• Авторизация


Дафнийский монастырь. Разговор второй 26-01-2010 01:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Поговорим теперь о мозаиках основного объёма храма---а точнее, о праздничном цикле.

Праздничный цикл занимает в храме, по традиции, место на стенах, в данном случае на верхних частях стен (мозаика---не икона, рассчитана на дальнее восприятие; общаться с ней необходимо, глядя снизу верх, как молящемуся и положено). Почему---тема для отдельной беседы.  

Технология правильной укладки сложна настолько, что сейчас ею не пользуются. В России знают пришедшую с запада флорентийскую мозаику---зайдите, кому по дороге, в Исаакий, и оцените. Флорентийская мозаика гладкая, в идеале щелей между частицами быть не должно; она точно имитирует масляную живопись, отличаясь от неё только сложностью исполнения и долговечностью, но наследует её главный недостаток: гладкую неживую блестящую поверхность. В византийской мозаике каждая тесерочка имеет свой голос, каждая уложена под своим углом, за счёт чего обретает свой оттенок, поверхность бликует значительно меньше, её удобно воспринимать с любой точки. Укладка тесер подчёркивает красоту рисунка, следуя за линией, тогда как во флорентийской мозаике смальту укладывают ровно и равнодушно, не следуя за изображением. Фактура  византийской мозаики живая, что особенно важно для православного храма; в старину прямых линий и идеально ровных поверхностей избегали как чумы; храм, подобно человеческому телу, геометрии не терпел. Съездите в Старую Ладогу, взгляните на очень характерный храм византийской постройки---церковь св. Георгия. Он точно из глины руками слеплен; его стены кажутся тёплыми даже издали, к ним хочется прижаться щекой---за счёт неровной фактуры и тёплого оттенка штукатурки. Ни в одном греческом храме, несмотря на мраморные панели и кажущуюся строгость архитектуры, вы не найдёте евроремонта. Все линии дышат...

И последнее о технике мозаики. В наше время прямым набором практически никто не владеет. Со времён Ломоносова используется обратный набор: мозаику набирают без закрепления, потом закрепляют, переворачивают, заливают раствором, сушат, переворачивают, чистят и крепят к стене. Долго, но большого мастерства не требуется. Византийцы не могли себе позволить такую роскошь, тем более, что на вогнутых поверхностях обратный набор не годится. Изображение набиралось прямо на стене, тесера за тесерой; работали быстро и виртуозно; тут была возможность поиграть фактурой, оценить роль освещения...

Заболтались...Ничего, это присказка, сказка впереди. Поговорим о праздниках.     [619x699]

Начинается круг праздников с верхнего яруса северного рукава сценой Рождества Богородицы; два следующих праздника---Благовещение и Рождество Христово---вынесены в тромпы (угловые вогнутые ниши)---северо- и юго-восточный; оттуда рассказ снова переходит в верхний ярус, уже южного рукава---Поклонение волхвов и Сретение; снова два тромпа---юго- и северо-западный, снова две сцены исключительного значения---Крещение и Преображение; и последняя сцена верхнего уровня---Воскрешение Лазаря в северном рукаве. Отсюда линия повествования переходит в нижний ярус: в северном рукаве под Воскрешением Лазаря---Вход во Иерусалим, под Рождеством Богородицы---Распятие; и две последние сцены---Воскресение и Уверение Фомы---в южном рукаве.

Запутались?! тогда представьте, что вы медленно обходите храм по ходу солнца, сначала не очень высоко поднимая голову; не заглядывая  в алтарь, не поднимая глаз к мозаикам купола---успеем ещё. Итак, северный рукав, Рождество Богородицы.

Редкий случай, когда мне---мне!---нечего сказать.   

 

[607x699]

Два следующих сюжета---Благовещение и Рождество Христово---не выходя из круга праздничных сцен, занимают особое место. Для того, чтобы их оценить, нужно выйти на середину храма. Купол держится на четырёх сценах---Благовещении, Рождестве, Крещении и Преображении. Опорные сцены праздничного цикла...И, хотя чаще всего Богоявлением называют один из этих праздников, Крещение, к любому из четырёх подходит название---Теофания. Суть у них одна: отворяются небеса и свет нисходит на землю.

Благовещение в Дафни поражает простотой и чистотой. Никакой архитектуры, никакого позёма. Это единственная сцена, целиком данная на золотом фоне, фигуры плавают в сплошном свете (при том, что обычно на иконах Благовещение даётся на фоне архитектуры, со множеством многозначительных подробностей, с фигурами свидетелей чуда, очень часто палаты покрывает завеса---образ той завесы, для которой пряла пурпур Владычица, той завесы, что разорвалась пополам в Великую пятницу). Дафнийское Благовещение просто не нуждается в подробностях и деталях, главное здесь---свет. Из русских икон именно к этой мозаике восходит Устюжское Благовещение---такое же прекрасное и простое.  

[показать] [показать]

                                          

  

[показать] 

Следующая сцена---Рождество Христово. В ней, наоборот, огромную роль играет каждая деталь---редкой красоты пейзаж, отблески золота на горах, зеленеющие юные дерева, каменные ясли, по форме напоминающие гроб (в сцене Рождества уже звучит предвестие Голгофы, погребения и Воскресения---когда доберёмся до сцены Сошествия во ад, вспомните эту каменную колыбель, она отчётливо рифмуется с отверзшимися гробами пророков и праведников; а младенческие пелёнки рифмуются с погребальными пеленами)

[700x465]

[700x580] [показать]

[показать]

И невозможно не сказать слова о лике Богородицы. Нигде больше не встречался мне образ, полный такого величия и достоинства; нигде не видела я фигур с таким благородством в повороте головы, в осанке, во взгляде; нигде Она так не напоминает отдыхающую львицу. И то, что Она, отворачивая лик от Младенца, следит за ним взглядом, закреплено в иконографии---смирение перед Господом и нежность к Сыну.

Два слова и о животных, греющих Младенца дыханием. Ведь твари эти---образ Ветхого  и Нового завета, или, по другой версии, народов---иудейского и языческого, которые последуют за Спасителем.  

Переходим в южный рукав. Обычно южную часть храма занимает Рождество; но, поскольку в Дафни Рождество вынесено в центральную часть, на стене южного рукава появляется Поклонение волхвов. Его не часто выделяют в отдельную сцену, чаще включают в изображение Рождества, но Дафни---особый случай.

[646x698]

Кстати, знаете, что представляли собой первые рождественские подарки? Золото---это дань Царю; ладан---дар Архиерею; а смирна...смирной умащали тело перед погребением.

Сретение (как и Воскрешение Лазаря) сильно разрушено; поэтому возвращаемся под купол. В юго-западном тромпе---Крещение, в северо-западном---Преображение.

[535x699]

Именно за Крещением закрепилось название, общее поначалу для нескольких праздников---Богоявление, или Теофания. Явление Троицы. Тройной луч присутствует во всех трёх опорных сценах, возможно, был он и в сцене Благовещения---верхняя часть её разрушена; может быть, и не случайно, что только на этой мозаике сохранилась и длань Бога Отца, и изображение Духа, сходящего на Сына в виде голубином. Увы, почти не сохранилась фигура, олицетворяющая реку Иордан.  

[675x600]

 

 

[571x663] [показать]

[показать] [показать]

[показать]

Если Богоявление---зримое проявление Святой Троицы (глас Отца; Дух, сходящий на Сына в виде голубя), то Преображение---явление Царствия Небесного. Западная традиция, кстати, довольно долго этот праздник не воспринимала.

Апостолам было обещано, что никто из них не умрёт, доколе не увидят Царствия Небесного---Его они и увидели. И глубже всех воспринял увиденное Иоанн Богослов---потому и изображают его закрывающим лицо; вынести это видение человеку невозможно. Господь явился таким, каким явится при Втором пришествии; в белом одеянии, излучающем свет (поэтому одежды Его изображаются лишёнными светотени); явился, соединяя два завета---Ветхий и Новый. Моисей в сцене Преображения изображается юным, как тогда, когда увидел Неопалимую купину; Илия---седым, как в момент огненного восхождения.     

 На этом пока разговор заканчивается; о страстном цикле поговорим в следующий раз. Вроде обещала не растекаться мышью по древу, а болтовни выходит немало. Потому обращаюсь ко всем читающим: если у кого-то есть жалобы и предложения, не молчите! народ у меня на ПЧельнике грамотный, возможно, кому-то и объяснений не требуется...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (28):
olshananaeva 26-01-2010-08:52 удалить
Спасибо за Вашу щедрость!
А восточная традиция долго не воспринимала праздник Рождества :)
ZnichKa 26-01-2010-16:59 удалить
Спасибо, жду продолжения!
И не отказывайте себе ни в чем, особенно в подробностях, они-то как раз - интереснее всего)
Если мысью - не нравится, можно же еще срымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы)))
26-01-2010-22:54 удалить
Вот опять я навязчиво хочу узнать время создания мозаик, извините.
Росида 26-01-2010-23:02 удалить
Ответ на комментарий # Оно не изменилось с моего прошлого ответа. Одиннадцатый век.:))
Росида 26-01-2010-23:03 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Не...вълкомъ, орломъ---это уже мания величия. Вот мысью по древу---это про меня...
Росида 26-01-2010-23:05 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Зато теперь именно в день Преображения по старому календарю на вершину Фавора опускается облако. Очень нужная нам, палеоимерологитам, поддержка.
Спасибо, Ирин! очень интересно
"в старину прямых линий и идеально ровных поверхностей избегали как чумы; храм, подобно человеческому телу, геометрии не терпел" - это немногие сейчас понимают.
Мозаики знакомые - вразнобой в разных альбомах встречались, но как-то не сопоставляла названия и не отдавала себе отчёта, что все они собраны в одном храме.
И про тонкости различия мозаик - тоже совершенно новое для меня...
27-01-2010-12:02 удалить
Росида, ай прошу прощения, совсем невнимательный стал, не разглядел прошлый ответ. 11 век это славно. Стало быть, они современники с нашими софийско-киевскими. А вдруг и мастера друг друга знали?
Росида 27-01-2010-12:12 удалить
Ответ на комментарий # Вряд ли; София чуть-чуть старше. А вот мастера Михаило-Златоверхого монастыря с дафнийскими мозаиками были знакомы. Художники друг друга знать могли---эпоха одна, да и руководили работой греческие специалисты.
ZnichKa 27-01-2010-12:15 удалить
Ой, как интересно... про мастеров :)
У них артели были - цеха? Как это всё было организовано?
Обучение, работа с донатором... Перемещения по миру...
Росида 27-01-2010-12:19 удалить
Ответ на комментарий Ольга_из_Орла # Увы, сколько сейчас храмов портят неумелым ремонтом, особенно если есть деньги...чисто как в метро---мрамор, позолота неуместная...Один храм Лужка-Строителя чего стоит. А сколько старых домов в Питере погубили! беда в том, что новоделы строят "по передовым технологиям", то есть опять мертвечина получается. Отучили у нас народ воспринимать храм как живое существо.
Росида 27-01-2010-23:00 удалить
Ответ на комментарий ZnichKa # Про мастеров обязательно расскажу подробнее. Думаю, в то время артели были организованы примерно также, как позже в России: знаменщик явно был один (хотя ему могла помогать вся артель); несколько мастеров, почерк которых различается; возможно, отдельный мастер личного письма (или набора); и, наконец, подсобную рабочую силу набирали на месте.
Что касается перемещений по миру---обязательно заведу об этом речь, если осилю материал по Старой Ладоге. Там работала чисто греческая команда. Вообще об этом стоит задуматься: люди, выросшие в тепле и роскоши южной природы, среди редких мозаик, книг и песнопений, окружённые с рождения красотой, познавшие все блага цивилизации---бросали всё и ехали на край света, через глухие леса, по страшным порожистым рекам, на северную новгородчину---в самое неподходящее для житья место, холодное и сырое, где суровая и грозная крепость периодически отбивала налёты варягов и чухонцев; и творили там невероятную красоту...Уму непостижимо.
ZnichKa 27-01-2010-23:05 удалить
Ответ на комментарий Росида # Так да... И вот на самом деле - интересно это очень, кроме всяких проблем комфортности - еще же проблемы организации были... Как-то заказчик и исполнитель друг друга находили.
Ответ на комментарий Росида # Да, вкус испортился в другую сторону...
складывается ощущение, что буду собирать цикл из ваших рассказах о храмах. понравилось всё, заберу к себе. спасибо!
Росида 01-02-2010-22:37 удалить
Ответ на комментарий записки_безумной_оптимистки # Да на здоровье!:)
03-02-2010-23:39 удалить
Ответ на комментарий Росида #
Исходное сообщение Росида
...люди, выросшие в тепле и роскоши южной природы, среди редких мозаик, книг и песнопений... бросали всё и ехали на край света... на северную новгородчину...Уму непостижимо.


Вот так вы, значит, на нашу Россию из греческих краев теперь смотрите? Ну, конечно, там тепло, там яблоки и виноград... А помните анекдот был: " Эх, бросить всё, да махнуть в Урюпинск?" Может и греки в 11 веке так же рассуждали среди высот и соблазнов своей цивилизации?
Росида 04-02-2010-00:40 удалить
Ответ на комментарий # Из каких греческих краёв?! из плохо отапливаемой питерской мастерской (за стеночкой---военный оркестр, над головой---начальство, которое в любую минуту может запрячь меня красить плинтуса, по коридору шастают гастарбайтеры---батареи меняют)...Самая что ни на есть византийская обстановка. Друзья-эллины звонят иногда и спрашивают, как я переношу такие немыслимые холода...
В Ладожской крепости мы с приятелями проходили практику; жили в бывшей колхозной бане, на чердаке в чулане, с дырой в кармане---было жутко забавно. Мы надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли...вот только цингой не болели. И ведь было весело, и работа была в радость---романтизм был какой-то нечеловеческий...так вот, именно там я и задумывалась о византийских мастерах, расписывавших Георгиевский собор---и, страшно сказать, понимала их. Вряд ли они с жиру бесились...такие же были одухотворённые романтики.
olshananaeva 04-02-2010-10:49 удалить
О, эта совковая ревнивая злоба на тех, "кто не с нами!" Греческие и прочие края! Как знакомо! И как смешно!
Росида 04-02-2010-11:49 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Да это я сама виновата...взяла иноязычный ник (только потому, что в русском языке все народы существительные, одни мы, русские, прилагательные---а тут такое приятное слово), пишу про всякие тёплые края...Сбиваю народ с толку...
"Не волнуйтесь---я не уехал; и не надейтесь---я не уеду!"
04-02-2010-23:25 удалить
olshananaeva,
О, эта ново-россиянская жертвенная любовь к тем, кто только с нами! Гиперборейские края! Как чуждо! И как грустно!
Но я, на самом деле, всего лишь хотел обратить внимание гг. искуствоведов на то, что люди перемещаются в пространстве вовсе не в поисках только большего удобства и красот внешне привычных. Тем более, мастера, явно связанные с духовным, а не светским искусством.

Росида, хочу заметить, что реки Русской (она же Восточно-Европейская) равнины отнюдь не порожистые. Путь в Новгород не обязательно пролегал через единственные днепровские пороги. А по сравнению с мелкими и каменистыми речушками Греции и даже Малой Азии, наши - так просто "моря разливанные".
Я думаю, что здесь в новокрещенной и божественно-дикой Руси 10 -12 вв. многие греки искали именно спасения от изысков цивилизации. И, Слава Богу, им это, кажется, удалось.
Впрочем, это заморочки не искусствоведческие.
olshananaeva 04-02-2010-23:32 удалить
Сергей_Былинин, это-то я-то новая русская богачка? Вот уж ржунимагуподстолом. И Гиперборейские края Вам на больное место наступили? Ах! Как некрасиво, некрасиво, дорогой мой, завидовать! Очень нехорошо! Тем более, "повторюшка- дядя Хрюшка".Придумайте нечто пооригинальнее, прошу Вас! Впрочем, желчь Вам не дает, видимо...
Росида 04-02-2010-23:58 удалить
Ответ на комментарий # Зато путь в Ладогу однозначно шёл по Волхову; а Волхов---река коварная и жестокая, имечко своё оправдывает, каждое лето берёт по десять жизней (и это после строительства плотин и электростанций, прикрывших волховские пороги)
Про духовную составляющую---согласна. Про бегство от изысков цивилизации---не очень.
Росида 05-02-2010-00:01 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Изумительную пару мы с Вами образуем: новорусская богачка и разомлевшая от тепла гречанка...
Паки и паки ржуподстолом.
olshananaeva 05-02-2010-08:28 удалить
Ответ на комментарий Росида # Да, вот до чего желчь-то доводит! Гален бы клизму однозначно прописал...


Комментарии (28): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дафнийский монастырь. Разговор второй | Росида - Дневник Росида | Лента друзей Росида / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»