Впечатления от посещения ГТГ на Крымском валу - огромные...
Как радуется сердце, когда переносишься из серого скучного дождливого городского пейзажа в родной мир русской природы на выставке, посвященной 150-летию Левитана... И в душе оживает поэзия Фета и Есенина, вспоминаются Тургенев и Паустовский...
Ходишь, смотришь и насмотреться не можешь: нежное восхищение, переполнявшее душу художника, излучает каждое полотно...
Ласковость и мягкость ничуть не означают слабости или хрупкости, нет, они могут естественно и свободно сочетаться не только со скромностью, но и с величием ("Золотая осень)", метафизической глубиной ("Над вечным покоем") русского пейзажа... Всё это давно известно, прочувствовано и изучено, но каждый раз испытываешь величайшее наслаждение, соприкасаясь с левитановскими картинами...
И вдруг в соседнем зале открываешь для себя совсем неизвестное имя - художницы Марианны Верёвкиной - и ощущаешь: впечатление-то её работы оставляют не меньшее! Они совсем другие: яркие насыщенные тона, резкие контрасты,
[400x304]
[500x395]
[500x367]
[399x300]
[260x320]
практически везде философский подтекст:
[640x477]
эта картина, например, "Стикс" называется. Посмотришь на неё, подумаешь немного - и всё ясно и понятно становится. И слов никаких не надо - про воздаяние, вечное спасение или вечную погибель...
А что это была за личность! Ученица И.Репина, она за ранние свои работы получила славу "русского Рембранта" (в этом можно убедиться, рассмотрев представленный на выставке портрет девушки в национальном костюме). Однако стала "повивальной бабкой авангардизма". Не могу сказать русского, потому что "своей" художницей её считают и немцы (имя Верёвкиной носит одна из престижных улиц Мюнхена), и жители Швейцарии... О творчестве и биографии художницы уже появилось много сведений в прессе и интернете:
http://www.russiskusstvo.ru/themes/artist/a709/,
http://www.gif.ru/afisha/2010-09-09-verevkina/
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1503569&NodesID=8,
http://www.proza.ru/2009/12/04/1325,
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=470328&cid=46,
http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100909_verevkina.html,
http://www.izvestia.ru/culture/article3145983/,
http://www.rg-rb.de/2007/51/fr_7.shtml,
http://www.rg-rb.de/2007/51/fr_7.sh
Художественная манера Верёвкиной считается близкой Э. Мунку, но в её работах не ощущается никакой мрачной безысходности, отчаяния, даже если они говорит о чем-то скорбном:
Эта картина называется "Брошенные"...
На выставке можно увидеть замечательный фильм, рассказывавющий о Марианне Верёвкиной,но её имя остается пока совершенно неизвестным в России. Между тем картины поражают даже специалистов Третьяковской галерии глубиной содержания и художественным совершенством. Увиденные воочию, они оставляют в душе глубокий след: осенний город в пасмурный день перестает восприниматься серым, начинаешь видеть, насколько ярки и насыщенны тона травы, последней листвы, обнажившихся веток деревьев... И Левитан, оказывается, тоже видел всегда в природе что-то подобное: