Известный испанский театральный художник, Мариано Фортуни и Мадрасе появился на свет в 1871 году в Гранада. Его отец Мариано Фортуни и Марсал был каталонским художником.
Мальчик поначалу решил пойти по стопам своего отца и стать художником. Он даже учился живописи во Франции. А потом в 1889 году Мариано Фортуни решил обосноваться в Венеции, где занимался живописью. Еще одним его увлечением стала фотография.
Где-то в конце 1890-х годов Mariano Fortuny y Madrazo увлекло новое занятие. Он стал создавать изысканные потрясающие, неповторимые в своей красоте ткани. Эти ткани чем-то напоминали венецианскую парчу и бархат, которую изготовляли в XIV—XVI веках.
В 1901 году Мариано Фортуни и Мадрасе в Париже представил свою первую коллекцию, которая состояла из неповторимых набивных тканей.
А через пять лет этот мастер запатентовал новый способ плиссировки шелковых тканей. Его так и назвали «плиссировка Фортуни».
Из этой ткани мастер создавал потрясающие длинные платья, которые так подчеркивали естественные линии женского тела и индивидуальность каждой женщины в частности. Этот эффект он назвал «дельфос».
В 1907 году в своем палаццо в Венеции открыл мастерскую, где вручную изготавливали набивные и плиссированные ткани. Фортуни рассматривал моделирование одежды как одно из направлений художественного творчества, его модели намного опередили свое время, действительно являясь настоящими произведениями искусства.
[360x600]
[451x600]
Увлечение античностью в 1910-е гг. способствовало популярности платьев испанского художника Мариано Фортуни, однако его подход к созданию женского костюма существенно отличался от концепции моды П.Пу-аре.
Пуаре стремился поражать новыми стилями и образами, а М.Фортуни создал костюмы, которые оказались неподвластны времени. Для Фортуни образцами служили произведения высокого искусства, ценность которых с годами только растет.
Его мастерская в Риме была заполнена старинными тканями, восточными коврами, оружием и другими предметами прикладного искусства многих стран Востока — от Марокко до Китая и Японии.
После смерти отца Мариано Фортуни младший вместе с сестрой и матерью в 1880г. уехал в Париж, где прошли его детство и юность. Мариано был разносторонней, увлекающейся личностью — его интересы простирались от живописи и скульптуры (в Париже он посещал мастерскую О.Родена, на него оказали влияние Б.Констан и Дж.Больдини) до оптики и электротехники. В Музее М. Фортуни в Венеции хранятся созданные им напольные и настольные светильники (он сотрудничал с германским концерном АЭГ).
Но настоящей его страстью был театр — особенно театр Р. Вагнера с его идеей синтеза искусств. На протяжении нескольких десятилетий он работал над «Вагнерианским циклом» — серией живописных полотен, одно из которых («Парсифаль») было выставлено в 1896г. на VII Международной выставке в Монако.
Фортуни работал в театре как декоратор. Например, в 1900г. в миланском театре «Ла Скала» была осуществлена постановка «Тристан и Изольда» с его декорациями. Эксперименты с электричеством привели к изобретению особой системы сценического освещения — «купола Фортуни», которая позволяла создавать различные эффекты меняющегося освещения сцены.
[400x400]
[400x400]
[400x400]
В Италии он познакомился с деятелями искусства эпохи модерна — испанским театральным художником Хосе Мария Сертом, портретистом Игнасио Зулоага, поэтом Габриэлем Д'Анунцио.
В Венеции он увлекся фотографией. В конце 1890-х гг. М.Фортуни в мастерской своего палаццо «Pesaro degli Orfei» вместе со своей будущей женой Генриеттой Нигрин занялся созданием тканей в технике набойки и тиснения золотом и серебром, стараясь воссоздать роскошные образцы Итальянского Возрождения.
Ткани Фортуни напоминали парчу и бархаты XV—XVII вв., их рисунки он заимствова с подлинников, изучая росписи в венецианских церквах и картины в музеях.
В 1900-е гг. он увлекся античным искусством, интерес к которому тогда вспыхнул с новой силой благодаря раскопкам А. Эванса на Крите.
[272x699]
В 1906 г. Фортуни создал первые модели плиссированных платьев-туник из шелка, напоминавших ионические хитоны и пеплосы. В Париже 24 ноября 1907г. он представил «Кноссос» — покрывало, в которое надо было закутываться, как в сари; 10 июня 1909г. запатентовал технологию получения плиссировки шелковых тканей с помощью пара, а 4 ноября 1909 г. — платье из плиссированного шелка «дельфос».
В 1907г. в своем палаццо Фортуни открыл мастерскую, где вручную изготавливали ткани в технике набойки и плиссированные платья-«дельфос». Эти платья также украшали набивным орнаментом, дополняли накидками, туниками. Платья-«дельфос» были разнообразных цветов: от белых до оранжевых, красных, жемчужно-серых и фиолетовых.
Эти гениальные в своей простоте платья соответствовали естественным линиям тела, подчеркивали индивидуальность женщины и воспринимались как изысканная альтернатива женской моде.
Конструирование одежды для Фортуни было одним из направлений художественного творчества, и ему действительно удалось создать настоящие произведения искусства. Его платья до сих пор воспринимаются как абсолютно современные.
[300x573]
[232x550]
Ткани, платья и светильники с абажурами из набивных тканей М. Фортуни представил публике в 1911г. на Выставке декоративного искусства в
Париже, где они имели большой успех.
Клиентками Фортуни стали многие дамы высшего света и знаменитые актрисы (Лилиан Диана Гиш, Габриэль Режан, Сара Бернар, Элеонора Дузе).
Айседора Дункан не только носила платья-«дельфос» в жизни, но и выступала в них на сцене. Эти платья стали знаком высокого статуса и интеллектуального подхода к моде, а декоративные ткани, напоминавшие старинные бархаты и парчу, были модными для украшения интерьеров.
М. Фортуни выполнил заказы для оформления интерьеров дома Консуэ-ло Вандербилъд и принцессы де Ноай, отеля «Excelsior» в Венеции и Музея изобразительных искусств в Неаполе.
[600x517]
Кроме плиссированных платьев Фортуни выпускал платья-туники из набивных тканей, пальто-халаты, жакеты и накидки. Их простые конструкции напоминали то древние одежды, то восточные халаты и кафтаны.
В 1913г. в Париже и Лондоне были открыты бутики, продававшие платья и ткани Фортуни.
В 1914г. была устроена выставка в Нью-Йорке.
В 1920-е гг. модели Фортуни по-прежнему пользовались успехом у изысканной публики.
В 1919г. он наладил производство эксклюзивных набивных тканей на мануфактуре на острове Джудекка в Венеции и создал общество Societe Anonyme Fortuni для привлечения капиталов.
В начале 1930-х гг. из-за финансовых трудностей, вызванных экономическим кризисом, и сложностями с властями фашистской Италии, М.Фортуни был вынужден закрыть фабрику; после 1934г. он работал в основном как театральный художник, перестав заниматься созданием одежды.
[300x661]
[272x698]
Светильники Фортуни
[410x500]
[468x500]
[383x500]
[500x400]
[695x385]
http://dress-code.net.ua/content/view/507/42/
http://dress-code.net.ua/content/view/508/42/
http://dress-code.net.ua/content/view/509/42/
http://www.prozazhizni.ru/fashion/statya-17793.htm