Это цитата сообщения
Sergey1958 Оригинальное сообщениеХроника оккупационного Киева, 1941-1943 / Гастарбайтеры - начало облав, 8-15 января 1942
[показать]8 января. Киевский генерал-комиссар огласил о применении суровых мер наказания для особ, саботирующих приказ про обязательную трудовую повинность [Киевщина в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945. Сб. документов. – К., 1963].
Из показаний главврача Кирилловской больницы М. Танцюры: «На территории больницы появился отряд вооруженных немцев и машина. Машина подъехала к отделению, в нее вталкивали психически больных, машина закрывалась, включался какой-то мотор, и больные погибали. Объяснили, что когда машина начинает работать, выделяется газ СО и отравляет находящихся в ней людей...
Таким образом, одна машина пошла и взяла этих больных, вторая машина не смогла передвигаться, так как были снежные заносы. С этой машины сбрасывались трупы отравленных в клуб [имеется в виду помещение больничного клуба] как дрова. На следующий день приезжала грузовая машина, забирала эти трупы и отвозила в лес в общую яму. Таким образом было уничтожено 300 чел. больных, но это еще был не конец, больные еще оставались» [ДА СБУ, ф.5, спр.55 663, т.20, арк. 92-93].
10 января. В Бабьем Яру расстреляно более полусотни матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. Мороз был -37°, а моряки шли на расстрел босые, в разорванных тельняшках на теле виднелись синяки, но держались гордо и пели песни «Раскинулось море широко» и «Варяга». Руки у них были связаны колючей проволокой [ДА СБУ, ф.7, оп.8, спр.1, т.1, арк.196-197]. Наблюдая эту кровавую трагедию, подпольщица Тамара Белян записала в своем дневнике: "Никто ещё так гордо не шел по улицам Киева при немцах, как шли на казнь киевские матросы". Позднее еще одну группу отвели в сторону Сырецкого лагеря, где находился противотанковый ров и расстреляли [ДА СБУ, ф.7, оп.8, спр.1, т.1, арк.173].
Правительством Германии принята директива, дающая неограниченные права организациям по использованию рабочей силы. Подчеркивалась необходимость увеличения объемов вербовки мужчин для нужд военного и промышленного комплекса, сельского хозяйства [Советская Украина в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг., Том 1. – К., 1985].
По всей территории генерального губернаторства начался перепись поголовья скота [«Голос Днiпра» (Херсон). - 1942. - Ч.8. - 10 сiчня].
11 января. Через газету «Нове українське слово» к киевлянам обратился генеральный комиссар округа «Киев» Хельмут Квитцрау: «Украинские мужчины и женщины! Германия предоставляет вам возможность для полезной и хорошо оплачиваемой работы… Во время переезда вы будете получать хорошее снабжение, кроме того, в Киеве, Здолбунове и Перемышле - горячую пищу.
В Германии вы будете хорошо обеспечены и найдете хорошие жилищные условия. Плата также будет хорошей: вы будете получать деньги по тарифу и производительности труда.
О ваших семьях будут заботиться все время, пока вы будете работать в Германии. Рабочие и работницы всех профессий - предпочтительно металлисты в возрасте от 17 до 50 лет, добровольно желающие поехать в Германию, должны объявиться на бирже труда в Киеве ежедневно с 8 до 15 часов» [«Нове українське слово» - 1942, 11 января].
В том же номере газеты был опубликован приказ: «В соответствии с приказом фюрера от 21.3.1942 г. «О защите военного хозяйства Германии», все бездетные женщины Киева в возрасте от 16 до 45 лет и те, у кого дети старше 16 лет, обязаны явиться в школу № 1 по улице Некрасовской, 2 с 8.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00 на регистрацию для отправки на работу в Германию, начиная с понедельника, 12 октября 1942 г. Штадткомиссар Киева И. Реденбахер, зондерфюрер».
Многие безработные киевляне были вынуждены срочно искать работу, чтобы их не увезли в Германию. «Поначалу я прятался во время облав, а потом знакомые помогли устроиться на железную дорогу, и меня перестали трогать», - рассказывает Г. Замыхайлов. «Полицаи ловили всех, кто был на улице, без разбору, везли на сборный пункт на Львовской, а оттуда отправляли в Германию. Меня один раз тоже поймали. Я помню, что спросил, мол, дяденька, что я буду делать в Германии. А он мне ответил, что свиней пасти. Потом мне удалось сбежать», - вспоминает пенсионерка Вера Васильевна. Клавдия Лашук тоже «попадалась»: «Я пошла прогуляться на Евбазе. В это время облава. Меня с другими людьми загнали в крытую машину. Среди всех я оказалась самой маленькой. Привезли нас, как я узнала позже, в только построенный лагерь для советских военнопленных в Новой Дарнице. Пахло свежеспиленной сосной. Везде ходили часовые. Два дня мы убирали на стройке. Ночевали тут же, на полу. Нас не кормили. Надсмотрщики ничего не объясняли, только подгоняли и покрикивали. Во вторую ночь услышала рядом шепот: «Как совсем стемнеет, уходим». Женщины прошли незамеченными. За ними я».
12 января. Рейхскомиссар Украины Э. Кох издал директиву всем генерал- и гебитскомиссарам про условия открытия начальных школ. Обучению подлегали дети до 11 лет, но школы разрешалось открывать при соблюдении определенных условий. В частности, при наличии топлива для отопления, отсутствии опасности распространения инфекционных заболеваний, наличии достаточного количества благонадежных преподавательских сил и др. Вводился украинский язык обучения. Запрещалось использовать советские учебники, пособия, планы и программы [Німецько-фашистський окупаційний режим на Україні: Збірник документів і матеріалів. – К., 1963]. Особое внимание уделялось наличию портретов Гитлера и нацистской символики, а также уровню преподавания немецкого языка.
15 января. Рейхсминистр восточных областей А. Розенберг подписал указ про новый земельный порядок в Украине, по которому было решено сохранить большие сельскохозяйственные объединения, переименовать колхозы и совхозы в «общественные хозяйства» и «государственные владения» во главе с управляющими и старостами [«Дзвiн». - Бiла Церква. 1942, 15 марта].
В газ. «Нове українське слово» опубликовано сообщение: «Для составления и исполнения проектов новых церковных помещений, а также ремонта старых основано первое братство св. Андрея Первозванного. Общество будет обслуживать парафии автокефальной церкви».
(с)
http://borisfen70.livejournal.com