Пожалуй, самая ценная идея книги в том, что культурные различия сформировались как некоторые отличительные признаки для разных слоев населения Америки, где условно все люди равны. Английские аристократы, немецкие бюргеры, индийская кастовая система - всего это не было в Америке. Но желание идентифицировать себя с какой-то социальной группой - якобы заложено в человеке - поэтому культурные внешние признаки очень хорошо вписались в такую систему. Как будто не культура отражает групповое сознание, а она сама и создает группы. Собственно, на этом сейчас построен весь брендинг. "Мы похожи, потому что читаем одно и то же, а не потому, что учимся в одном колледже". Как-то так...
Собственно про маркетинг культуры в книге не так уж и много. И уж тем более никаких практических выкладок. Про культуру маркетинга - куда больше. В целом книга похожа на все американские гуманитарные журналистские исследования. Море примеров, которые кажутся значимыми для описываемого явления. А мысль - как правило одна. Либо один инструмент анализа. Как правило, доказываются или очевидные вещи, или довольно спорные. Корпускулярно-волновой дуализм не учитывается автором. И явление ведет себя как волна. Ну или как частица. Зависит от того, как удобно исследователю. Что порождает множество убедительных и даже доказанных весьма любопытных теорий. Которые рассыпаются, если повернуть монету другой стороной.
Так что принимать за абсолют выкладки Сибрука точно не стоит. Но как один из взглядов на вопрос - весьма интересен. Правда, можно было и покороче. Но он очень старался. Ведь десять примеров - это уже доказательство, в отличие от пяти.
Особый интерес будет представлять книга для тех, кто интересуется отдельными явлениями культуры американского общества, например, историей смены главных редакторов культового "Нью-Йоркера", творческой кухни МТV или секрета "Звездных войн". Правда, подозреваю, что фанаты об этом знают и без Сибрука. А для начинающих и любопытствующих - вполне.
Особо хотелось бы отметить хороший перевод. Книга очень легко читается. Так что любителям таких публицистических жанров должна понравится.
Книга: Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры
Мой профиль на
Имхонет