Литье, утвердившееся в русском церковном искусстве в домонгольскую эпоху, переживает второе рождение на рубеже 17-го и 18-го столетий. В это время изготовление литых икон, складней, разнообразных крестов сделалось достоянием почти исключительно старообрядцев.
Распространение литых икон в старообрядчестве, обусловлено историческими условиями существования.
На протяжении двух с половиной столетий старообрядцы жестоко преследовались государственной властью,
не имея возможности открыто строить свои храмы и монастыри.
Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья.
Сюжетная тематика насыщена множеством изводов известных из привычной иконописи. Большинство иконописных сюжетов, по разному воспроизводится в медном литье. http://archyklad.my1.ru/
КАТАЛОГ СТАРИННЫХ КРЕСТОВ
http://www.k1000k.narod.ru/
"Тысячелетие Креста"
Энколпионы
Наперсные кресты
Кресты нательные раннее средневековье
Кресты нательные средневековье
Нательные кресты позднее средневековье и новое время
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КРЕСТОВ
Типы крестов. Каталог.
РУССКОЕ МЕДНОЕ ЛИТЬЁ
Русское медное литьё.
Медное художественное литье. Из собрания А.И. Моисеева
Медное художественное литьё.
КРЕСТЫ: ИСТОРИЯ,ВИДЫ,СИМВОЛИКА.
Кресты.