Вознесение Христа, День Святой Троицы (Пятидесятница) и День Сошествия Святого Духа на апостолов (Духов день)
На 40-й день после своего Воскресения Иисус Христос повелел своим апостолам идти крестить народы, благословил их и вознесся на небо, а в 50-й день после Воскресения Господня (Пятидесятница) на апостолов сошел Святой Дух в виде огня, который с шумом опустился в Сионскую горницу, где молились апостолы, и стал касаться их голов, не обжигая.
Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных. Этот день стал днем рождения Церкви Христа Спасителя.
В IV веке в этот день приняли догмат о Троице, так появилось еще и название День Святой Троицы. День Святого Духа празднуется на следующий день после Троицы.
[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
В. В. Беляев. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
На Троицын день есть обычай прекрасный
С цветами во храм приходить:
Как много в нем силы и нежной и властной
Застывшее сердце смягчить.
Весеннее утро: и блеск и прохлада,
И песни веселые птиц;
Вся в зелени церковь; все в блеске наряда
И радостью веет от лиц.
И молятся люди молитвой прилежной
Творцу мировой красоты;
И дышат в руках у них свежестью нежной
И льют ароматы цветы…
Ф. Пестряков (1862-1911), священник
[показать]
Спаситель посылает апостолов крестить народы.
К. В. Лебедев
Вознесение
Божественный на Божием престоле;
Христос на небо, высше всех светил,
В свое отечество, туда, отколе
Сошел на землю, в славе воспарил.
Своих же не покинул Он в неволе,
Их не оставил в узах темных сил;
Нет! Слабых их и трепетных дотоле
Неколебимым сердцем одарил.
И всех стремящихся к Его святыне,
Горе на крыльях душ ему вослед,
Он свыше укрепляет и поныне:
Им песнь Эдема слышится средь бед,
Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне
И так вещает: «Близок день побед!»
В. Кюхельбекер
19 мая 1832 г.
[показать]
Вознесение.
Иван Яковлевич Вишняков. 1755–1756 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Вознесение Христа.
По оригиналу Т. А. Неффа. Вторая половина 1800-х.
Мозаика. Исполнили М. Зощенко, В. С. Болотнов, И. Вершинин.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
[показать]
Вознесение Господне.
М. В. Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш, лак. 40,4×51,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Вознесение Господне.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага. 48,1×32,3.
Эскиз росписи церкви св. Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Сошествие Св.Духа на Апостолов.
Егоров Алексей Егорович. 1811
[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
Т. А. Нефф. 1846–1848 г. Холст, масло.
Живописная работа в нише юго-восточного пилона.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
М.А Врубель. 1885 г.
Роспись в Кирилловской церкви, Киев
[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов. Фрагмент.
М.А Врубель. 1885 г.
[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
М.А Врубель. 1887 г.
Троица
Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.
А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат -
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда простые приношения:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву — и смиренье.
Иван Бунин
1893
[показать]
Ветхозаветная Троица.
Мозаика по эскизу В. В. Беляева выполнена мастерской Фролова. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Академические приемы использовал В. В. Беляев в мозаике «Ветхозаветная Троица», расположенной в арочном проходе на юго-западе. Сюжет — гостеприимство прародителя израильского народа старца Авраама и его жены Сарры. Под сенью Мамврийского дуба они угощают трех странников — ангелов, предрекающих им рождение сына. Художник следует варианту, где ангелы представлены равновеликими и окружены нимбами, символизирующими единство внутренней сущности вестников. Мозаика раскрывает талант Беляева как великолепного рисовальщика. Такая декоративность живописного строя органично соотносится с характером рисунка, а его точность блестяще воплощена в мозаике мастерами Фролова. Исаакиевский собор.
[показать]
«Яко царствие Твое» или Новозаветная Троица.
Мозаика по эскизу В. В. Беляева. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, включающей в себя музеефицированную зону — место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В. В. Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя.
Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Исаакиевский собор.
[показать]
Троица Ветхозаветная.
Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло, бронза. 61×88.
Костромской государственный объединенный художественный музей
[показать]
Троица Ветхозаветная.
М. В. Нестеров.
Мозаика иконостаса храма Воскресения Христова
Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.
В 1890 году Нестеров принял предложение В. М. Васнецова работать во Владимирском соборе в Киеве. Здесь им были созданы более 30 крупных композиций, а также иконы для иконостаса. Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот в творениях древних мастеров.
Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо. Еще дальше по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные зрительные впечатления. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Художнику удалось внести в церковную живопись и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, и новые краски.
Намерения Нестерова возродить большой стиль древнего монументального искусства на основе изучения византийских образцов подкрепляются его высказыванием о древнем искусстве: «В «Византии» я увлекаюсь […] тем, что […] в неприкосновенности дошло до нас, – я увлекаюсь заложенной туда живучей силой […] Верю в ее будущность, как и в будущность серьезной и творческой силы русского народа, в судьбе которого есть общие мотивы с Византией».
Возникшая в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества от духовной смерти. Родон.
[показать]
Вознесение.
Мозаика иконостаса по эскизу М. В. Нестерова. 1897 г.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Санкт-Петербург
[показать]
Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.
Карл Павлович Брюллов. 1821 г. Холст, масло, 113×144.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам – родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий. В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось – у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).
[показать]
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7×29,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели я действительно могу родить, когда я состарилась“? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась». Книга Бытия
[показать]
Послание на проповедь.
Николай Шаховской. 1890-е гг.
Эскиз оригинала для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
[показать]
Послание на проповедь.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург
По рис.Николая Шаховского. 1890-е гг.
[показать]
Вознесение Христа.
Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска
Владимирский собор, Киев
[показать]
Троица.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1915 г.