры смещается относительно рулевой оси.

Таким образом, осуществляется автоматическое подруливание, помогающее поддерживать равновесие. Если велосипед случайно наклоняется, то переднее колесо поворачивается в ту же сторону, велосипед начинает поворачивать, центробежная сила возвращает его в вертикальное положение, а сила трения возвращает переднее колесо обратно в нейтральное положение. Благодаря этому, можно ехать на велосипеде «без рук». Велосипед сам поддерживает равновесие. Сместив центр тяжести в сторону, можно поддерживать постоянный наклон велосипеда и выполнить поворот.

Можно заметить, что способность велосипеда самостоятельно сохранять динамическое равновесие зависит от конструкции рулевой вилки. Определяющим является плечо реакции опоры колеса, то есть длина перпендикуляра, опущенного из точки касания колеса земли на ось вращения вилки; или, что эквивалентно, но проще измерить – расстояние от точки касания колеса до точки пересечения оси вращения вилки с землёй. Таким образом, для одного и того же колеса возникающий момент будет тем выше, чем больше наклон оси вращения вилки. Однако для достижения оптимальных динамических характеристик нужен не максимальный момент, а строго определенный: если слишком малый момент приведёт к трудности удержания равновесия, то слишком большой – к колебательной неустойчивости, в частности – «шимми» (см. ниже). Поэтому положение оси колеса относительно оси вилки тщательно выбирается при проектировании; многие велосипедные вилки имеют изгиб или просто смещение оси колеса вперёд для снижения избыточного компенсирующего момента.

Распространённое мнение о существенном влиянии гироскопического момента вращающихся колёс на поддержание равновесия является неправильным. На высоких скоростях (начиная примерно с 30 км/час) переднее колесо может испытывать т. н. скоростные виляния (speed wobbles), или «шимми» – явление, хорошо известное в авиации. При этом явлении колесо самопроизвольно виляет вправо и влево. Скоростные виляния наиболее опасны при езде «без рук» (то есть когда велосипедист едет, не держась за руль). Причина скоростных виляний – не в плохой сборке или слабом креплении переднего колеса, они вызваны резонансом. Скоростные виляния легко погасить, снизив скорость или изменив позу, но если этого не сделать, они могут быть смертельно опасными.

Езда на велосипеде эффективнее (по затратам энергии на километр) как ходьбы, так и езде на автомобиле. При езде на велосипеде со скоростью 30 км/ч сжигается 15 ккал/км (килокалорий на километр), или 450 ккал/ч (килокалорий в час). При ходьбе со скоростью 5 км/ч сжигается 60 ккал/км или 300 ккал/ч, то есть езда на велосипеде в четыре раза эффективнее ходьбы по затратам энергии на единицу расстояния. Поскольку при езде на велосипеде расходуется больше калорий в час, она также является лучшей спортивной нагрузкой. (При беге затраты калорий в час ещё выше, но вибрация травмирует колени и голеностопный сустав). Тренированный мужчина, не являющийся профессиональным спортсменом, может в течение длительного времени развивать мощность 250 ватт, или 1/3 л.с. Это соответствует скорости 30-50 км/час по ровной дороге. Женщина может развивать меньшую мощность, но большую мощность на единицу веса. Поскольку на ровной дороге почти вся мощность расходуется на преодоление сопротивления воздуха, а при езде в гору основные затраты – на преодоление силы тяжести, женщины, при прочих равных условиях, едут медленнее по ровному месту и быстрее в гору.

Источник:

Вернуться в содержание рубрики: Велосипед не роскошь, а средство

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
08-12-2009-22:31 удалить
Не поясните подробнее, что за сила трения возвращает колесо в исходное положение? За исключением этого момента всё написанное Вами понял и согласен. Арсений.
ladykepnet 10-12-2009-15:24 удалить
Ответ на комментарий # Сила трения возвращающая колесо в исходное положение, в моем понимании, это центробежная сила. Статья вполне доступная и подробная.
15-12-2009-20:07 удалить
Ответ на комментарий ladykepnet # Полностью с Вами согласен. Очень толковая и хорошая статья. К сожалению, склонен не согласиться с Вашим утрверждением "Сила трения ... это центробежная сила". По крайней мере две причины мешают мне сделать это: центробежная сила, в отличии от силы трения потенциальна - раз, момент центробежной силы равен нулю и не может поворачивать колесо - два. Разрешите поинтересоваться - Вы написали эту статью, или нашли на просторах Интернета?
ladykepnet 15-12-2009-20:56 удалить
Ответ на комментарий # Статей, написанных мной лично не так много, поэтому заполняю дневник информацией из необъятных просторов интернета. Вот только добавить ссылку на сайт не всегда удается, но стараюсь не пропускать статьи и кидать ссылки на тот или иной сайт, откуда была взята статья. Можно поинтерисоваться, почему вы предпочитаете общаться анонимно?
15-12-2009-22:27 удалить
Ответ на комментарий ladykepnet # К сожалению, у меня нет регистрации на liveinternet.ru и я не вижу нужды её заводить. И без того слишком много разнообразных учётных записей и сайтов ;) Я засветился и на ya.ru и на livejournal... Если интересно, кто это за такой к Вам забрёл: http://tarsenyss.narod.ru/ http://tarstars.ya.ru/ P.S. Прошу обратить внимание - не совсем анонимно. Под первым постом я подписался. Арсений.
ladykepnet 16-12-2009-10:31 удалить
Арсений, приятно познакомиться. Меня зовут Евгения. Насчет отсутствия регистрации на Li.ru - это первое, что я подумала. Зашла к вам на страничку и приятно удивилась: Физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и Аспирантура физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и еще защита кандидатской. Серьезно. Я закончила Московский Городской Педагогический Университет, факультет Дошкольной педагогики и психологии. И на этом пока остановилась. Посмотрела ваши фото с велосипедами - мне понравилось. Судя по фото для вас велосипед тоже не роскошь, а средство передвижения и путешествия. Весной, летом и осенью я предпочитаю разъезжать на двух колесах, а вот зимой остается городской транспорт. Если интересны мои велосипедные путешествия и не только, то добро пожаловать на Яндекс.Фотки: http://fotki.yandex.ru/users/ladykepnet/ и Яндекс.Видео http://video.yandex.ru/users/ladykepnet/
ladykepnet 17-12-2009-11:28 удалить
Прочитала ваши комментарии. Спасибо.
13-03-2013-11:46 удалить
Физика движения велосипеда неправильная (2 балла кандидату) :(. Первые велосипеды были с фиксированным передним колесом. Езда на одном коньке по льду вполне возможна и устойчива, руля у конька нет.
05-05-2017-15:30 удалить
Эх ребяты, ребяты... Все, что нужно знать, это закон сохранения импульса. Куда катится наше образование... Денис.


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Физика велосипеда. Почему велосипед не падает? | ladykepnet - Фантазия Юраллайт | Лента друзей ladykepnet / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»