Святой Благоверный князь Александр Невский, конец 19-начало 20 века, Мстёра
Образы небесных защитников в русском искусстве XII - начала XX века
6 мая 2010 года, в день памяти великомученика Георгия и накануне празднования 65-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства открылась выставка, посвященная святым воинам.
Имена Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Никиты, Артемия, Феодора Стратилата – почитаемы по всему православному миру. Воинов особым образом выделяли в храмовых росписях и в иконописи, образки с их изображениями носились на груди как обереги, им молились как защитникам. На Руси как святые воины почитались благоверные князья. В житийных текстах подчеркивалось, что главным их оружием были крест и молитва, но и оружие «физическое» пользовалось в древности большим уважением. Как великую святыню хранил меч св. Бориса князь Андрей Боголюбский. Жития воинов входили в круг излюбленного чтения. Большой популярностью пользовалась «Повесть о походе Димитрия Донского на Мамая», издание которой с гравюрами в XIX века можно увидеть на выставке.
На выставке представлены образы ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения святых воинов-великомучеников и воинов византийского времени, военачальников Ветхого Завета, иконы русских святых князей, – всего около 140 экспонатов из собрания музея имени Андрея Рублева, Государственной Третьяковской галереи, частных коллекций. Памятники выполнены древнерусскими, византийскими и греческими мастерами.
[220x336] Святые Благоверные князья Борис и Глеб, 19 век по иконографии конца 15 века
Особый интерес представляют иконы «Чудо вмч. Георгия о змие» последней четверти XV века, «Чудо вмч. Димитрия Солунского о нечестивом царе» последняя четверть XVII века (собрание русских икон при поддержке Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного); «Великомученик Димитрий» начала XVII века (ЦМиАР); «Архангел Михаил» конца XVII века (собрание К.В.Воронина); «Святой князь Георгий Всеволодович», созданная царскими изографами около 1645 года на раку святого (ГТГ). На некоторых иконах сохранились подписи создавших их мастеров: Ивана Дьякова на иконе «Чудо великомученика Георгия о змие» 1733 года и А.А.Богатенко на иконе «Святые князья Борис и Глеб на конях» 1907 года. Целый ряд произведений будет экспонироваться впервые.
[280x450] Святой Дмитрий Донской
Уникальной является впервые представленная широкой публике гривна XII века с образом царя Давида в воинском одеянии, вероятно, являвшаяся частью княжеского убора, и дробница с изображением Вознесения Александра Македонского, исполненного в технике перегородчатой эмали (XIII в.).
[208x313] Чудо великомученика Георгия о змие, 16 век
Отдельный раздел выставки посвящен мемориальным памятникам. В судьбе одного древнего амулета-оберега через столетия переплелись военные события Древней Руси и Второй мировой войны. Уникальный двухстворчатый змеевик кон. XIII – нач. XIV в. с изображением вмч. Феодора Стратилата, был найден в 1945 году в боях за Кенигсберг на поле сражения санитаром Ефимом Межовым. Как считал сам Ефим Межов, вернувшийся живым с войны, этот меднолитой образок спас его от гибели. Только в 1982 г. солдат решил расстаться со своей реликвией и передал ее журналисту, который привез этот бесценный дар в Музей им. Андрея Рублева.
[265x350] Великомученик Георгий со сценами жития, первая треть 16 века, Москва
Великомученик Димитрий Солунский Начало XVII века. Москва (?). ЦМиАР
Великомученик Никита
Выставка будет открыта для всех посетителей до 15 августа 2010 года.