• Авторизация


Единорог (по западно-европейской традиции) 21-05-2009 20:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


     Начнем по-порядку:

    Первые описания единорога имеют вполне реального прототипа, которым является скорее всего азиатский носорог. Они очень сильно отличаются от того, что мы в наше время привыкли понимать под единорогом. Это скорее описания носорога. Так, впервые индийское животное с одним рогом было описано в "Индике" Ктесия, греческим историком, в начале IV в до н.э. Его рукописи об Индии, отрывки его "Индики" дошли до нас в основном в пересказе патриарха Фотия (IXв.):

   "Ктесий сообщает о том, что в Индии обитают дикие ослы, размером с лошадей и даже больше. У них белое туловище, а голова красная, глаза же голубые. На лбу у них красуется рог, в один локоть длиной. На расстоянии восьми пальцев от своего основания рог имеет совершенно белый цвет, на острие он багряно-красный, остальная же, средняя, его часть — черная. Из этих рогов изготовляются кубки. Говорят, что те, кто пьют из них порошок, соскобленный с этого рога, применяется как лекарство против смертоносных ядов, избавляются и от судорог, и от падучей; и даже яд не действует, если до его принятия или после выпить из такого кубка вина, воды или чего-нибудь другого".

   Пространный рассказ о однорогом животном содержится и у Мегасфена в конце IV в. до н.э. Известия Мегасфена воспроизвёл, как считается, Элиан в своей "Истории животных" в II в н.э.:

   "Также говорится, что в Индии водится однорогий зверь, который уроженцы этих мест называют картазон. Размером он со взрослую лошадь, имеет гриву и жёлтую шерсть, мягкую как пух. У него очень сильные ноги и он очень стремительный. Ноги у него не имеют сочленений, как у слона, а хвост у него подобен хвосту кабана. Рог торчит у него на лбу между глаз и он не ровный, а завивается кольцами. Рог этот чёрного цвета. Также говорится, что этот рог чрезвычайно острый. Это животное, насколько я узнал, имеет голос, который превосходит всё известное в плане резкости и громкости. Он позволяет другим животным приближаться к себе и относится к ним спокойно, однако индийцы говорят, что он не терпит своих сородичей. Говорят, что самцы не только имеют врождённую враждебность друг к другу и сражаются ударяя друг друга своими рогами, но и выказывают враждебность к самкам. Они настолько свирепы в своих поединках, что не прекращают их покуда не убьют своего противника. Не только каждый член их тела наделён величайшей силой, но и такая же сила и крепость у их рога, против которого ничего не может устоять. Этот зверь любит уединённые пастбища и обычно бродит один, однако в сезон спаривания он ищет общества самок и в этот период с ними ласков, более того, вдвоём они даже кормятся. Когда сезон проходит, и самка беременеет, индийский картазон опять становится свирепым и ищет уединения. Говорится, что детёнышей этого зверя ловят и доставляют к королю Празии, где их стравливают друг с другом на крупных публичных представлениях. Насколько известно, ни одного взрослого представителя этого вида не было ещё поймано."

   В дальнейшем, с этим зверем происходит малообъяснимая оказия — его начинают воспринимать как двух разных животных, одного называя rhinoceros (носорог), второго — monoceros (однорог или единорог). То ли это происходит потому, что два разных названия для животного слишком большая роскошь, и второму приписали уже другое описание животного, то ли готовое описание породило второе название. Например, Плиний Старший упоминает два раза это животное, один раз как носорога (rhinoceros):

"На тех же играх выставлялся и носорог (rhinoceros) с одним рогом на носу, такой, как можно было часто видеть с тех пор. Это ещё один вид, враждебный слону; он готовится к бою, точа свой рог о камни, а в бою целит им в живот противника, так как он знает, что это самое мягкое место [на теле]. В длину он равен слону, однако его ноги гораздо короче, цветом он бледно-жёлтый.", 

а после, спустя несколько страниц Плиний описывает уже единорога (monoceros):

"...однако самое свирепое животное (Индии — прим пер.) — единорог (monoceros), чьё тело напоминает тело лошади, голова — как у оленя, ноги слона, хвост как у кабана, низкий голос и чёрный, в два локтя, рог торчащий посредине лба. Говорят, что этого зверя невозможно поймать живьём."

    Возможно и иное объяснение. В Риме был, как видно из того же Плиния, известен носорог. Игры, о которых он упоминает, состоялись в 55 г. до н.э, кроме того известен по крайней мере ещё один случай, когда носорогов показывали в Риме — при правлении Домициана (81 — 96 гг. н.э.), причём носорог этот был двурогий. Возможно общее название носорога было rhinoceros, а название однорогого — monoceros. Конечно, это только предположение. Так или иначе, в критической литературе обычно считается, что в античности носорогов описывали два раза под двумя различными именами.

    Последнее описание стало превалирующим в сочинениях. Его повторяет Солин:

    "Но всех ужаснее единорог (monoceros) — чудовище, издающее страшный рев, с лошадиным телом, слоновьими ногами, свиным хвостом и головой оленя. Из середины его лба торчит сверкающий ослепительным блеском рог в четыре фута длиной. Он такой острый, что легко протыкает всё, что ни попадётся. Единорог не даётся человеку в руки, так что его можно убить, но поймать нельзя."

  В XV-XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Впрочем, от восхищения женской властью над сердцем мужчины до поношения бесовской силы ведьм один шаг. Тогда единорога превратили в эмблему похоти. Более тонкие умы подмечали, что чистота чистотой, но дева-то обманула, предала доверившегося ей единорога-рыцаря! Так, поработала символом Верности, единорог в куртуазной литературе отныне обозначал Попранную Верность (в этой роли он встречался во всяческих светских Бестиариях любви – любимом чтении французской знати.

 

    В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства ( по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). 

  Пожалуй, самый причудливый единорог был у древних персов. Трехногий, шестиглазый, девятиротый, с золотым полым рогом; стоит он посреди океана и чудесным рогом очищает волны от всяческого загрязнения. 

 Случалось и гениям обращаться к теме единорога. На знаменитом триптихе Босха "Сад земных желаний" единорогов чуть ли не дюжина, всех мастей и туловищ. Леонардо да Винчи, не сомневаясь в существовании зверя, уточнял, что к деве единорога влечет, не почтение к целомудрию, а вожделение: даром ли приманкой была обнаженная грудь! Рабле с привычным озорством охально выпятил сокровенно-эротический смысл однорогого зверя: Пантагрюэль видит целое стадо единорогов, у которых в спокойном настроении рога висят, подобно гребню индюков, а в приступе ярости расправляются и каменеют.

   Не был обойден единорог и хтонической символикой. Во многих притчах и сказках он обозначал смерть. Дюрер изобразил единорога слугой Плутона, который уносит Персефону в подземное царство. Но попытки очернения успеха не имели; акцент ранних бестиариев на жестокосердие зверя (его сравнивали со львом гордыни, медведем лени и змеем зависти) не привился. Не прошло и уподобление единорога дьяволу: в бестиариях у дьявола было столько масок, что единорога оставили в покое.

   Слава единорога поддерживалась не только поэзией: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от ядов). Шарлатаны бойко торговали волшебным рогом, выдавая за таковой рог носорога, зуб-рог кита нарвала и даже мамонтов бивень. Торговали чашками, солонками из рога, якобы удаляющими яд из пищи. Покупка целого рога была под силу либо собору, либо королевскому дому. Елизавете I Английской такое приобретение обошлось в 10 тысяч фунтов (кстати, единорог был эмблемой этой королевы-девственницы).

   На протяжении веков единорогу упрямо приписывают всевозможные добрые качества: соотносили его со справедливым правителем и рождением мудрецов, рисовали чадолюбивым любителем единения, нежным поклонником чистоты, смиренным и благочестивым. Ничто дурное не липло к его шерсти.

  Гораздо позже, в 1892 году востоковед Шрадер высказал мысль, что "...образ единорога мог быть подсказан грекам некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль с одним-единственным рогом".

 Читать далее

Вернуться к содержанию рубрики: Лошади
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Единорог (по западно-европейской традиции) | ladykepnet - Фантазия Юраллайт | Лента друзей ladykepnet / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»