Это цитата сообщения
Alex_Ander Оригинальное сообщениеТит Коллиандер. - Узкий путь (часть 2)
XIV. О смирении и бдительности Тот, кто начал внутреннюю брань, нуждается каждое мгновение в смирении, внимании, противостоянии и молитве. Ибо предстоит, с помощью Божией, овладеть мысленными врагами, отогнать и разбить их у дверей сердца.
Для ведения внутренней борьбы необходимо стяжать смирение, потому что гордый обречен на поражение. Внимание необходимо для того, чтобы сразу приметить врага, охранить сердце. Противодействие должно встречать каждого врага, как только он будет узнан. Но
без Меня не можете делать ничего (Ин. 15.5), поэтому молитва есть основа всей нашей брани.
Пусть будет для тебя наставлением следующий пример.
Своим вниманием ты обнаруживаешь врага, приближающегося к дверям твоего сердца, например, желание помыслить зло о твоем ближнем. Противостоянием воли ты избегаешь этого соблазна. Но в следующую же минуту ты попадаешь в ловушку приятной самодовольной мысли: какой я внимательный. Твоя мнимая победа оказалась поражением. Недоставало смирения. Молитвой ты как бы передаешь борьбу в руки Божий, и у тебя не будет повода к самодовольству. И вскоре ты убедишься, что нет сильнее оружия, чем имя Господне.
Этот же пример показывает, что борьбу нужно вести безпрерывно. Бурным потоком врываются вражий помыслы, их надо как можно скорее остановить. Апостол Павел в своем послании к Ефесянам (Еф. 6.16) сравнивает злые помыслы с
раскаленными стрелами лукавого, который безостановочно посылает их. Безпрерывна должна быть и наша молитва к Господу,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6.12).
На пути к греху сперва возникает представление помысла или предмета — прилог, объясняют св. отцы. Когда мы начинаем сочувствовать прилогу — уже сочетание. Третий шаг — согласие и четвертый — совершение греха. Эти четыре ступени могут мгновенно следовать друг за другом, но могут и сменяться постепенно, так что успеваешь отличать одну ступень от другой. Помысл стучится в дверь, подобно коробейнику. Стоит впустить его, как начинается разговор о предлагаемых товарах, и трудно уже указать человеку на дверь, ничего не купив у него, хотя и видишь, что товар плохой. Так доходишь до согласия на покупку, часто даже против собственного желания: мы оказались побежденными вражьим соблазном.
О прилогах говорит Давид:
С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие (Пс. 100.8).
Не будет жить в доме моем поступающий коварно (Пс. 100.7). И Моисей говорит о согласии:
Не заключай союза с ними (Исх. 23.32). Первый стих первого псалма содержит ту же мысль, говорят св.отцы:
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1.1).
Важно начать говорить с врагами в воротах (Пс. 126.5). Так как наплыв у ворот твоего сердца большой, то знай, что
сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11.14). Потому святые советуют нам очищать наши сердца от прилогов, случайных настроений и мечтаний, какого бы рода они ни были. Не в человеческих силах различать злые побуждения от добрых, только Господь Один может это сделать. Поэтому возложим упование всецело на Господа, зная хорошо, что
если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126.1). Все же от тебя зависит беречься,
чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль (Втор. 15.9), и следить за тем, чтобы сердце не сделалось местом ярмарки, где, как волны, сменяются всякие впечатления, пока ты совсем не потеряешь надзора над происходящим. Ярмарка является любимым местом пребывания разбойников и воров, но никак не Ангела мира, которого ты ищешь. Мир и тем самым Господь мира избегает таких мест.
Поэтому Христос сказал нам через своего Апостола:
Исправьте сердца (Иак. 4.8), и Сам призывает нас:
Смотрите, бодрствуйте (Мк. 13.33). Ибо, если Он, придя, найдет наши сердца нечистыми, а нас спящими, то скажет:
Не знаю вас (Мф. 25.12). И этот час всегда тут, если не в этот момент, то в следующий, ибо как Царство Небесное, так и час судный всегда в наших сердцах.
Если стража не бодрствует, то не сохранит и Господь, но если Господь не сохранит, — напрасно бодрствует стража. Поэтому будем бодрствовать у дверей нашего сердца, неусыпно взывая ко Господу о помощи.
Не направляй свой взор на врага, не входи с ним в пререкание, потому что ты не имеешь возможности противостоять ему; со своим многотысячелетним опытом он знает достаточно уловок, чтобы обезоружить тебя. Нет, стой на страже своего сердца, и пусть взор твой будет устремлен ввысь; тогда сердце будет всячески ограждено: Господь Сам пошлет Своих Ангелов охранять его.
Понимай это так: если подвергаешься искушению, не занимайся рассматриванием и взвешиванием его или размышлением о нем; этим ты омрачишь свое сердце и потеряешь время, к чему враг и стремится. Обратись вместо этого без замедления ко Господу с молитвой: Боже, милостив буди мне, грешному. И чем скорее ты отклонишь твой помысл от искушения, тем скорее придет помощь.
Никогда не полагайся на себя. Не принимай никогда благое решение, думая: конечно я справлюсь. Не надейся никогда на свои силы и способности противостоять какому-либо искушению, будь оно большое или малое. Думай наоборот: я сам не устою, если подвергнусь искушению. Самоуверенность — плохой товарищ: чем меньше надеешься на свои силы, тем крепче ты стоишь. Чувствуй себя слабым и совершенно лишенным возможности противостоять даже малейшему мановению злого духа, тогда ты к удивлению заметишь, что он не имеет никакой власти над тобой. Ибо, избрав Господа своим прибежищем, ты вскоре убедишься, что
не приключится тебе зло (Пс. 90.10). Единственное несчастье, которому подвергается христианин, есть грех. Если тебе досадно, что ты все же впал в искушение, и потому бичуешь себя и решаешь никогда больше так не поступать, то это верный признак, что ты на правильном пути: это уязвлена твоя самоуверенность.
Тот, кто не полагается на себя, с благодарным чувством удивляется тому, что не пал еще глубже, он восхваляет Господа за своевременно данную Им помощь, ибо иначе он еще и сейчас не поднялся бы. Быстро воспрянув, он творит молитву, начиная ее троекратным
«Благословенно имя Господне». Избалованный ребенок, упавши, долго лежит и плачет. Он ищет сочувствия и ласки для своего успокоения. Ты же не жалей себя, как бы больно ни было. Восстань сейчас же и продолжай брань. В борьбе всегда получают ранения. Только Ангелам свойственно никогда не падать. Но молись Господу, чтобы Он простил тебя и не попустил тебе вновь впасть в нерадение.
Не поступай по примеру Адама и не вини женщину или диавола или какое-либо внешнее обстоятельство. Причина твоего падения в тебе самом: в тот миг, когда хозяина не было в твоем сердце, ты позволил ворам и разбойникам войти и господствовать там. Молись Господу, чтобы это не повторялось.
«Что вы делаете там в монастыре?» — спросили одного монаха. Он ответил:
«Мы падаем и восстаем, падаем и восстаем и опять падаем и восстаем». Ибо не много минут в твоей жизни проходят без того, чтобы ты, по крайней мере, один раз не пал. Так молись Господу, чтобы Он смилостивился над всеми нами.
Молись о прощении и милости, о пощаде, как просит приговоренный к смерти преступник, и помни, что только
благодатью мы спасены (Еф. 2.5). У тебя нет права требовать свободы или помилования; представь себя в положении беглого раба, который лежит у ног своего владыки и просит, чтобы его пощадили. Такова должна быть и твоя молитва, если ты хочешь последовать Исааку Сирину и
«сбросить бремя греха и обрести в себе ступени, по которым будешь восходить». XV. Молитва Из сказанного видно, что молитва — главное и важнейшее орудие брани. Научись молиться, и ты победишь все мыслимые злые силы, нападающие на тебя.
Молитва является одним крылом, вера — другим, и они возносят нас к небу. С одним крылом никто не может летать: молитва без веры так же безсмысленна, как вера без молитвы. Но если твоя вера очень слаба, то ты можешь взывать:
«Господи, дай мне веру!» Эта молитва редко бывает не услышана. Из горчичного зерна, говорит Господь, вырастает большое дерево (Мф. 13.31-32).
Кто хочет дышать свежим воздухом и наслаждаться солнечным светом, открывает окно. Было бы безсмысленно сидеть при спущенных шторах и говорить: нет света, нет воздуха, нечем дышать. Пусть этот пример пояснит тебе действие молитвы на нас. Сила Божия и милость всегда и повсюду доступна всем, но приобрести ее можно лишь желая этого и живя в вере.
Молитва есть действие; молиться — это значит быть в высшей степени деятельным. Для каждого рода деятельности требуется опыт: говоря на чужом языке, научаешься этому языку; и молясь, научаешься молиться.
Без молитвы нельзя и думать найти то, что ищешь. Молитва есть начало и основание всех стремлений к Господу. Молитва возжигает первую искру света; молитва дает первые предчувствия искомого, и она пробуждает и поддерживает желание идти вперед.
«Молитва — утверждение мира», — сказал св. Иоанн Лествичник, а другой святой сравнивает вселенную с чашей, в которой покоится Церковь Христова, а Церковь держится молитвой. Молитва есть общение и слияние человека с Господом. Молитва — как бы мост, по которому человек переходит от своего плотского «я», с его соблазнами, к духовному — с его свободой. Молитва является оборонительной стеной против горя, секирой — против отчаяния; она уничтожает печаль и обуздывает гнев. Молитва — питание для души и просвещение ума, она вносит в настоящее будущую радость. Для того, кто искренне молится, молитва в его сердце — уже теперь, в настоящий момент, прежде страшного суда — является судией, судом и престолом.
Молитва и бдительность — одно и то же, ибо ты молитвой стоишь у дверей сердца. Не спящий глаз реагирует на малейшие изменения в поле зрения; то же делает и сердце, в котором творится молитва.
Да будет тебе примером паук: он находится в середине своей паутины и убивает даже самую маленькую мушку, попавшую в его сети. Так же бдительна молитва в сердце: она ощущает малейшее приближение врага и убивает его.
Оставить молитву — это то же самое, что уйти со своего сторожевого поста. Ворота открыты для опустошающих орд, и собранные сокровища будут расхищены. Хищникам недолго совершить свое дело: примером может служить гнев, который уничтожает все в одну секунду.
XVI. Молитва начинающих Итак, теперь мы понимаем, что святые отцы молитвой называют не только молитвы утренние и вечерние и молитвы, совершаемые в продолжение дня и при начинании какого-либо дела, но для них молитва тождественна с непрестанной молитвой — жизнью в молитве.
Непрестанно молитесь (1 Фес. 5.17) — это есть заповедь, которую следует принимать буквально.
Так понимаемая молитва есть наука из наук и искусство из искусств. Художник работает с глиной, красками, со словами или звуками; в меру мастерства он придает им содержание и красоту. Молящийся человек работает над своим сердцем, молитвой он преображает свою душу, наполняет ее духовным содержанием и красотой; совершенствуя самого себя, он благотворно влияет на других.
Ученый изучает сотворенные предметы и явления; а тот, кто молится, проникает молитвой к Самому Первоисточнику творения. Не к телу, не к явлениям жизни, но к источнику тепла и жизни, не к своему собственному «я», а к Создателю этого «я».
Художник или ученый должен приложить много усердия и труда, чтобы достигнуть зрелости; желаемого совершенства он все же никогда не добьется. Если, приступая к работе, будешь ожидать божественного откровения, то никогда не научишься основам своего искусства. Скрипач должен усердно упражняться, чтобы постичь тайну своего инструмента. Сердце же человека намного совершеннее!
Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам (Иак. 4.8). От нас зависит начать. Если мы сделаем шаг навстречу Господу, Он сделает десять шагов к нам; это Тот, кто увидел блудного сына,
когда он был еще далеко, и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15.20).
Но все же когда-то надо сделать первый неуверенный шаг, если вообще хочешь приблизиться к Господу. Пусть не смущает тебя неловкость начала; не уступай застенчивости и насмешливым голосам врагов, которые стараются уверить тебя, что ты смешон, что это лишь плоды фантазии, которые не имеют никакого смысла. Знай, что нет ничего другого, чего бы враг так страшился, как молитвы.
Ребенок с большой охотой читает все, научаясь лучше читать; чем больше учишься какому-нибудь языку, тем охотнее говоришь на нем и тем больше язык этот нравится. Желание увеличивается с приобретением знаний. Упражняясь, приобретаешь знания. С приобретением знаний увеличивается желание дальнейшего труда.
Не думай, что с молитвой дело обстоит иначе. Не жди свыше каких-либо вдохновений раньше, чем ты сам не приступишь к труду. Человек сотворен для молитвы так же, как он сотворен говорить и мыслить. Но главным образом — для молитвы, ибо Господь поселил человека
в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2.15). Где тебе найти сад Эдема, как не в твоем сердце?
Подобно Адаму, ты должен оплакивать тот Эдем, который ты потерял по твоей невоздержанности; тебя покрыли фиговым листом и одели в кожаные одежды (Быт. 3.21), в бренный прах с его страстями. Тебя отделяет от узкого пути к древу жизни мрачное пламя земных страстей; и только тому, кто победит эти страсти, дано будет
вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (Откр. 2.7).
Но как трудно одержать такую победу! Адам нарушил только одну заповедь Господню; ты же нарушаешь ежедневно и ежечасно все заповеди, — говорит св. Андрей Критский.
Ожесточенный преступник, ежечасно возвращающийся к своему греху, — это ты, и из таких именно чувств должна исходить твоя молитва, чтобы достичь высот.
Закоренелый преступник часто не сознает своей вины, он ожесточен. Так же и с нами. Не пугайся окаменения твоего сердца: молитва понемногу смягчит его.
XVII. Некоторые советы приступившему к молитве Тот, кто начинает упражняться в чем-либо, делает это не потому, что он уже достиг нужного, а для того, чтобы добиться нужных результатов. Когда приобретешь что-либо, стараешься сохранить приобретенное, а пока не имеешь, стремишься приобрести искомое.
Поэтому начни свое упражнение, не ожидая ничего от себя самого. Если ты такой счастливый, что спишь в отдельной комнате, то ты можешь без затруднения, со вниманием следовать указаниям молитвослова.
Когда ты просыпаешься утром, прежде чем заняться другими делами, встань на молитву, представляя себя стоящим перед всевидящим Господом, и, осенив себя крестным знамением, молви:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Затем немного помедли, чтобы успокоился твой дух и мысли твои оставили бы все земное. Тогда произнеси без поспешности, с сердечным вниманием:
Боже, милостив буди мне, грешному. После этого следуют все другие молитвы, прежде всего, молитва к Святому Духу, потом к Пресвятой Троице и затем «Отче наш», после которой следует целый ряд утренних молитв. Лучше прочти некоторые из них со вниманием, чем все с нетерпением. Эти молитвы основаны на церковном опыте; ты ведь являешься только одной из многих клеточек тела Церкви, иначе — тела Христова. Этими молитвами ты научаешься тому послушанию, которое необходимо не только телу, но и сердцу и уму для умножения твоей веры.
Совершенная и правильная молитва есть та, слова которой доходят до сознания и чувств; для этого необходимо внимание. Не давай мыслям отклоняться в сторону; возвращай их вновь и вновь. Начинай сызнова твою молитву с того места, где уклонился мыслью. Если у тебя нет молитвенника, то можно также читать и из Псалтири. Так молясь, ты научаешься терпению и бдительности.
Стоящий у открытого окна слышит звуки снаружи, иначе быть не может. Но от его воли зависит — обращать или не обращать на них внимание. Тот, кто молится, безпрерывно подвергается наплыву посторонних мыслей, чувств и впечатлений. Препятствовать их мятежному бегу так же безполезно, как препятствовать движению воздуха в комнате с открытым окном. Но можно обращать или не обращать на них внимание. Этому можно научиться, говорят святые, но не иначе, как посредством навыка.
Ты молишься не для того, чтобы исполнились твои суетные земные пожелания; непристойно обременять Господа просьбой о них, поэтому молись: Да будет воля Твоя. Сам ты должен молчать: пусть молитва говорит.
«Твоя молитва должна совмещать четыре действия, — говорит Василий Великий,
— славословие, благодарение, исповедание грехов и прошение о помиловании». Не заботьтесь и не молите о временных благах, но
ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6.33). Тот, у кого воля и молитва не согласны с волей Божией, встретит препятствия в своих начинаниях и будет снова и снова попадать во вражеские сети. Он впадет в недовольство, раздражение, гнев, смущение, нетерпение или будет озабочен, а в таком состоянии невозможно творить молитву. Молитва будет нечистой, если, когда молишься, осуждаешь в чем-либо другого. Молясь, следует осуждать только самого себя. Твоя молитва без самоосуждения не имеет цены, так же, как не имеет цены молитва при осуждении другого. Может быть, ты спросишь: как научиться такой молитве? Ответ таков: этому и учит молитва.
Не бойся своей внутренней сухости. Живительный дождь ниспадает свыше, а не с твоей окаменелой почвы, на которой растут лишь терния и волчцы (Быт. 3.18). Поэтому не жди никаких «состояний» экстазов, восторгов или других отрадных страстных ощущений; молитва существует не для наслаждения.
Сокрушайся, плачь и рыдай (Иак. 4.9), помни смертный час и взывай ко Господу о милосердии; все остальное дастся Господом.
XVIII. Непрестанно молитесь Молитва не прекращается прочтением утренних молитвословий. Молитву следует творить в продолжение всего дня. Епископ Феофан Затворник советует новоначальным выбирать из Псалтири подходящий коротенький молитвенный стих, например:
Господи, поспеши мне на помощь; Сотвори во мне, Господи, сердце чистое; Благословенно имя Твое, Господи, или другие. В Псалтири большой выбор таких молитвенных призывов. В течение всего дня следует держать молитву в памяти и повторять ее как можно чаще, мысленно или шепотом, или лучше вслух, если ты один и никто не слышит. В трамвае, на работе и во время принятия пищи, постоянно, когда только есть возможность, твори молитву, сосредоточивая внимание на содержании ее слов. Так весь день может быть проведен в молитве, вплоть до вечерних молитв, читаемых по молитвеннику перед сном. Такую молитву можно творить и тем, кто не имеет возможности уединиться для совершения утренних и вечерних молитв, потому что так молиться можно где угодно и когда угодно. Внутреннее уединение заменяет недостающее уединение внешнее.
Частое повторение молитвы важно: непрерывными взмахами крыльев птица взлетает выше облаков; пловец многими взмахами рук достигает желанного берега. Но если птица перестанет летать, то она неизбежно останется на земле, а пловцу угрожают темные глубины вод.
Пребывай в молитве час за часом, день за днем, не ослабевай. Но молись просто, без пафоса, без мечтаний и всяких вопросов;
не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6.34). Когда наступит время, придет желанный ответ.
Авраам пошел, не любопытствуя: как выглядит та страна, которую Ты хочешь показать мне? Что ждет меня там? Он просто
пошел, как сказал ему Господь (Быт. 12.4). Поступай так же. Авраам взял все свое имущество с собой; и в этом ты должен подражать ему. Возьми все, что ты имеешь, не оставь ничего, что может удержать твою любовь в стране многобожия, которую ты оставил.
Ной строил ковчег в течение ста лет, таская бревно за бревном к постройке. Поступай подобно ему. Тащи бревно за бревном к твоей постройке, с терпением, в молчании, день за днем, не заботясь об окружающем; помни, что Ной был единственным, который
ходил пред Богом (Быт. 6.9), т.е. в молитве. Представь себе ту тесноту, ту темноту, тот смрад, в которых он должен был жить до того времени, как смог выйти на чистый воздух и построить жертвенник Богу.
«Этот воздух и этот жертвенник Господу найдешь ты в себе, — объясняет Святитель Иоанн Златоуст,
— но лишь после того, как будешь готов пройти теми же узкими вратами, как Ной». Таким образом ты сделаешь все так,
как повелел тебе Бог (Быт. 6.22), и всякою молитвою и прошением (Еф. 6.18) ты строишь мост, который поведет тебя от твоего плотского «я», с его множеством интересов, к полноте Духа.
«С пришествием Единого в твое сердце исчезает множественность, — говорит Василий Великий. —
Твои дни будут всецело и твердо управляемы Им, Который держит вселенную в Своей длани».XIX. О телесных и умственных плодах молитвы Упражняясь в молитве, ты в то же время должен держать свою плоть в крепких узах.
«Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души», — говорит Исаак Сирин. Такая молитва имеет в себе семя самодовольства и той гордости сердца, которая считает себя в числе не только званых, но и избранных (Мф. 22.14).
Остерегайся такого рода молитвы: она корень заблуждений, ибо если сердце привязано к плотскому, то сокровище твое остается плотским, а ты воображаешь, что держишь небо в своих плотских объятиях. Твоя радость будет нечистой и будет проявляться в чрезмерном веселии, словоохотливости и желании учить и исправлять других, хотя Церковь не призвала тебя учителем. Ты толкуешь Св. Писание по своему плотскому устроению и не терпишь возражений, и что только потому, что не радел об утеснении своей плоти и тем самым не смирил свое сердце.
Истинная радость тиха и постоянна, поэтому Апостол призывает нас
всегда радоваться (1 Фес. 5.16). Эта радость исходит из сердца, которое плачет о мирском и о своем удалении от источника Света; истинную радость надо искать в скорби. Ибо сказано:
Блаженны нищие духом и блаженны плачущие ныне, в плотском «я», ибо возвеселятся в духовном. Истинная радость есть радость утешения, та радость, которая рождается от сознания своей слабости и в Господнем милосердии, и эта радость не выражается в смехе «до оскаливания зубов».
Подумай и о другом: кто привязан к земному, радуется, но и беспокоится, волнуется или печалится; состояние его души подвержено постоянно переменам. Но радость
господина твоего (Мф. 25.21) постоянна, ибо Господь неизменен.
Обуздай твой язык одновременно с тем, как притесняешь твое тело постом и воздержанием. Словоохотливость — сильный враг молитвы. Пустословие мешает молитве; по этой причине мы за всякое праздное слово дадим ответ (Мф. 12.36). Ты не вносишь дорожной пыли в ту комнату, которую хочешь держать в порядке; поэтому не загромождай твое сердце сплетнями и разговорами о проходящих дневных событиях.
Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык—огонь (Иак. 3.5-6). Но если прекратить доступ воздуха, то огонь погаснет; не давай свободы своим страстям, и они постепенно угаснут.
Если случилось тебе воспламениться гневом, то молчи и не подавай виду, лишь бы Господь услышал твое покаяние; таким образом ты погасишь пожар уже в начале. Если тебя смутил поступок другого, последуй примеру Сима и Иафета и покрой его одеждой молчания (Быт. 9.23); этим ты заглушишь твое желание осудить, прежде чем оно вспыхнет пламенем. Тишина есть чаша для бодрственной молитвы.
Кто хочет научиться искусству бодрствования, должен обуздать не только свой язык. Он должен во всем наблюдать за собой (Гал. 6.1), и наблюдения должны идти до самых глубин. Там, внутри, найдет он необъятную кладовую воспоминаний, мыслей, воображений, которые непрестанно движутся; следует на них наложить узду. Не возбуждай воспоминаний, которые мешают твоей молитве, не ройся в своих старых грехах; не уподобляйся псу, который возвращается к своей блевотине (Прит. 26.11). Не давай памяти останавливаться на подробностях, которые могут вновь пробудить твои страсти или дать пищу твоему воображению: любимым местом пребывания диавола является как раз наше воображение, и там он доводит нас до сочетания, согласия и греха. Он уязвляет твое мышление сомнениями и мудрствованиями, побуждениями к логическим рассуждениям и доказательствам, праздными вопросами и самим же собой придуманными ответами. Все это встречай словами псалма:
Удалитесь от меня, беззаконные (Пс. 118.115).
XX. О посте Пост, по мере сил твоих, поможет тебе в твоем бодрствовании. О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева, ибо в наполненном чреве нет ведения тайн Божиих, — говорят аскеты. Сам Христос своим долгим постом дал нам пример: Он изгнал диавола после сорокадневного поста. Лучше ли мы Его?
И се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4.11). И тебя они ждут, чтобы послужить тебе.
«Пост есть удержание от многословия, — говорит св. Иоанн Лествичник. —
Он есть дверь умиления и страж послушания, истребление лукавых помышлений и сердечной бесчувственности. Пост — это врата рая; когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; ум постника молится трезвенно, тогда как ум невоздержанного исполняется нечистыми мечтаниями». Пост является выражением любви и преданности, стремлением принести в жертву земные блага, чтобы приобрести небесные. Наши мысли слишком много заняты заботами о пропитании и об услаждении гортани; приложим усилие освободиться и от этого.
Так, пост является ступенью на пути к освобождению и непременной опорой в борьбе с самоуслаждением. Пост, сопровождаемый молитвой, есть великий дар, данный человечеству, и он тщательно оберегается теми, кто хоть раз был ему причастен.
Во время поста вырастает благодарность к Тому, Кто дал человеку возможность поститься. Пост открывает путь в области, о которых ты имел лишь слабое представление: все события, все жизненные явления, случающиеся в твоем окружении или в тебе самом, получают совсем новое освещение, все происходящее получает новое, глубокое и богатое содержание. Земное мудрствование сменяется ясностью мысли, мятежное искание — спокойным принятием всего с благодарением и смирением. Кажущиеся неразрешимыми мучительные проблемы открывают свою суть, подобно расцветшему цветку: молитвой, постом и бодрствованием надо стучаться, ибо
стучащему отворят (Мф. 7.8).
Потому пост часто считается мерилом: ибо тот, кто во многом воздерживается, — возлюбил много, и кто много возлюбил, тому много простится (Лк. 7.47). Отказывающий себе во многом получит многое.
Святые отцы советуют поститься умеренно: слишком изнуряя тело, можно повредить душе. К посту надо приступать постепенно; все требует опыта, и каждый пусть себя испытывает, принимая во внимание свое сложение и свою работу. Следует не разбираться в пище: вся пища дана Господом, — но следует избегать той, которая возбуждает плоть с ее страстями: обильного употребления пряностей, мяса, вина и всего прочего, что служит к услаждению гортани. Лучше употреблять пищу дешевую и доступную. Св. отцы рекомендуют принимать пищу один раз в день и в таком количестве, чтобы не чувствовать насыщения.
XXI. Об избежании невоздержанности Известно, что результатом слишком усердного упражнения на рояле могут быть судороги в пальцах. То же может случиться с тем, кто чрезмерно много пишет. Опечаленный и сбитый с толку, еще недавно полный надежд музыкант или писатель принужден прервать работу; он вынужден оставаться праздным и тем самым подвергаться многим пагубным влияниям.
Этот пример пусть будет тебе предостережением. Пост, послушание, самоукорение, бдительность и молитва, — все это обязательно для получения навыка в твоем труде, и именно для навыка. Для всякого труда необходимо рассуждение, спокойный учет своих сил (Лк. 14.28-32), без перегиба в ту или другую сторону.
Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, — призывает св. Апостол Петр, а через него и Господь (1 Пет. 4.7).
Источник опьянения — не всегда вино или другие опьяняющие вещества; не менее опасно опьянение самомнением, возбуждающее неразумное рвение. Это рвение заставляет свою жертву поступать необдуманно, и появляется преувеличение и неумеренность, а на такой почве выросшее растение нездорово — оно приносит такие плоды, как напыщенность, нетерпимость и самооправдание. Нет, здесь не надо уклоняться ни направо, ни налево (Втор. 5.32) и вовсе не надо надеяться на свои собственные силы.
«Если мы не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги», — говорит преп. Макарий Египетский. Труд для урожая, но жатва принадлежит Господу.
Поэтому следи за собой и будь рассудительным. Если замечаешь, что приходишь в раздражение или нетерпение, то немного облегчи свою ношу. Если появится у тебя желание замечать за другими, укорять их или учить и делать замечания, то это значит, что ты не на правильном пути; тому, кто преследует себя самого, не в чем упрекать других. Поэтому держись в тени, скройся, войди в комнату твою и затвори дверь твою (Мф. 6.6), даже тогда, когда ты по необходимости находишься в большом и шумном обществе. А иногда, если будет тебе слишком тяжело, выйди оттуда куда угодно, чтобы только быть одному, и возопи из глубины души ко Господу о помощи, и Он услышит тебя.
«Пусть душа твоя будет наподобие колеса, — советует старец Амвросий, —
чем меньше колесо касается земли, тем легче движется вперед». Не думай, не говори, не привязывайся к земному больше, чем это необходимо. Но помни также, что колесо, находящееся целиком в воздухе, тоже не может двигаться.
XXII. О пользовании земным и внешним Мы состоим из души и тела, которые в нашем существе нельзя разделить. Поэтому пусть плоть придет тебе на помощь; Христос, снисходя к нашей немощи, пользовался словами и жестами, плюновением и землею как средствами. Для нас позволил Своей силе изойти из края одежды Своей (Мк. 5.24-34), через возложения платков и опоясаний с тела Апостола Павла (Деян. 19.12) и даже от тени проходящего Апостола Петра (Деян. 5.15).
Потому пользуйся всем земным как напоминанием и поддержкой в твоем трудном странствовании узким путем. Пусть белизна снегов, синева небес, крылья бабочки, жжение огня и все созданное, что видишь и ощущаешь, напоминает тебе о Создателе. Но, главным образом, пользуйся тем, что предлагает тебе Церковь в помощь —
представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим. 6.19). Конечно, прежде всего, — принятие Св. Тайн, но также и другие таинства и Св. Писание. Церковь дает тебе в помощь св. иконы Божией Матери, Ангелов и святых, молитвы перед ними, возжигание свечей, курение фимиама, святую воду, красоту и великолепие храмов и пение в них. С благодарностью принимай все это и пользуйся для своего назидания, поощрения, самоусовершенствования и в помощь в твоем дальнейшем странствовании.
Дай свободу проявлению твоей любви к щедрому Подателю любви — Богу, целуй, прикладывайся ко кресту и св. иконам, украшай их цветами; лишь подавление зла должно происходить в тишине, все благое пусть получит свободу проявления. Если данное с любовью принимается с любовью, то тем самым ширится и растет любовь, а к этому и направлен весь твой труд. Чем больше река, тем больше ее дельта.
Дай телу твоему служить тебе помощником в брани: пусть тело будет легким и свободным от земных прихотей. Пусть оно участвует в твоем труде; ты хочешь научиться смирению, пусть и плоть твоя смиряется и склоняется: падай на колени, склоняй голову до земли, ибо после падения следует восстание во Христе.
Делай часто крестное знамение: это молитва без слов. В краткий миг, независимо от медлительности слов, крестное знамение выражает твое желание следовать за Христом, распять свою плоть и готовность добровольно, без ропота принять все, что посылается тебе. Крестное знамение является также оружием против злых духов: пользуйся им часто и со вниманием.
Дом никогда не строят без лесов. Лишь сильный не нуждается во внешней поддержке. Но силен ли ты? Разве ты не слабейший среди слабых?
XXIII. О мгновениях мрака Погода изменчива: то пасмурно, то ясно, то вновь идет дождь; подобно бывает и с душой человека. Надо всегда быть готовым к тому, что тучи иногда закрывают солнце; и у святых были мрачные часы, дни и недели. Тогда они говорили, что Господь оставил их для того, чтобы они, предоставленные самим себе, почувствовали, как немощны и бессильны, когда лишены Его поддержки. Периоды такого мрака, когда все кажется бессмысленным, нелепым и бесполезным, когда впадаешь в сомнения и искушения — неизбежны. Но и из этого можно извлечь пользу.
Преодолеть эти мрачные дни легче всего, взяв пример со св. Марии Египетской. В течение сорока восьми лет она жила в пустыне за Иорданом, и когда искушения овладевали ею и воспоминания о прежней ее греховной жизни в Александрии соблазняли ее, вплоть до желания оставить добровольное пребывание в пустыне, она ложилась на землю, призывая на помощь Господа, и не вставала до тех пор, пока не чувствовала, что сердце смиряется. Первые годы были тяжелыми; она лежала на земле по многу дней и ночей, и только спустя семнадцать лет наступило время отдохновения.
Эти дни старайся проводить в тишине. Не уступай соблазну пойти к другим или развлечься. Не жалей себя — утешение найдешь лишь в молитве к Богу:
Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися (Пс. 69.2);
Предан бых и не исхождах (Пс. 87, 9) и в других.
Настоящую помощь тебе больше неоткуда ждать: не расточай ради временного облегчения все то, что приобрел. Твое терпение и стойкость подвергаются испытанию. Выдержав испытание, благодари Господа, Который дал тебе на это силы. Если же ты не выдержал испытания, быстро воспрянь, моли о помиловании и осознай, что это тебе по делам твоим. Ибо само падение было тебе наказанием: ты слишком надеялся на самого себя и теперь видишь, куда это привело. Ты приобрел опыт: не забудь возблагодарить.
XXIV. Пример Закхея Подобно Закхею, ты влез на дерево, чтобы увидеть Господа. Ты сделал это не только мысленно и не только мистически в душе. Ты человек, и у тебя есть плоть; поэтому ты, подобно Закхею, воспользовался твоими телесными силами и возможностями, чтобы подняться от земли. Если ты сделал это, обдумав все и спокойно рассчитав, помня при этом тяготу твоей плоти и ее ограниченность, и если ты сделал это без страха, не жалея себя и не уклоняясь в сторону, то ты поднялся настолько, что можешь через головы людской толпы, т.е. через твои мирские страсти, увидеть проблеск Того, Кого ты искал.
Ты заметишь это потому, что почувствуешь все яснее собственный мрак, ибо тебя больше не будет так тянуть к народу и развлечениям, и тебе станет понятнее твое внутреннее «я», и ты поймешь, каково оно. Может быть, ты думал, что твое сердце подобно челну, покачивающемуся бесцельно и бессмысленно, точно ореховая скорлупа, без гребцов; теперь же плавание получило смысл и цель, и это уже хорошо. Но все же ты еще тот же малый челн в необъятном море; если ты шел по правильному пути, то только теперь видишь ясно, как слаб и мал челнок.
«Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность», — говорит архиепископ Феофилакт Болгарский. Христос сказал Закхею:
Сойди скорее, что значит смирись,
ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме (Лк. 19.5). Можно считать, что домом названо сердце. Конечно же, говорит Господь, ты влез на дерево и тем самым победил некую часть своих земных страстей, потому что ты хотел видеть Меня, это значит, что ты хотел иметь возможность узнать Меня, когда Мне надлежало идти к твоему сердцу; но спеши смириться, не сиди там и не думай, что ты лучше других, ибо Я пребываю в смиренном сердце.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью (Лк. 19.6).
Закхей, начальник мытарей, принял Христа и сразу же роздал все, что имел. Половину имущества тотчас отдал нищим, а остальное быстро ушло на то, чтобы вернуть четверицею тем, от которых он взыскал лишнее; ибо и
он сын Авраама (Лк. 19.9), он услышал голос Господа и ушел из земли своей и из дома своего (Быт. 12.1), где господствовали эгоизм и страсти.
Закхей знал, что сердце, принявшее Христа, надо освободить от всего другого: оно должно отказаться от всего, приобретенного неправедным путем,
похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2.16). Он понял, что тот, кто богат здесь, будет нищим там; ибо быть материально богатым значит быть духовно бедным, — говорит Иоанн Златоуст. Если богатый не был бы очень бедным, то он не был бы очень богатым.
«Как невозможно соединить здоровье с болезнью, так трудно согласовать любовь с богатством», — замечает св. Исаак Сирин. Ибо тот, кто любит своего ближнего, безусловно отдаст все, что имеет; такова любовь по своей природе. Но без любви нет возможности войти в Царство Божие. И Закхей осознал это.
Чем меньшим ты владеешь, тем проще будет твой образ жизни. Все лишнее выброшено, и сердце сосредоточивается. Оно понемногу уходит в себя и там найдет ступени в Царство Небесное. Тогда и молитва будет проста. Молитва будет сосредоточиваться, уходить в глубину сердца. А там есть одна молитва — мольба о помиловании.
Ибо может ли грешник, первый из всех (1 Тим. 1.15), просить о чем-то другом, как не о том, чтобы Господь помиловал его? Может ли он что-либо отдать, не имея ничего своего? Есть ли у него собственные силы, собственная воля, свой разум? Может ли он что-либо предпринять? Знает ли он что-либо? Может ли он что-либо, сам ничего не имея, назвать своим?
Он ничем не владеет: ибо грех — это ничто, это то, чего нет. Грех — это пустота, мрак, отрицание. Грешник находится как бы в пустоте. Так он видит себя, и чем меньшем он владеет, тем он богаче, ибо образовавшаяся в нем пустота наполняется не тленными вещами, а полнотой вечной жизни, ее светом и ее утверждением — любовью и милосердием; это Господь посетил его.
Но как может он, грешник, заслужить, чтобы Господь его посетил? Как может он даже подумать о том, что Господь взглянет на него, в его мрак? Как ни трудится он в очищении себя, как ни борется, как ни работает над собой, как ни старается следовать заветам св. Евангелия: бодрствует, постится и всячески силится преследовать себя Господа ради, но все же он видит, что постоянно впадает в уныние, бессердечие и леность, нетерпение, неблагодарность и всевозможные пороки. Как может он ждать прихода Господа к себе?
Потому молится он:
«Помилуй мя, Господи! Господи, помилуй меня грешного! Ибо я, как мог, старался выполнить все, что должен был сделать, служа Тебе: я пахал пашню сердца, которую Ты дал мне обрабатывать, и я пас овец там (Лк. 17, 7-10),
но я лишь раб, ничего не стоящий, и без Тебя ничего не могу сделать. Так помилуй меня и исполни меня Твоею благодатию». Трудами умножает он свою веру (Лк. 17.5), через молитву он получает силы для труда. Так труд и молитва дополняют друг друга, пока не сольются всецело и будут едины. Его трудом будет молитва, и молитвой — его труд. Это то, что святые отцы называют внутренним деланием, сердечной молитвой, или Иисусовой молитвой.
XXV. О молитве Иисусовой По словам св. Аввы Исайи, египетского отшельника, Иисусова молитва есть зеркало души и свет для совести. Кто-то сравнил ее с тихим голосом, непрестанно слышным в доме: воры, подкравшиеся к дому, обращаются в бегство, ибо слышат, что кто-то бодрствует в нем. Дом — это сердце, воры — злые помыслы, молитва есть бодрствующий голос. Но бодрствующий уже не я сам, а Христос.
Духовное делание воплощает Христа в нашей душе, и состоит оно в том, чтобы беспрерывно иметь память Божию; ты заключаешь Господа вовнутрь, в свою душу, в свое сердце, в свое сознание.
Я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн. 5.2); сам я сплю, как бы отступаю, но сердце мое остается в молитве, в вечной жизни, в Царстве Небесном, во Христе. Моя сущность пребывает у Первоисточника.
Достичь этого возможно только посредством молитвы:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного. Молитву эту творят вслух или мысленно — медленно, со вниманием и в сердце, свободном от всего постороннего. Посторонними являются не только земные интересы, но также разного рода ожидания ответов, всякого рода мечтательность, любопытные вопросы и игра воображения.
Простота так же необходима, как и телесное смирение и душевное воздержание, и все, что неотъемлемо от невидимой брани.
Начинающий должен особенно остерегаться всего того, что хотя бы и немного влечет к мистицизму. Молитва Иисусова есть деятельность, труд, с помощью которых ты работаешь над самим собой, приуготовляешь себя для восприятия той силы, которая называется Божией благодатью, всегда сущей в каждом принявшем крещение, хотя и сокрытой. Ты же приуготовляешь себя для того, чтобы сущая в тебе благодать могла принести плод. Молитва возгревает эту силу в нашей душе; в этом-то и есть цель молитвы. Молитва — это молот, который раскалывает скорлупу: молот тверд, удары болезненны. Оставь всякую мысль о наслаждении, восторгах, о райских голосах: к Царству Божьему есть только один путь, и это путь креста — быть распятому мучительно; не жди ничего другого.
Ты распял свою плоть, пригвоздил ее к однообразному образу жизни со строгим самонадзором. За твоей мыслью и твоим воображением должен быть такой же строгий надзор. Пригвозди их к словам молитвы, к Святому Писанию, к чтению псалмов и творений св. отцов, если есть у тебя на это возможность. Не позволяй воображению носиться где угодно; то, что называется полетом мысли, есть не что иное, как бесцельное парение в мире иллюзий. Как только твоя мысль не занята твоей службой или работой, возвращай ее вновь к молитве.
Следи за тем, чтобы твое воображение и твои мысли были тебе послушны, как хорошо дрессированный пес. Ты не позволяешь ему бегать всюду, лаять, рыться в грязи и купаться в сточных канавах; подобным же образом ты должен возвращать свою мысль и воображение, и это ты должен делать бесчисленное количество раз в течение каждой проходящей минуты.
«Но если ты поступаешь не так, то будешь подобен дикой лошади, которую гонит то один, то другой всадник, пока она, покрытая пеной, не свалится от переутомления», — говорит прп. Антоний.
Слишком сильный удар молота о скорлупу может повредить сердцевину. Будь осторожен. Сразу не переходи на творение лишь Иисусовой молитвы. Читай и другие молитвенные правила, в особенности вначале, да и позже тоже. Не будь слишком ревностным. И не воображай, что можешь хоть раз как следует произнести
Господи, помилуй. Молитва твоя всегда рассеянна, несобранна — ведь ты человек. Лишь
Ангелы на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18.10); ты же имеешь земную плоть, которая требует свое. Не взывай к небу и не удивляйся, если вначале будешь забывать свой молитвенный труд по нескольку часов и возможно даже по целым суткам и больше. Принимай это просто и естественно: ведь ты неопытный моряк, который забыл следить за порывами ветра, увлекшись другим. Итак, ничего не жди от самого себя, но не требуй ничего и от других.
Молитва должна оживить твою мысль, сделать ее ясной; тогда она правильна. Молящийся все видит вокруг себя, замечает все и наблюдает за всем, но делает это через молитву, дающую ему свой всепроникающий и ясный свет.
Дух действует в очищенной области нашего внутреннего «я». Поскольку мы очищаем наше сердце, эта область увеличивается, и духовный человек растет в нас.
Молитва должна порождать внутреннее спокойствие, терпение в скорби, любовь, благодарение и смирение. Напротив, если будешь в взволнованном, напряженном состоянии, радостно возбужденном или в глубоком отчаянии, если переживаешь сожаление или горечь, или преувеличенное рвение, если пребываешь в экстазе или опьянении чувствами, какое бывает при слушании музыки, если испытываешь сильное наслаждение или довольство собой и всем миром, — то ты на неправильном пути; ты слишком полагался на себя. Отступи и вернись обратно к самоукорению, что должно быть всегда исходным чувством настоящей молитвы.
Ангел света всегда приносит с собой мир, тот мир, который темные силы какой угодно ценой хотят уничтожить. По этому признаку, говорят св. отцы, можно различать светлые и темные силы.
XXVI. О безценной жемчужине Совлекши с себя всякие знания, не имея никакой доброй мысли или дела, не помня прошлого, не имея желаний в будущем, непригодный, подобно изношенной тряпке, безчувственный, как камень на дороге, разъеденный червями, как гриб в лесу, умирающий, как рыба на берегу, опечаленный до слез этим своим убогим состоянием, — таким стой на молитве перед Всемогущим твоим Судьей, Творцом и Отцом, твоим Спасителем и Господом, Духом Истины и Жизнеподателем. И, как блудный сын, молись из глубины твоей ничтожности:
Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим (Лк. 15.21);
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, милостив буди мне, грешному. Ты знаешь свою немощь и видишь самого себя лежащим, как прах, перед Всемогущим, и из сознания собственной ничтожности растет твоя любовь к ближним, Господом созданным и Им просвещенным. В глубине своей природы они носят образ Божий; и потому ты готов жертвовать собой для них.
Случилось странное: чем глубже ты проник в свое собственное сердце, тем выше ты поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь жалованье и платишь налоги. Ты выполняешь все, что делают окружающие тебя люди. Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое.
«Имея Тебя, чего могу я еще желать? Ничего иного, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, — отвечает преп. Иоанн Лествичник. —
Некоторых пленяет богатство, других почести, еще других приобретение собственности; мое единственное желание — быть с Господом». Молитва, со всем самоотречением в ней, сделалась твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь ради молитвы.
Ходить пред Богом (Быт. 6.9) — это есть теперь единственно ценное для тебя, и это заключает и охватывает все небесное и земное. Для того, кто носит Христа в своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в вечную жизнь, которая все объемлет. И ночью и днем Царство Небесное восходит в твоем сердце и растет, и ты не знаешь как. Ибо земля сердца твоего сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4.27-28).
Святые говорят о невечернем свете. Этот свет видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестает струиться в чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, все умножаясь; его отличительное свойство — постоянное очищение. Это свет бесконечной вечности, проникающей оболочку времени и материи. Святые никогда не говорят, что этот свет дан им, но лишь тем, кто очистил свои сердца любовью ко Господу, добровольно идя узким путем.
Узкий путь не имеет конца: его свойство — вечность. Там каждое мгновение является началом: в настоящее входит будущее; страшный суд в настоящем, ибо Христос в вечности присутствует повсюду, как в аду, так и на небесах. При появлении Единого исчезает множественность, как во времени, так и в пространстве. Все одновременно, теперь и здесь и всюду, в глубине твоего сердца. Там найдешь ты то, что искал: глубину, высоту и широту креста — Спасителя и спасение. Поэтому, если ты хочешь спасти твою душу и достигнуть вечной жизни, то неослабно борись со своей леностью и осени себя крестным знамением и скажи: Дай мне, Господи, положить начало благое во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Конец, и Богу нашему слава! (Источник:
Официальный интернет - ресурс ``Русская Православная Церковь Заграницей``).