• Авторизация


Дафнийский монастырь. Разговор третий. 02-02-2010 14:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Продолжаем, что ли...

На очереди у нас---страстной цикл; на мой взгляд---один из прекраснейших в мировом искусстве.

Но, поскольку к древней красоте подходить нужно издалека, не спеша и смиренно, попробуем для начала выяснить, в какое время эта красота создавалась. Тем более, что я по своей рассеянности до сих пор не указала датировку мозаик, за что и была ощутимо укоряема.

Исправляюсь!!! Итак, наиболее вероятен конец одиннадцатого века. Дафнийские мозаики явно моложе и мозаик монастыря Осиос Лукас, что в Фокиде (захотите---и о нём как-нибудь расскажу, тем более, что там я была; там мне не пришлось посылать местных дворняг на поиски сторожа, искать дырку в заборе или ещё какое безумство учинять), и монастыря Неа Мони на острове Хиос, и уж тем более Софии Киевской; относительно фресок Софии Новгородской мнения расходятся; а вот мозаики Михаило-Златоверхого монастыря в Киеве уже создавались с оглядкой на Дафни, особенно это чувствуется в ликах Христа из Евхаристии и сцене Благовещения. Ну, Михайло-Златоверхий заслуживает отдельного разговора, а точнее---трагической саги в духе "Собачьего сердца", от гибели до "возрождения"...  

 Итак. Одиннадцатый век. Золотое время классицизма. Раны, нанесённые иконоборцами, постепенно затянулись; Византия сильна и едина, как никогда---ни до, ни после. Церковь следит за соблюдением канонов; церковь особо строга к ереси, наученная горьким опытом---издаётся Синодик, где подробно указывается, что является ересью и чего должно остерегаться; одновременно ведётся огромная работа по канонизации святых.  Империю, церковь и искусство тщательно оберегают от смут, новшеств и революций---и наступает покой и расцвет. Насколько империя едина, можно судить по развитию провинций: в нормальном государстве столица и глубинка не должны жить в разных измерениях, и в ту счастливую эпоху от Цареграда до самых до окраин создаются памятники редкой красоты и силы. Новгород и Киев, Грузия и Сербия, Кипр и Египет, материковая Эллада и эгейские острова---одиннадцатый век узнаётся повсюду, и повсюду столичная школа с любовью и почтением впитывает местные традиции.

Попробую наглядно объяснить место и значение Дафни в искусстве империи.

Сто тринадцать лет иконоборчества оставили страшные следы в истории искусства, но после них наступил взлёт, закономерный и долгожданный. Даже не взлёт. Представьте себе человека, пережившего тяжкую болезнь и наконец встающего с постели. Тело ещё не совсем его слушается, но в каждом движении---пусть даже неуклюжем, излишне размашистом---живёт восторг, счастье движения. Таким счастьем пронизано македонское искусство послеиконоборческого времени. Вспомните мозаики Софии Солунской, их звучные краски, их радостную пластику при некоторой сбивчивости рисунка. Ожившее искусство вставало на ноги...Теперь представьте, что выздоравливающий человек уже уверенно передвигается, тело ему послушно, но всё же его движения несколько скованны, ему ещё недостаёт сил и уверенности, и восторг уступил место привычке; но силы возвращаются, они уже проступают в манере держаться. Таковы мозаики Осиос Лукас и Неа Мони---строгие, чуть скованные, полные сдержанной силы и всё же слегка неуверенные...

Дафни---это не первые шаги выздоравливающего; это сила, грация и красота человека здорового, полного кипучей силы и вдохновения.

Впрочем, я опять заболталась. Своими глазами вы лучше увидите, что к чему; а так как надлежащая присказка уже затянулась, можно переходить к тому, ради чего разговор и затевался.

О сценах страстного цикла, находящихся в нартексе, я уже упоминала. Теперь речь пойдёт о Входе во Иерусалим, Распятии, Воскресении и Уверении Фомы.  

В северном рукаве, под несохранившейся сценой Воскрешения Лазаря, помещён Вход во Иерусалим. Торжественная и радостная сцена, открывающая страстной цикл и уже поэтому содержащая сдержанную тревогу; прообраз Второго Пришествия.

[542x699]

[699x563]

Существует два извода изображения Господа: в одном Он отворачивает лик от города, где крики "Осанна!" вскоре сменит вопль "Распни Его!"; реже, как в данном случае, благословляет народ, не глядя на апостолов. Не случайно из учеников изображены только двое---Петр и Иоанн; горожанам и детям с пальмовыми ветвями уделено гораздо больше внимания (а пальма---это не только "пальма первенства", знак мужества и победы, это ещё и "пальма мученичества"---то же самое, но несколько трагичнее) 

Из любви к ослам надо сказать следующее.  После того, как один из них ввёз Господа во Иерусалим, большинство ослов носят на спине отметину в виде креста; вот почему бить их палкой у многих народов считается тяжким грехом!

Против Входа во Иерусалим помещено Распятие.

Сцена мощнейшая, решённая донельзя просто; она невероятно хороша по рисунку, пластике, завязке.

Кстати, до Вселенского собора 692 года Распятие изображать вообще не дерзали (и я очень хорошо понимаю художников, у которых рука не поднималась на такое дело). Изображали ветхозаветные сюжеты: Жертвоприношение Авраама, Даниила со львами, в крайнем случае---Крест с агнцем у подножия. Когда же традиция изображения Распятия утвердилась, иконография стала усложняться не по дням, а по часам. Дафнийская мозаика---одна из очень немногих, где задействованы всего три образа (не считая несохранившихся фигур ангелов, закрывающих лица, и черепа Адама, совершенно по-человечески взирающего на происходящее). 

Убеждать вас, что дафнийское Распятие---вершина, до которой мировое искусство не поднималось ни дотоле, ни после, не буду. Незачем.  

[594x699]

Просто сравните эту мозаику с любым католическим распятием---где тело провисает, изгибаясь в предсмертной агонии, где из скрещенных ступней хлещет кровь, где страдание подчёркивается настолько, что выглядит отталкивающе. В православном храме не место ничему ужасающему или уродливому; и эта сдержанность в изображении величайшей муки производит куда более сильное впечатление. Прекрасное должно быть величаво...

И вторая вершина, после которой для меня померкли и итальянский Ренессанс, и почти весь классицизм (ну, может, кроме Александра Иванова), а красота античности воспринимается как бледное предисловие.

Сошествие во ад.

Тут я умолкаю. Описывать это так же сложно, как само чудо Воскресения. Скажу только, что весь долгий разговор о Дафни затевался ради того, чтобы показать честным людям именно это сокровище.

[488x699]

Напротив Воскресения в южном рукаве находится Уверение Фомы. Впрочем, тут уместнее греческое название "При дверях затворенных"

[438x600]

Иконография этой сцены сложилась довольно рано и сильных изменений не претерпевала. Да и чему тут меняться? Это тихий праздник надежды. Надежды на то, что Господь приходит к нам не только широко открытыми вратами Воскресения, с триумфом, но и сквозь затворённые двери наших сердец, сквозь неверие и уныние, спокойно и нежданно. Не случайно слова апостола Фомы, сказанные при этом явлении---"Господь мой и Бог мой"---расцениваются как одно из самых глубоких и прекрасных откровений; фраза эта гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, это признание Господа не просто Сыном Божиим, но Вторым лицом Святой Троицы. 

И последний сюжет, о котором я до сих пор не упоминала, поскольку в праздничном ряду он стоит несколько особняком. Успение Богородицы. Праздник, который часто называют второй Пасхой.

Эта сцена входит в ряд праздников, расположена она над выходом из храма. А особенность её в том, что именно Успению посвящён и храм, и монастырь. Значение она имела исключительное. Несомненно, эту сцену исполняли те же мастера, что создали Распятие и Воскресение. Остаётся только пожалеть о том, что  прекрасная мозаика так плохо сохранилась; но и сохранившаяся часть даёт представление о простоте иконографического решения и красоте рисунка и композиции.      [показать]

[509x699]

Ну вот, знакомство с праздничным кругом состоялось. Но, поскольку я поставила себе задачу собрать воедино всё, что удаётся найти о дафнийских мозаиках, ещё пара бесед нам предстоит. Не пугайтесь---беседы эти будут уже не столь длинными...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (25):
St-Eugene 02-02-2010-15:38 удалить
Мне кажется что такие вещи нужно смотреть (воспринимать) только на стенах храма. Картинка без комментариев не производит впечатления чего-то сверх естественного. А вот когда это в натуральную величину да еще и у тебя над головой... это Ах! Завораживает.
Росида 02-02-2010-16:01 удалить
Ответ на комментарий St-Eugene # Дорого бы я дала, чтобы увидеть это живьём над головой. Но я хорошо помню, какое впечатление на меня произвели репродукции дафнийских мозаик в миллетовском альбоме (чёрно-белые, снятые до реставрации и расчистки; многие сцены тогда выглядели значительно хуже; альбом вдобавок был на французском, коего не разумею, и за комментариями пришлось лезть к Лазареву, коего недолюбливаю). Можно сказать, что с того момента я училась не столько в Академии, сколько у византийцев (а добрый профессор до сих пор думает, что это его стараниями у меня прорезалось чувство пластики...)
Хорошо пишешь - эмоционально...
Очень, кстати, узнаваемо проявление этих мозаик в твоих иконах.
Росида 02-02-2010-20:34 удалить
Ответ на комментарий Ольга_из_Орла # Дык...стараюсь!
olshananaeva 02-02-2010-21:13 удалить
Спасибо снова, но мне кажется, что великое византийское искусство не требует для своего возвышения традиционного подпинывания католического. Пьяты Микеланджело - прекрасны. И не только они.
Росида 02-02-2010-23:53 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Командор, я машинально!:) знали бы Вы, сколько раз меня доставали разговорами про "первобытное искусство" православной иконописи...
olshananaeva 03-02-2010-10:30 удалить
Господи, неужели?! Западные христиане изучают и любят восточную иконопись, а местные невежи - повторяют первобытные глупости... Надеюсь, эти сарматы не в Мухе?
olshananaeva 03-02-2010-10:33 удалить
Росида, я искренне считаю, что Дионисий - равен. И в отношении Распятия - в первую очередь. Равные, но разные.
Росида 03-02-2010-11:42 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Страшно сказать---такие скифы водятся даже в Репе (хотя, к счастью, там их немного---зато среди них есть преподаватель иконографии) Чаще всего так говорят мирные обыватели. Тяжёлое наследие старого режима---при совке народу не объясняли, что такое Византия, даже древнерусскому искусству уделяли больше внимания из патриотических чувств ("несмотря на религиозный сюжет, художник сумел показать в образе богоматери большую человечность, чувства скорби и любви")
olshananaeva 03-02-2010-11:46 удалить
Ответ на комментарий Росида # Кошмар. Как все запущено. Прямо как наши кафедры философии.
Росида 03-02-2010-11:47 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Застряла я в своём комниновском классицизме:)Каюсь, Дионисий у меня восторга не вызывает (уважение---да, но не больше)---возможно, потому, что слишком он в моде.
olshananaeva 03-02-2010-11:48 удалить
Ответ на комментарий Росида # А я, будучи далека о знания мод, тихо радуюсь в своем раю для дилетантов. :)
olshananaeva 03-02-2010-11:59 удалить
Росида, мне кажется, инок Григорий (Круг) очень удачно написал Сошествие во ад - как размышление над Дафнийской мозаикой. Не спор - а вдумывание...Человеческий Лик Бога.

В изображениях Распятия меня более всего потрясают те, на которых Христос изображен с открытыми глазами.
А кто писал дивное Распятие в Казанском Соборе, новое? Он гениально это сделал...Христос (да, глаза закрыты, но это ничего не меняет в моем отношении) поддерживает мир руками, Он, мертвый, держит дланями мироздание - Великий Атлант, Сын Божий, Сын Марии, Матери земной, и взлетает - восходит к Отцу. Животворящее мертвое Тело...Удивительная гармония Луки и Иоанна.
Росида 03-02-2010-23:18 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # А Вы думали, Акамедия на другой планете построена?
olshananaeva 03-02-2010-23:35 удалить
Ответ на комментарий Росида # Я думала, что художники не так идеологизированы, как марксисты-ленинисты-философы:)
Росида 03-02-2010-23:37 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Инок Григорий действительно удачно описал "Сошествие во ад"---правда, не дафнийское. И самая точная фраза---"Солнце, сошедшее в преисподнюю". У меня просто язык отнимается, иначе бы написала по странице о каждой фигуре.
В Дафни, например, фигуру Господа не окружает мандорла---зато одеяние, щедро покрытое золотым ассистом, просто растворяется в свете; действительно, Солнце мира. Другая особенность в том, что Господь не стоит на поверженных вратах, а шествует по ним, и под Его ногами ад рушится; а фигура Поверженного, которая так редко встречается---почти благообразная, поверженная и не сдающаяся, тянущая руки к Адаму; я знаю эту мозаику наизусть до последней тесерочки, и всё равно сказать мне нечего.
olshananaeva 03-02-2010-23:38 удалить
Ответ на комментарий Росида # Понимаю Вас - что "сказать нечего". Я про Круга не писателя - а иконописца. Есть у него такое Сошествие во ад. Русское- русское и очень человечное. Теплое.
Росида 03-02-2010-23:48 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Если бы! не так уж всё и изменилось после совка. Особенно жаль, что никуда не делась идеология змеюшника...
Росида 04-02-2010-00:21 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Ой. А вот такого не нашла. Поищу...
olshananaeva 04-02-2010-10:44 удалить
Ответ на комментарий Росида # Я найду и пришлю Вам! :)
olshananaeva 04-02-2010-10:45 удалить
Ответ на комментарий Росида # Змеюшник, или, более возвышенно, серпентарий - это явление повсеместное и неизживаемое!
04-02-2010-23:38 удалить
<<где из скрещенных ступней хлещет кровь, где страдание подчёркивается настолько, что выглядит отталкивающе>>

Росида, а разве здесь кровь не течет двумя спиральными ручьями из ступней Христа, и не хлещет фонтаном из прободенного лёгкого?
Ответ на комментарий Росида # О!У меня - тоже! Нет, хорошее мы берём у него, конечно, но греки - круче - это моё мнение!
Росида 10-02-2010-00:24 удалить
Ответ на комментарий Ольга_из_Орла # Ну...круче---это не из нашего лексикона. Тут вопрос любви, приязни, вкуса. Ну и знания тоже. Дионисий потому и в моде, что его хорошо издавали даже при совке; ну и косить под него легко...
Каждому своё. У меня приятель прожил лето в Ферапонтове, вернулся---аж светился от восторга. И его можно понять.


Комментарии (25): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дафнийский монастырь. Разговор третий. | Росида - Дневник Росида | Лента друзей Росида / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»