• Авторизация


Без заголовка 03-02-2013 02:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение

Поленов, Василий Дмитриевич (1844-1927) | Рыцарь красоты.

 

[показать]


Здесь древний гений человека,
Почуяв новой жизни рост,
Из девятнадцатого века
В двадцатый перекинул мост
И здесь благоговейно чтимы
Сокровища былых времён
И дух веков неукротимый
В едином лике воплощён
Который мудро, величаво,
На изменяющийся свет
С вершины смотрит многоглавой
Своих восьмидесяти лет...
(Алексей Сухотин, 1924)
Стихи, приведенные выше, написаны в честь восьмидесятилетия Василия Дмитриевича Поленова

[показать] [показать]

[показать]

Василий Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 г. в Петербурге. С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было. Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью.

[показать]

Мать художника

Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой.

А в 1858 г. он впервые увидел "Явление Христа народу" А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника. Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира".

[показать]

Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски.

[показать]

[показать]

Одалиска

[показать]

Бланш Омрье. Натурщица

Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию. В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский дворик".

[показать]

В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира.
"Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.


[показать]

[показать]

Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок. В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера.

[показать]

[показать]

Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии. Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: " создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там.

[показать]

[показать]

[показать]

Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы. ник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909). В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э.Ренана "Жизнь Иисуса".

[показать]

 Христос среди учителей

Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый. Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил наяву Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. "Библейские эскизы" последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира.

[показать]

Мечеть в Дженине

[показать]

Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине "Христос и грешница" (авторское название " Кто без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена"). Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины.
Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности. Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковному.

В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915). Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте (совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г. В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея.
Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.

МУЗЕЙ

 
Черногорка
Портрет В.Д.Хрущевой, сестры художника
 
Сказитель былин Никита Богданов
Константинополь. Стамбул, залив Золотой Рог
 
Поленов был скромным, истинно скромным русским человеком, и не очень любил фотографироваться, хотя в те годы это уже не было такой диковинкой. На этой странице представлены некоторые фотографии великого человека и художника. Также вы можете увидеть фотографии мастерской Поленова, его дома в деревне Борке и Троицкой церкви в селе Бёхово, которые были построены по его проектам.
Василий Поленов, 1892 год
В.Д.Поленов в Риме у своей мастерской, 1884
 
Аббатство. Мастерская В.Д.Поленова
Аббатство - мастерская В.Д.Поленова в Борке
в мастерской
Троицкая церковь в селе Бёхово, построенная Поленовым
С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов, 1890
Дом В.Д.Поленова в деревне Борке
В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год
Большая и дружная семья Поленовых
Екатерина Васильевна и Наталья Васильевна - дочери художника
В.Д.Поленов и Д.В.Поленов в столовой, 1909 год
В.Д.Поленов на этюдах в Болгарии, 1878 год
В.Д.Поленов с дочерьми Натальей и Ольгой и доктором И.И.Трояновским, 1901 год
Поленовы на ярмарке в Тарусе, 1909 год
Н.В.Поленова и В.В.Вульф на западной террасе дома-музея, 1900 год
В.Д.Поленов в своем кабинете слушает музыку в исполнении пианистки В.В.Вульф, 1908 год
В.Д.Поленов за работой в Аббатстве, 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника
 
 
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Людмила_Бенёва-Колегова - Дневник Людмила_Бенёва-Колегова | Лента друзей Людмила_Бенёва-Колегова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»