День Святой Троицы ,Пятидесятница, Сошествие Святого Духа — один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников.
Православная церковь отмечает Троицу на 49 день после Пасхи, в воскресенье. В христианских церквях западной традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, отмечая сошествие Святого Духа на апостолов, а день Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье.
У русских на Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
Описание этого обычая мы находим у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»:
« В день Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…»
Также у Сергея Есенина:
« Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…»
[показать]
Троицын день. Село Коломенское.
В. В. Верещагин. Холст, масло.
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки
[показать]
Троицын день.
Куcтодиев Борис Михайлович. 1920 г.
Саратовский государственный художественный музей
[показать]
Троицын день в Красном селе близ Москвы.
Неизвестный художник середины XIX века. 1840-е.
Изображено народное гулянье в Красном селе, еще в XVIII веке вошедшем в состав Москвы. В XVII—XVIII веках там был царский Красносельский дворец. К юго-западу от села находился Красный, или Великий, пруд, один из древнейших в Москве. Сохранилась церковь Покрова, построенная в XVIII веке. Картина заполнена бытовыми фигурами и сценами: здесь и веселая пляска в кругу зрителей, и мальчонка, залезающий в телегу, и подвыпившие мужики, и крестьянка, ведущая под уздцы выпряженную лошадь. Художник старательно строит перспективу улицы, тщательно выписывает стоящие в одну линию избы, не забывает показать бродящую по дороге живность — петуха с курами, бегущую собаку, свинью с целым выводком поросят.
[показать]
Деревенское гулянье (Праздник в деревне летом).
Алексей Николаевич Третьяков (1873-?). До 1918 г.
[показать]
Троицын день.1884 г.
Суходольский Петр Александрович
[показать]
Троицын день.
Нестеров Михаил Васильевич. 1881 г. Бумага на картоне, масло. 21,6×37,4.
Эскиз неосуществленной картины
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дар автора в 1927 г.
Благость Божия незримо
К миру дольнему сошла,
И земля неизъяснимо –
Благолепна, весела:
Праздник светлый,
праздник новый
Дивно зиждется на ней;
Облеклась она в покровы –
В зелень рощ, узор полей.
Вся природа,
встретив лето,
Гимны радости поет;
Небо яхонтом одето,
Жарко вызолочен свод.
И на нем горит великий,
Немерцающий алмаз,
Будто вечного Владыки
Неусыпно-бдящий глаз.
Неба горния селенья
Торжеством озарены:
Там, у трона Провиденья,
Плещут светлые чины;
Трисвятаго именуют
И поют пред высотой,
Где, слиясь в одно, ликуют
Сын, Отец и Дух Святой.
Перед сонмищем нетленным
Распустился Божий сад,
И жильцам присноблаженным
Спеет райский виноград.
Вьются радостные кущи
Под сиянием венцов:
Их поставил Всемогущий
Для веселия духов.
И ко смертным от эфира
Торжество перенеслось,
Эхом благости и мира
На земле отозвалось.
И земля, пируя свято,
Клонит Господу чело:
Все мольбой
на ней объято,
Благочестием светло.
И залог небесной славы,
Откровения печать,
На Апостольские главы
Сходит Духа благодать…
И постигли чин великий
Вдохновенные сердца,
И влекут они языки
К разумению Творца!
1840
Милькеев Евгений Лукич
Поэт-самоучка,родился и жил в Тобольске,служил мелким чиновником;в 1837 г. показал свои стихи В. А. Жуковскому,который заинтересовался им,помог устроиться на службу в Петербурге,затем в Москве.
Сначала он привлекал к себе внимание литераторов,его стихи неумеренно хвалили,затем мода на него спала.