Венецианский карнавал - самый старинный из всех карнавалов планеты: первое упоминание о нем датируется 1094 годом. Тогда под масками жители города прятали лица целый месяц, и весь месяц позволяли себе головокружительные шалости и кровавые преступления, оставаясь при этом безнаказанными. В эпоху Ренессанса, когда венецианские карнавалы достигли своего наивысшего расцвета и наибольшего блеска, в бесчисленных игорных домах проигрывались баснословные состояния и неизвестные «маски» обманывали мужей и жен, ибо не совершить адюльтер в карнавальные ночи считалось просто моветоном. Богатство и бедность смешивались под масками - любой простолюдин мог рассчитывать на благосклонность принцессы, а вельможа мог запросто соблазнить цветочницу, чего в обычной жизни не случалось.
Пока богатая венецианская знать давала балы-маскарады в роскошных дворцах, простой люд куражился на улицах и площадях. На потеху публике собаки стравливались с быками, давали представления циркачи и дрессированные заморские хищники. Популярна была также игра в футбол: две команды, по 25 игроков в каждой, должны были завладеть мячом и бросить его на территорию противника. А поздним вечером, на воде, взрывался мириадами огней фейерверк.
В современной Италии карнавал длится две недели. За несколько дней до официального открытия карнавала в город съезжаются путешественники, а по улицам начинают ходить многолюдные процессии из оркестров и уличных театров: шествующие дурачатся, дуют в трубы и бьют в барабаны, орут песни, запускают петарды.
Открывается карнавал праздником Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. На площади Святого Марка устраиваются представления «Комедии дель Арте», и на благодарных зрителей обрушиваются тонны конфетти, а в небо запускаются тысячи воздушных шаров. Музыка и вино льются рекой. Завершается венецианский карнавал сожжением соломенного чучела, символизирующим прощание с зимой.
Изюминка современного карнавала - закрытые балы-маскарады для избранных в старинных венецианских дворцах, куда съезжаются богатые и знаменитые светские львы и львицы со всей планеты. Вход только по пригласительным билетам, за которые выкладывают по 300-500 евро и только в костюмах и масках. Иногда в приглашениях даже указывается, в каком стиле и какого времени должны быть костюмы. Самым популярным венецианским карнавальным костюмом считается баутта - белая атласная маска в сочетании с широким черным плащом и черной треугольной шляпой.
Главной, и самой любимой маской, ставшей символом Венеции, является
«BAUTТA» (БАУТТА)
Константин Могилевский "Казанова"
Этому строгому и зловещему образу отдавала предпочтение высшая аристократия. Жаловал его и Казанова. По сути, это маска смерти, сошедшая со средневековых миниатюр. Сам костюм состоит из чёрной мантии и треугольной шляпы.
Маска белого, реже чёрного цвета, прикрывает всё лицо, и имеет специально оттопыренную верхнюю "губу", которая приглушает и изменяет до неузнаваемости голос (!) Подбородок остаётся открытым.
Кроме того, устройство маски позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица.
Пьетро Лонги
Баутта не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть баутту - это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»
Одни считают, что название «баутта» созвучно немецкому «защищать, укрывать». Иногда эту маску называли «ЛЯРВОЙ», что и на латыни и на славянском означает «Призрак. Пришелец с того света».
А.Я.Головин "Баутта"
Пьетро Лонги "Вautta"
Пьетро Лонги "Вautta"
"Bautta olio e incisione su legno" 1953-55
И до сих дней Баута появляется на карнавале ближе к ночи. Она бесшумно, не вступая ни в какие разговоры, скользит вдоль парапетов каналов. Призрак из страны мёртвых - вот что такое венецианская БАУТТА.
См. также:
Маски... Маттачино
Маски... Ньяга
Маски... Моретта
Маски... Доктор чумы