В музыкальной среде сложились самые различные мнения по поводу пения в хоре. Одни считают, что для освоения певческих навыков этого уже достаточно, чтобы научиться, другие же, напротив, считают хор неэффективным методом, который портит голос.Вот основные из них.
Считается, что поющим в современных стилях хор противопоказан, якобы от того, что разные позиции звука. И, к тому же, дополнительно примешивается заблуждение о формировании звука в современных стилях, приписывая ему «связочность» (вероятно, автор этого мифа — поклонник оперного пения и таким образом пытается популяризировать оперный театр. Но зачем же забивать гвозди микроскопом?).
Есть и такие люди, которые сранивают пение в хоре с пением в караоке. «В куче петь легче». Хор — не пение в караоке. В хоре есть много голосов, у каждого голоса своё индивидуальное анатомическое строение. Из-за этого певцу придётся много думать о том, как спеть ноту в унисон с другим певцом с другим строением так, чтобы при этом взять эту же ноту в свойственном для его певческого аппарата режиме. А режимы будут разные: Альт и сопрано «соль» первой октавы поют в разных режимах: нота «соль», взятая альтом в его естественном режиме звучит плотнее и «жирнее», чем та же нота у сопрано. Но это отдельная тема про регистры в голосах. Эффект «караоке» в голосе будет только в том случае, если человеку не объяснили, что такое опора и не «прикрутили» дыхание, а также не индентифицировали его переходные участки в голосе между всё теми же регистрами.
Также могу сказать и по поводу якобы «сажающегося» голоса. В хоре есть хормейстер и аккомпаниатор. Кто-то из них, как минимум хормейстер, в природе голосоведения, тем более хора, должен разбираться на «ять».
Лично я выделяю следующие минусы и плюсы:
-
Минусы:
-
Обезличенность тембра. Поющему в хоре для идеального звучания с остальными приходится подстраиваться под чужие голоса, состроить свой голосовой аппарат с их звучанием, т.к. звук и должен быть «общим», ведь это пение на несколько видов групп голосов. Самый главный минус этого, и этот фактор нельзя исключить, что такое «подстраивание» под чужое звучание может навредить голосовому аппарату. У каждого певца имеется индивидуальное строение голосового аппарата, даже если рассматривать в пределах одного типа голоса: у двух альтов может быть разное строение гортани, разный размер связок, т.к. одна из них будет меццо-сопрано, а другая — высокое контральто. Касаемо проявления вреда: я знаю одну несостоявшуюся сольную певицу, которая 20 лет пела в хоре, её звук до сих пор болезненный. Она совершенно себя не слышит;
-
Форма навыка. В хоре дают, в основном, одну позицию из одного основного и общего режима пения. Как правило, хоровые певцы совершенно не умеют микстовать, из-за этого очень трудно даётся переход на верхний регистр. Как результат — обрезанный рабочий диапазон, который не позволяет работать сольно;
-
Прививанием правильных дыхательных навыков занимаются не во всяком хоре.
-
Плюсы:
-
Помните, я писала, что певец должен уметь гармонический слух? Так вот этот полезный навык можно получить в хоре. Примерно за полгода-год вдумчивых занятий (при условии, что до этого хотя бы года 3 берёшь уроки сольного пения). Лучше совмещать с сольными занятиями, для освоения и закрепления других певческих стандартов;
-
Привыкаешь петь среди людей, можно избавиться от боязни аудитории;
-
Если вы по каким-то техническим причинам опасаетесь классического пения. Хоры бывают не только академические, но и эстрадно-джазовые. В Москве есть госпел-хор при школе музыки Алишера Гатлера;
-
В хоре есть ведущий голос в каждой из секций, под который можно подстроиться. Если он настроен качественно, то проблем с голосовым аппаратом не будет;
-
Есть такие хоры, в которых не делают ставку на обезличенность и делают акцент на полном раскрытии голоса. Как мне недавно сообщили, эти хоры можно считать хорошими;
-
Можно освоить больше форм звучания. Ранее я писала, что технической разницы между классическим и современным пением нет. В наш век эксперементов, смешений разных стилей, разностороннее развитие певца только в плюс.
В завершение скажу, что такие звёзды как Бейонс Кноулс, Кэти Пэрри, Мадонна и даже реппер Снуп Дог. При чём последний поёт с исключительно хоровой подготовкой:
на немецком:
Кавер на Металлику: