• Авторизация


Без заголовка 12-06-2011 09:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stephanya Оригинальное сообщение

День Святой Троицы в русской живописи.Часть 1


[показать]

[показать]
Часть 1

Вознесение Христа, День Святой Троицы (Пятидесятница) и День Сошествия Святого Духа на апостолов (Духов день)

На 40-й день после своего Воскресения Иисус Христос повелел своим апостолам идти крестить народы, благословил их и вознесся на небо, а в 50-й день после Воскресения Господня (Пятидесятница) на апостолов сошел Святой Дух в виде огня, который с шумом опустился в Сионскую горницу, где молились апостолы, и стал касаться их голов, не обжигая.
Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных. Этот день стал днем рождения Церкви Христа Спасителя.
В IV веке в этот день приняли догмат о Троице, так появилось еще и название День Святой Троицы. День Святого Духа празднуется на следующий день после Троицы.

[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
В. В. Беляев. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

На Троицын день есть обычай прекрасный
С цветами во храм приходить:
Как много в нем силы и нежной и властной
Застывшее сердце смягчить.

Весеннее утро: и блеск и прохлада,
И песни веселые птиц;
Вся в зелени церковь; все в блеске наряда
И радостью веет от лиц.

И молятся люди молитвой прилежной
Творцу мировой красоты;
И дышат в руках у них свежестью нежной
И льют ароматы цветы…

Ф. Пестряков (1862-1911), священник

[показать]
Спаситель посылает апостолов крестить народы.
К. В. Лебедев

Вознесение

Божественный на Божием престоле;
Христос на небо, высше всех светил,
В свое отечество, туда, отколе
Сошел на землю, в славе воспарил.
Своих же не покинул Он в неволе,
Их не оставил в узах темных сил;
Нет! Слабых их и трепетных дотоле
Неколебимым сердцем одарил.
И всех стремящихся к Его святыне,
Горе на крыльях душ ему вослед,
Он свыше укрепляет и поныне:
Им песнь Эдема слышится средь бед,
Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне
И так вещает: «Близок день побед!»

В. Кюхельбекер
19 мая 1832 г.

[показать]
Вознесение.
Иван Яковлевич Вишняков. 1755–1756 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

[показать]
Вознесение Христа.
По оригиналу Т. А. Неффа. Вторая половина 1800-х.
Мозаика. Исполнили М. Зощенко, В. С. Болотнов, И. Вершинин.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

[показать]
Вознесение Господне.
М. В. Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш, лак. 40,4×51,2.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

[показать]
Вознесение Господне.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага. 48,1×32,3.
Эскиз росписи церкви св. Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

[показать]
Сошествие Св.Духа на Апостолов.
Егоров Алексей Егорович. 1811

[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
Т. А. Нефф. 1846–1848 г. Холст, масло.
Живописная работа в нише юго-восточного пилона.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
М.А Врубель. 1885 г.
Роспись в Кирилловской церкви, Киев

[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов. Фрагмент.
М.А Врубель. 1885 г.

[показать]
Сошествие Святого Духа на апостолов.
М.А Врубель. 1887 г.

Троица

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит;
Даль заливных лугов в лазури утопает,
И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поет, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат -
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда простые приношения:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву — и смиренье.

Иван Бунин
1893

[показать]
Ветхозаветная Троица.
Мозаика по эскизу В. В. Беляева выполнена мастерской Фролова. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Академические приемы использовал В. В. Беляев в мозаике «Ветхозаветная Троица», расположенной в арочном проходе на юго-западе. Сюжет — гостеприимство прародителя израильского народа старца Авраама и его жены Сарры. Под сенью Мамврийского дуба они угощают трех странников — ангелов, предрекающих им рождение сына. Художник следует варианту, где ангелы представлены равновеликими и окружены нимбами, символизирующими единство внутренней сущности вестников. Мозаика раскрывает талант Беляева как великолепного рисовальщика. Такая декоративность живописного строя органично соотносится с характером рисунка, а его точность блестяще воплощена в мозаике мастерами Фролова. Исаакиевский собор.


[показать]
«Яко царствие Твое» или Новозаветная Троица.
Мозаика по эскизу В. В. Беляева. 1887–1900 гг.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Специфика храма-памятника внесла в оформление интерьера ряд корректив. В большей степени каноны нарушены в западной части храма, включающей в себя музеефицированную зону — место смертельного ранения императора Александра II. Это определило тематическую направленность расположенных вокруг сени мозаик: «Положение во гроб», «Распятие», «Сошествие во ад» и других, исполненных по оригиналам В. В. Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя.

Скорбное место — сень — освещено окном на западной стене. Венчает его композиция «Яко царствие Твое», или «Новозаветная Троица», с восседающем на троне Богом-Отцом, Иисусом Христом и парящим над ними голубем — символом Святого Духа. Исаакиевский собор.

[показать]
Троица Ветхозаветная.
Михаил Васильевич Нестеров. Холст, масло, бронза. 61×88.
Костромской государственный объединенный художественный музей

[показать]
Троица Ветхозаветная.
М. В. Нестеров.
Мозаика иконостаса храма Воскресения Христова

Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

В 1890 году Нестеров принял предложение В. М. Васнецова работать во Владимирском соборе в Киеве. Здесь им были созданы более 30 крупных композиций, а также иконы для иконостаса. Его манила задача создания современной монументальной живописи, некогда достигшей высот в творениях древних мастеров.

Источником нестеровской образности и в церковных работах остается живая жизнь. В многочисленных натурных эскизах он прорабатывает детали композиции, человеческую фигуру, лицо. Еще дальше по пути сближения со стилистикой модерна Нестеров идет в росписях для храма Александра Невского в Абастумани в Грузии. Более значительными представлялись ему его монументальные росписи в церкви Марфо-Мариинской обители в Москве. Основные росписи он выполнил опираясь на конкретные зрительные впечатления. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал лаконизм линий и обобщенность силуэтов церковных первоисточников. Художнику удалось внести в церковную живопись и новое, поэтическое мироощущение и новый стиль, и новые краски.

Намерения Нестерова возродить большой стиль древнего монументального искусства на основе изучения византийских образцов подкрепляются его высказыванием о древнем искусстве: «В «Византии» я увлекаюсь […] тем, что […] в неприкосновенности дошло до нас, – я увлекаюсь заложенной туда живучей силой […] Верю в ее будущность, как и в будущность серьезной и творческой силы русского народа, в судьбе которого есть общие мотивы с Византией».

Возникшая в Византии иконография «Троица Ветхозаветная» получила свое осмысление в древнерусском иконописании. Следуя этому осмыслению центральное место в композиции Нестеров отводит трем крылатым ангелам. Положение их фигур, повороты голов с нимбами, соприкасающиеся крылья образуют своеобразный композиционный круг. Картина являет предвечный совет Святой Троицы об избавлении рода людского от первородного греха и о жертвенном акте Сына Божия для спасения человечества от духовной смерти. Родон.

[показать]
Вознесение.
Мозаика иконостаса по эскизу М. В. Нестерова. 1897 г.
Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови), Санкт-Петербург


[показать]
Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.
Карл Павлович Брюллов. 1821 г. Холст, масло, 113×144.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам – родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий. В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось – у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

[показать]

[показать]
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака.
А. А. Иванов. 1850-е. 23,7×29,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: „неужели я действительно могу родить, когда я состарилась“? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась». Книга Бытия

[показать]
Послание на проповедь.
Николай Шаховской. 1890-е гг.
Эскиз оригинала для мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

[показать]
Послание на проповедь.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса-на-крови), Санкт-Петербург
По рис.Николая Шаховского. 1890-е гг.

[показать]
Вознесение Христа.
Павел Александрович Сведомский (1849-1904). Фреска
Владимирский собор, Киев

[показать]
Троица.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1915 г.

*****

Славянские языческие и православные праздники.
Коляда,Рождественские святки
Сочельник
Рождество Христово
Евангельская история в рассказах. " Рождество Христово"
Святочные гадания
Васильев день
Крещение Господне
Сретение Господне
Масленица
Чем современная Масленица отличается от той, что праздновали в XVIII-XIX веках?
Прощеное воскресенье
Благовещение .Эль ГРЕКО.
Благовещение Пресвятой Богородицы в живописи
Иконы "Благовещение "
Благовещение Пресвятой Богородицы
Лазарева суббота
Вербное воскресение
Вербное воскресение в живописи
Страстная неделя
Страстной цикл в русской живописи-1
Страстной цикл в русской живописи-1.1
Страстной цикл в русской живописи-2
Страстной цикл в русской живописи-2.1
Страстной цикл в русской живописи-3
Чистый четверг
Пасха в русской живописи.Часть 1
Пасха в русской живописи.Часть 2.
Пасха в русской живописи.Часть 3
Пасха в русской литературе
Яйца пасхальные
Коллекция пасхальных яиц
Пасхальное дерево Фолькера Крафта
Пасхальные открытки. Ретро
Ледяные узоры Альмы Пиль
Радоница

Библейские сюжеты

Руфь
Иосиф
Соломон
Соломон и Суламифь.
Давид
Давид и Голиаф
Еврейская легенда о Лилит.Часть 1.
Лилит .Часть 2.
Адам и Ева.
Самсон
Ревекка.
Повесть о Петре и Февронии в иконных клеймах
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 1.
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 2.
Библейские сюжеты в русской живописи. Часть 3,Часть 4.
Иллюстрированная Библия.Часть 1.
Иллюстрированная Библия.Часть 2.
Иллюстрированная Библия.Часть 3.
Иллюстрированная Библия.Часть 4.
Иллюстрированная Библия.Часть 5.
Иллюстрированная Библия.Часть 6.
Иллюстрированная Библия.Часть 7.
Иллюстрированная Библия.Часть 8.
Иллюстрированная Библия.Часть 9.
Иллюстрированная Библия.Часть 10.
Иллюстрированная Библия.Часть 11.
Иллюстрированная Библия.Часть 12.


Рождество Христово в живописи. Часть 1.
Рождество Христово в русской живописи. Часть 2.
Рождество в русской поэзии - 1
Рождество в русской поэзии -2.
Вильям-Адольф Бугеро. Часть 5.


Святая царица Александра
Святая блаженная Ксения Петербургская
Владимирская икона Божией Матери
День святителя Николая Чудотворца
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г.Москва
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.
Чесменская церковь
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове


Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
О чем говорят жесты на иконах?
Иконы из кристаллов Сваровски (Swarovski)
Иконы ручной работы.Макраме.
Иконы.Палех.
Икона "Святая мученица Лидия"
Иверская икона Пресвятой Богородицы

Патриархи
Патриарх Московский и всея Руси. Иов
Патриарх Московский и всея Руси. Игнатий ( де-факто ).
Патриарх Московский и всея Руси. Гермоген.
Патриарх Московский и всея Руси. Филарет
Патриарх Московский и всея Руси.Иоасаф I
Патриарх Московский и всея Руси.Иосиф
Патриарх Московский и всея Руси.Никон
Патриарх Московский и всея Руси.Иоасаф II
Патриарх Московский и всея Руси.Питирим
Патриарх Московский и всея Руси.Иоаким
Патриарх Московский и всея Руси. Адриан

Православная энциклопедия "Азбука веры"


[показать]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Наталья_Пащенко_Х - Дневник Наталья_Пащенко_Х | Лента друзей Наталья_Пащенко_Х / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»