Это цитата сообщения
Sergey1958 Оригинальное сообщениеКиев / Расставаясь с прежним ЦУМом...
Насколько известно, с февраля столичный ЦУМ прекращает свою работу. Здание закрывают на реконструкцию, которая может затянуться до 2014 года.
Частная фирма, которая теперь владеет популярнейшим киевским магазином (не секрет, что реальным хозяином ЦУМа стал донецкий миллиардер Ринат Ахметов) уверяет, что фасады здания не будут изменены и что речь идет об изменении внутренней структуры с возможной достройкой вглубь двора. Как-то оно будет на самом деле – поживем, увидим.
ЦУМ на открытке 1960-х гг
[464x640]
В дореволюционные годы на месте будущего храма торговли находился обычный доходный комплекс, сложившийся во второй половине XIX века на углу Крещатика и тогдашней ул.Фундуклеевской.
Начало ул.Фундуклеевской. С открытки начала ХХ в.
[640x372]
Некоторое время он принадлежал купчихе Амалии Шедель. Эта недвижимость была оформлена на ее имя мужем Адольфом Шеделем, который разбогател на финансовой авантюре. Сам он, однако, потом разорился, а супруга удержала записанное на нее имущество в своих руках... В 1894 году она продала угловой участок известному фабриканту кирпича, домовладельцу и городскому деятелю Якову Бернеру. Тот успешно эксплуатировал здания в центре города. Судя по количеству вывесок, в арендаторах не было недостатка.
Угол Крещатика и Фундуклеевской. Начало ХХ в.
[504x600]
Фабрикант умер в 1914-м, а у его преемников недвижимость отобрали в ходе советской национализации. Впрочем, классу-гегемону не удалось воспользоваться ценным комплексом в начале улицы, получившей уже название в честь Ленина. События Гражданской войны и пожары погубили многие старые дома. Разрушенной оказалась и застройка бывшей усадьбы Бернера.
Уже в мирное время руины решено было ликвидировать взрывом. Это было сделано крайне непродуманно, обитателей соседних домов заранее не предупредили. В результате после оглушительного «бабах!» многие здания на Крещатике и Ленина остались без оконных стекол...
Поначалу на освободившемся месте соорудили небольшую легкую постройку. Она была предназначена для буфета-столовой, где трудящимся готовили, согласно вывеске, «обіди і вечері».
Середина 1920-х гг.
[412x600]
А потом столовую переделали в экзотическое заведение – павильон-зверинец. Прохожие могли увидеть здесь разнообразных тварей: на рекламных стендах изображены крокодил, олень, обезьяна и т.п.
[600x416]
1930 г.
[600x296]
Однако к этому времени в Киеве широко развернулось новое строительство. Площадку на столь ответственном месте по Крещатику (носившему с 1923 года имя Вацлава Воровского) отвели под крупное офисное здание с торговыми помещениями. Проект его был выдержан в радикальной конструктивистской манере.
Проект начала 1930-х гг.
[497x640]
Строительство, на которое ассигновали около 2 миллионов тогдашних рублей, закипело. По ходу работ уточнили функцию: в новом здании должен был разместиться «Дом книги».
Строительство здания. Начало 1930-х гг.
[600x422]
Но еще не начались отделочные работы, как отношение властей к проекту резко изменилось. Конструктивизм вышел из моды, его приверженцев объявили «буржуазными формалистами». Заканчивать строительство в предположенном виде посчитали невозможным.
Архитектор Николай Холостенко, один из авторов ошельмованного проекта, пытался спасти положение, «переодевая» здание в новый, более «традиционный» декор.
Вариант измененного проекта. 1934 г.
[394x640]
Руководство, однако, распорядилось иначе. Не считаясь с затратами, было велено попросту разобрать все, что уже к тому времени построено, – из чистых «идейно-художественных» соображений.
Взамен этого решили строить крупный торговый центр. Выбирая для него авторов проекта, остановились на москвичах – сотрудниках 2-й государственной проектной мастерской Моссовета. Они в 1935 году подготовили два варианта решения будущего универмага.
1-й вариант.
[600x347]
2-й вариант.
[485x600]
Между прочим, с их именами получилась путаница. В 1935 году писали об авторстве В. Фидмана и М. Манусова. Потом стали называть имена сотрудников той же мастерской Д. Фридмана и Л. Мецояна (варианты: Мицоян, Мнцоян). По-видимому, с этой нестыковкой придется еще разбираться; покамест могу лишь сказать, что в Москве в ту пору работали как Владимир Фидман, так и Даниил Фридман, а вот упоминаний о Манусове и Мецояне (со всеми вариациями) я покамест не встречал... Ну, зато никто не путает имя руководителя 2-й мастерской Моссовета, который, вероятно, курировал проектирование универмага – одного из ведущих советских зодчих Алексея Щусева, автора Мавзолея на Красной площади в Москве.
Алексей Щусев.
[337x450]
Как видно из приведенных проектов, предполагались протяженные фасады как по улице Ленина, так и по Воровского (Крещатику). Но тут возникла проблема. Оказалось, что снести сравнительно небольшие дома по соседству с имеющимся участком по каким-то ведомственным причинам не удается (в одном из них была типография Наркомтяжпрома). И проект пришлось переделать с укороченным крещатицким крылом. Так и начали строить в 1936-м.
Строительство, 1936 г.
[600x463]
Попутно откорректировали образ фасада, и на рубеже 1938–1939 года новый универмаг был вполне готов. Его объем в тогдашнем виде существенно уступал нынешнему, однако надо подчеркнуть, что на Крещатике в то время уже действовал другой универмаг – на углу четной стороны Лютеранской (не сохранился). Они как бы дополняли друг друга.
Внешний облик нового торгового центра, подчиненного Наркомату торговли СССР, был лаконичен и функционален, но не настолько «оголен», как в пору конструктивизма. Его украшали разнообразные детали – особые «граненые» оконные проемы, изящные фонари, ступенчатое венчание угла... Оформление двух верхних технических этажей вызывало ассоциацию с Дворцом дожей в Венеции. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что в облике нового универмага на Крещатике проявились мотивы позднего ар-деко – модного в довоенной Европе стилевого направления, ностальгирующего по былой красоте и роскоши.
Крещатик в 1941 г.
[600x412]
Новый универмаг оказался в достаточной мере востребованным. Он был рассчитан на ежедневное посещение 15 тысяч покупателей.
Крещатик на третий день оккупации Киева, 1941.
[700x432]
Но вот грянула война – и в сентябре 1941 года Крещатик запылал. Взрывы в Киеве. Сентябрь 1941 г.
[600x349]
Пламя добралось и до универмага – но его стены, по счастью, устояли. Сразу после освобождения города он возвышался над грудами руин, зияя выбитыми стеклами. Любопытно, что эмблема Наркомата торговли – НКТ СССР – на его фасаде провисела всю оккупацию.
Возле здания универмага разгребали завалы.
[390x600]
Мимо него в 1944-м прогнали колонну пленных.
[389x600]
Перед ним проходили послевоенные парады и демонстрации. Военный парад 7 ноября 1949 г.
[600x355]
Здание отремонтировали, в 1950-е годы универмаг на Крещатике успешно работал.
Реклама 1950-х гг.
[361x600]
Между тем возведение нового Крещатика близилось к завершению – и встал вопрос о расширении торгового центра. Ведь соседние здания, помешавшие его полноценному строительству в 1930-е годы, уже не существовали.
Соответствующая реконструкция универмага, который в то время уже называли Центральным, прошла в 1958–1960 годах (архитекторы Игорь Гомоляка, Вадим Жога, Александр Малиновский).
Реконструкция ЦУМа. Конец 1950-х гг.
[600x388]
Пристройка полностью повторила форму окон торговых залов. Сразу после ее осуществления еще можно было отличить исходную часть от пристроенной – по оформлению верхних технических этажей.
ЦУМ и Крещатик в 1961 г.
[700x400]
Но затем прошли дополнительные работы, и все фасады технических этажей получили единое оформление, со светлой облицовкой, роднящей ЦУМ с другими зданиями послевоенного Крещатика. Таким мы его видим по сей день.
[600x442]
Можно вспомнить еще об эскалаторах с этажа на этаж – насколько известно, первых в Украине, о завораживавших разнообразием и изобретательностью витринах ЦУМа... В 1985 году к празднику 8 Марта был закончен капремонт, после которого преобразились торговые помещения: если раньше покупатели были отделены прилавками от товаров и продавцов, то теперь появились обширные залы для самообслуживания.
А что будет после нынешней реконструкции? Сохранятся ли хоть и «совковые», но выразительные детали внутреннего убранства?
[444x600]
А главное – сохранится ли «демократичность» прежнего ЦУМа, предлагавшего немалый выбор, в том числе и достаточное количество украинских товаров по умеренным ценам? Или будет иначе: внизу – продуктовый супермаркет какого-нибудь «сельпо» или «кишени», а выше – бутики, бутики, бутики...
Могу только повторить еще раз: поживем, увидим...
(c) Михаил Кальницкий
http://mik-kiev.livejournal.com