Самый глубокий, самый красивый, самый северный и самый западный метрополитен в России находится в Петербурге.
Город Санкт-Петербург полон тайн, и одна из них тайна Санкт-Петербургского Метро.
Петербургский метрополитен - казалось бы обыденная вещь. Метро, в котором мы все едем на работу, в гости, за покупками, на учебу. Тем не менее есть и другая строна метро. Сторона полная тайн и загадок
1.Легенд в петербургском метро много, да и мистики хватает.
Одна из самых страшных легенд о том что в шахты метро свозили замерзшие трупы погибших ленинградцев во время блокады, с целью избежать эпидемий.
В самые тяжелые блокадные времена все заводы с печами действительно работали на износ по сжиганию трупов. Зимой трупы складывали даже на улицах. Перед самой войной шахты доделать не успели и во время блокады (якобы) в них складировали трупы умерших. Действительно, некоторые тоннели построенные до войны и ныне наглухо замурованы. Если там не устраивали могильников, то возможной причиной могут быть проблемы с геологией. Но странно, что после войны в замурованных станциях не стали проводить осмотров и проверок, ведь тоннели уже были готовы, возможно не пострадали от бомбежек и их можно было использовать для нужд метро.
Есть неофициальные свидетельства, что действительно в тяжелые годы блокады некоторые пройденные стволы использовали для складирования трупов, которые свозили с ближайших районов города, дабы избежать возникновения эпидемий.

2. Размывы и аварии.
Строительство метро в Ленинграде постоянно сопровождалось столкновениями с подземными водами и крупными авариями, из-за которых не удавалось построить целые станции, удлинялись перегоны, закрывалось движение, усложнялось строительство. Самый знаменитый размыв случился между "Площадью Мужества" и "Лесной" в 1995 году, но все началось еще раньше: первое столкновение с подземными водами на этом участке случилось еще при строительстве перегона в 1974 году. Тогда из-за подземных вод пришлось создавать обходные пути и укреплять тоннели, а на земле в итоге обрушилось несколько зданий.

Через 12 лет про эту историю даже снимут фильм "Прорыв", где директора Метростроя играет постаревший Олег Быков: там же один из героев предлагает замораживать тоннели жидким азотом (новинка по тем временам), так они и сделали. Это был первый подобный случай в мировой практике. Другой герой фильма вспоминал аварию при строительстве метро "Автово". Правда, в реальности там были не снаряды и бомбы времен Великой отечественной, а воды речки Красненькой. Тогда тоннель удалось укрепить, но в итоге станцию пришлось ремонтировать в конце нулевых.
3. Парк Победы, крематорий и горизонтальный лифт
Во время войны на территории будущего Московского парка победы находился крематорий, где производилось самое массовое в мире сожжение трупов в истории человечества. Пепел "хоронился" в прудах парка или просто высыпался на землю. Осенью 1945 года там заложили "Парк победы", а потом и одноименную станцию метро. По сути, и парк и метро это одно большое кладбище. Осенью 1945 года тут заложили Парк победы, а потом и одноименную станцию метро. Вместо строительства традиционного зала с массивными колоннами там было решено опробовать новый тип вестибюля, получившего название "горизонтального лифта": таким образом не нужно было отдельно строить вестибюль на платформе (тоннель все равно скрыт от пассажиров), повышалась безопасность и уменьшалась стоимость строительства станции.

"Парк Победы" был открыт 29 апреля 1961 года. Существует легенда, что во время торжественного открытия станции заело механизм открывания дверей-створок. и перед высоким московским начальством их открывали переодетые в форму красноармейцев работники метро. Начальство ничего не заметило, даже похвалило за новаторство и театральный нестандартный подход.

В мировой практике это был первый случай строительства станции с "горизонтальным лифтом". Всего в Ленинграде было построено десять таких станций. Последней стала "Звездная", открытая в 1972 году. Тогда уже выяснили, что эксплуатация "горизонтальных лифтов" слишком дорога, для них нужны отдельные поезда со специально обученными машинистами (которые и сейчас получают прибавку к зарплате, если возят людей по линиям с "лифтами"). В итоге на смену станциям закрытого типа пришли односводчатые (вроде "Площади Мужества" или "Пионерской"). Сейчас власти Петербурга в какой-то мере решили вернуться к идее "горизонтального лифта", обязав все новые станции оборудовать прозрачными стенами с дверями, как в парижском метрополитене. Но былого шарма у этого новодела, скорее всего, уже не будет. Увы.

4. "Политехническая" и "Академическая".
Случаются и такие странности. Люди часто проезжают станцию метро "Политехническая" и выходят уже на "Академической". С чем это связано никто не знает, но человек помнит как закрывались двери на станции метро "Площадь мужества"... поезд шел без остановок и прибывал на станцию метро "Академическая", каким-то мистическим образом минуя "Политехническую" (кстати подобные "пропуски" случаются в московском метрополитене). Такие "провалы" в памяти были не совсем вагоном, а лишь с отдельными пассажирами, поэтому на претензии прозевавших "Политех", другие пассажиры взирали с недоумением...

м. Академическая
5. Станции, которые так и не появились.
Перспективный план развития метрополитена переделывают раз в пять лет. Кое-где это связано с изменениями в потребностях города, кое-где - со сложной геологической обстановкой.

Например, когда проектировали Московско-Петроградскую ("синюю") линию, то была задумана станция в районе Марсова поля. Но в итоге выяснилось, что там не только нельзя что-либо построить, но и необходимо увести пути глубоко вниз. Так появились так называемые "американские горки" в петербургском метрополитене, один из самых крутых спусков, который обычные пассажиры не замечают исключительно из-за мастерства машиниста, который правильно меняет скорость. Именно из-за геологии до сих пор нет ни одной станции метро в районе Пискаревского проспекта и шоссе Революции.
И именно из-за размывов и подземных вод поезд между "Московской" и "Звездной" идет так долго. Хотя ходят легенды, что именно там находится некий подземный город. Откуда он там взялся и зачем, не знает никто.

Станций "Адмиралтейская" должно было быть две. Вторую - на Невско-Василеостровской линии - сейчас не представляется возможным построить. Во-первых, потому что для этого придется останавливать движение на всем участке, во-вторых, потому что нельзя найти место для второго выхода (а по закону у каждой станции, даже в месте пересадки, он должен быть).
Не появились станции и на пересечении Литейного с Невским, на Большом проспекте, Светлановской площади, а также между "Площадью Александра Невского" и "Елизаровской" (самый длинный перегон).

6. Станции-призраки и станции-мертвецы.
Много лет подряд пассажиры питерской «подземки», проезжая между станциями «Садовая» и «Спортивная», наверняка, не раз замечали, что перегон весьма длинный, к тому же поезд сбавляет ход, а затем разгоняется снова. Приглядевшись, в полутьме можно увидеть странную заброшенную платформу, подобно призраку мелькающую в окне вагона.

"Станциями-призраками" обычно называют еще не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время "Адмиралтейская". Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для ее верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от "Садовой" до "Спортивной" видели полутемный зал. Такой же долгое время была и станция "Обводный Канал", для которой вестибюль строили слишком долго.

Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция "Дачное". Она была единственной наземной открытой станцией в городе - климат появлению подобных строений не очень способствовал - и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от нее строили вестибюли "Ленинского проспекта" и "Проспекта Ветеранов". В 13:00 5 октября 1977 года из "Дачного" ушел последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.

7. Маленькая Москва
Московский метрополитен не такой глубокий, как петербургский, и большинство его станций, построенных в 1960 - 1970-е - это колонные неглубокого заложения. В народе их прозвали "сороконожками". Это дети хрущевского постановления о борьбе с излишествами в архитектуре. С целью экономии средств на месте пышных ампирных колоннад с лепниной и сказочными панно появились аккуратные залы немарких цветов с длинными рядами геометрически правильных колонн. Некоторые московские станции настолько похожи друг на друга, что их постоянно путают.
Но в Петербурге тоже есть три по-настоящему московские станции. Богато укращенная "Автово" без эскалатора, находящаяся в районе, сплошь застроенном сталинским ампиром. Прямо как в Москве. А также "Ленинский Проспект" и "Проспект Ветеранов", такие же московского типа "сороконожки" с множеством выходов и без вестибюлей.

Автово
8. Переходы.
Именно в Ленинграде появился первый кросс-платформенный переход. В одном вестибюлей "Технологического института" (построен в 1961 году) поезда двух линий едут на юг, в другом - на север. Переход намного удобнее, чем где-либо еще.

Но это не все новации. В Петербурге есть единственная в мире односводчатая двухэтажная станция с кроссплатформенным переходом. Это шикарно оформленная в древнегреческом стиле "Спортивная". Правда, перехода пока тут нет. Два пустых пути - это будущая Кольцевая линия. Правда, пока неизвестно, когда точно она появится. В планах развития нет ни четких дат проектирования, ни четких дат строительства. Говорят, что все будет после 2025 года.

9. Сталин и Пушкин.
Так как ленинградский метрополитен проектировали еще при Сталине, то все станции первой линии должны были быть снабжены его портретами. Потом вождь умер, началась медленная борьба с культом личности и портреты убрали (из-за чего некоторые вестибюли кажутся немного незавершенными). Осталось только небольшое изображение Сталина на "Площади Восстания".

Зато Пушкин стал единственным (после Ленина) историческим героем, которому в Петербурге стоят сразу два памятника на станциях метро. Оба - работы Аникушина. Тот, что на "Пушкинской" - молодой поэт в пиджачке, тот, что на "Черной Речке" - уже зрелый литератор, который, по задумке скульптора, "как бы ждет гостей на бал".

10. «Метро-2»
Много слухов ходит о так называемом "Метро-2" - огромной сети подземных городов, якобы соединяющих питерское метро с московским при помощи сети засекреченных туннелей. Впервые термин "Метро-2" появился в журнале "Огонек" в 1992 году. На официальном языке спецслужб этот проект назывался "Д-6". "Д-6" - это система секретных линий метрополитена, созданных для связи между собой различных государственных учреждений и разнообразных подземных бункеров. На самом деле никакой сети, скорее всего, нет, но возможно, существуют отдельные ветки секретного метро. И если подземная связь между Санкт-Петербургом и Москвой - чистой воды вымысел, то вот различные загадочные сооружения под землей действительно существуют. Они были обнаружены диггерами - так называют себя люди, которые любят спускаться под землю и исследовать различные коллекторы и туннели, в том числе и в подземке. Тайна подземных сооружений может объясняться тем, что петербургский метрополитен строился не только как новый вид транспорта, но и как стратегический объект. (Неслучайно, фотографировать в питерском метро нельзя, о чем сегодня многие забывают!) В случае ядерной войны метрополитен будет служить атомным бомбоубежищем, т. е. подземные помещения должны быть оснащены всем необходимым для длительного пребывания людей. Единственное ли это объяснение наличия загадочных сооружений в районе станций "Ломоносовская", "Площадь Александр Невского", "Технологический институт", "Кировский завод", "Площадь Ленина" и, возможно, некоторых других? Быть может, и нет. Впрочем, все покажет время, ведь, как известно, всё тайное рано или поздно становится явным. Другое дело, что вопрос о том, кому выгодно, и по какой причине, сохранять над этим завесу тайны, остается открытым.

11. Привидения в метро
Нередки и рассказы о привидениях, которые встречаются в петербургском метрополитене. Причем говорят о них как диггеры, так и сами работники подземки. По описаниям, это, как правило, полупрозрачные образы людей, которые проходят мимо живых, не приближаясь к ним, не заговаривая и уж тем более не нападая. Верить или не верить во встречи с призраками - личное дело каждого, однако печальная статистика несчастных случаев и самоубийств в питерском метро лишь подтверждает возможность их существования.

12. Счастливый голубой вагон
В конце 90-х и примерно до 2006 гг в нашем метро считалось хорошей приметой прокатиться в вагоне ярко голубого цвета. Такой вагон в единственном экземпляре действительно появлялся на разных линиях метрополитена. Говорят, что люди даже специально дежурили в метро, что бы его дождаться и прокатиться. Люди были уверены, что он исполнял желания, дарил удачу, помогал влюбленным.
Вскоре в такой вагон стало набиваться так много людей, что опасаясь за безопасность и устав бороться с суевериями, вагон перекрасили. Теперь этот счастливый вагон до сих пор ходит на какой-то линии (перекрашенный в обычный цвет)... и незаметно исполняет желания людей.

Материалы взяты с давно не обновлявшегося сайта, поэтому какая-то информация может оказаться неактуальной.
Зато интересно/
1. Кировско-Выборгская линия.
- первая линия в Питере (1955 год)
- на этой линии одни из самых красивых станций в мире (особенно участок первой очереди - "Автово" - "Площадь Восстания")
- самая длинная линия в питерском метро (29.6 км).
- единственная линия метро в бывшем СССР, находящаяся в разных субъектах федерации - станция "Девяткино" и депо "Северное" находятся в поселке Мурино Всеволожского района Ленинградской области
- линия, соединявшая все железнодорожные вокзалы города (с постройкой Ладожского вокзала это утверждение уже неверно)
- единственная в Питере линия, по которой ходят семивагонные составы (некоторые станции могут принять и восемь вагонов)
Перегоны:
Автово-Ленинский проспект и Ленинский проспект-Проспект Ветеранов
- единственные (кроме подъездов к наземным станциям) перегоны в Питере, которые строились открытым способом. ("Автово" - "Ленинский проспект" частично строился открытым способом)
Пушкинская-Технологический институт и Площадь Мужества-Политехническая
самые короткие перегоны в Питере (примерно 850-900 метров)
Станции Кировско-Выборгской линии
Девяткино
- единственная станция метро в Ленинградской области (поселок Мурино)
- единственная станция Петербургского метрополитена с совмещенными платформами железной дороги и метро
- одна из двух самых северных станций метро в бывшем СССР. Вторая - "Проспект Просвещения" Московско-Петроградской линии
Политехническая
- наименьший пассажирооборот за сутки* (до "размыва" перегона Лесная-Площадь Мужества такой станцией была "Обухово" Невско-Василеостровской линии)
*может быть уже неактуальным, но фиг его знает.)
Выборгская
- одна из двух питерских станций, из наземных вестибюлей которых начинаются подземные пешеходные переходы (вторая - станция "Петроградская" Московско-Петроградской линии)
Политехническая, Площадь Мужества
- первые односводчатые станции глубокого заложения
Площадь Восстания
- три новых опытных турникета (выход на Московский вокзал)
- новая металлическая облицовка эскалаторов
- единственная станция в Питере, где эскалаторные светильники "с короной" установлены не по их прямому назначению - для освещения выхода к Московскому вокзалу
- первая в Питере станция с двумя выходами (выход на Московский вокзал был открыт 13 авгyста 1960 года)
- с обеих сторон станции, слева при входе на втором пилоне находятся барельефы, на которых остались единственные уцелевшие и доступные для всеобщего обозрения изображения Сталина в Питере.
[показать]
Пушкинская
- была открыта позже остальных станций первой очереди из-за проблем со строительством наклонного хода
Технологический институт
- единственная в Питере станция с двумя выходами, выведенными в одно здание
Балтийская
- раньше была станцией двух вокзалов, а сейчас Варшавский вокзал уже таковым не является
Нарвская
- на станции имеется панно с образом И.В.Сталина, но оно закрыто от пассажиров декоративной стеной, за которой потом соорудили служебные помещения
- в наземном вестибюле станции, над входом на эскалаторы, находится скульптурная композиция, в которой отсутствует центральный персонаж. Если присмотреться, то можно заметить, что люди смотрят в центр композиции, а там никого нет. Есть предположение, что там должен был быть И.В.Сталин.
[показать]
Автово
- КРАСОТА! На эту станцию обязательно нужно посмотреть, правда, то, что там не все колонны отделаны стеклом, сильно портит впечатление.
[показать]
Дачное
- станция, которой нет. Раньше была после Автово. Наземная. После продления Кировско-Выборгской линии эту станцию превратили в здание Кировского МРЭО. Ее остатки можно посмотреть по адресу Трамвайный пр., 18а
[показать]
2. Невско-Василеостровская линия.
- линия, на которой больше всего станций типа "горизонтальный лифт" (6 из 10)
- самая короткая питерская линия с самыми длинными перегонами
- единственная в Питере линия, которую не планируют в дальнейшем удлинять
- линия, идущая под Невским проспектом
Перегоны:
Площадь Александра Невского Елизаровская
- самый длинный перегон в России (4.7 км)
Рыбацкое Обухово
- самый большой уклон для Невско-Василеостровской линии (50 тысячных)
Станции Невско-Василеостровской линии
Приморская
- закрыт вход в первый вагон
Василеостровская
- закрыты две двери в первом вагоне в сторону "Приморской" и в последнем вагоне в сторону "Гостиного двора".
Гостиный двор
- первая в Питере станция с четырьмя эскалаторами в одном наклонном ходе
- самая напряженная станция на Невско-Василеостровской линии
- имеется выход прямо в одноименный универмаг
Маяковская
- станция со стенами вертикальной "лесенкой"
Пролетарская
- единственная в Питере станция с каскадом из двух эскалаторов
3. Правобережная линия
- самая молодая линия в питерском метро
- единственная в Питере линия, рассчитанная на прием восьмивагонных составов
- линия, составленная из двух линий, которые должны быть в будущем разделены. (что мы сейчас и имеем)
- наибольшее количество односводчатых станций (восемь, правда, "Спортивная" наполовину односводчатая, но это уже особый разговор...)
- наибольшие интервалы поездов метро для Питера (в "час пик" - до 4 минут)
- наибольшее количество станций с четырьмя эскалаторами в одном наклонном ходе (пять)
Перегоны:
Садовая Достоевская
- будущая служебная соединительная ветка, которая эксплуатируется как перегон.
Чкаловская Крестовский остров
- почти посередине перегона сделан оборот. После оборота в сторону "Крестовского острова" можно увидеть надпись "Граница станции Чкаловская". Таким образом, можно сказать, что "Чкаловская" - самая длинная станция в мире.
Связано с тем, что по плану отрезок "Садовая" - "Старая деревня" должен был быть открыт за один раз, но его разбили на двухэтапное открытие и пришлось делать в срочном порядке незапланированный межлинейник. А межлинейники должны быть в границе станции
Станции Правобережной линии
Крестовский остров
- станция была открыта после открытия участка "Чкаловская" - "Старая деревня". И некоторое время поезда следовали мимо нее, не открывая двери. Причина - недостаток денег
- закрывают, когда на стадион им. Кирова приходит более 5 тысяч человек
- единственная станция метро в России, на которой зеркала использованы в качестве декоративного оформления
[показать]
- единственная в Питере станция колонного типа с полностью железобетонными колоннами (а не со стальными)
Чкаловская и Лиговский проспект
- в наклонном ходе светильники расположены не на балюстраде, а на стенке тоннеля
Спортивная
- единственная в бывшем СССР двухэтажная станция для четырех путей одновременно
- единственная станция в Питере (кроме "горизонтальных лифтов" и наземных станций) без лотка на путях, в который можно спрятаться в случае падения на рельсы
[показать]
- закрывается примерно на полчаса после окончания домашних матчей "Зенита". Перед матчем станция работает в обычном режиме
- часть станции находится под Невой
Адмиралтейская
- станция, которая есть и которой нет. Черновую отделку этой станции можно увидеть на перегоне "Садовая" - "Спортивная". Она должна быть пересадочной станцией на Невско-Василеостровскую линию, но из-за того, что возникли трудности с выводом ее на поверхность (исторический центр города) ее так и оставили почти сделанной, но неработающей. (вестибюль строят сейчас).
Садовая
- единственная из односводчатых станций глубокого заложения в Питере с двумя торцевыми выходами. Один выход - в город, а другой - переход на Московско-Петроградскую линию
Новочеркасская
- наземный вестибюль расположен под Заневской площадью, и из подземного перехода станция имеет 12 выходов
4. Московско-Петроградская линия
- самая напряженная линия питерского метрополитена
- самые маленькие интервалы поездов в питерском метро (минимум - 90 секунд)
- линия, на которой впервые в мире появились станции типа "горизонтальный лифт" ("Парк Победы")
- единственная в Питере линия, на которой нет табло для отображения времени стоянки
- линия, соединяющая самые густонаселенные районы - Купчино на юге и Озеро Долгое и Шувалово на севере
- сравнительно мелкая для Питера линия - от "Фрунзенской" и южнее не более 35-40 метров
Перегоны:
Невский проспект Горьковская и Черная речка Пионерская
- перегоны с самым большим уклоном для метрополитена в России (60 тысячных).
Для тех, кто любит цифры: при проходе такого уклона первый вагон находится ниже последнего почти на 7 метров
Черная речка Горьковская
- затапливался при наводнении (в октябре 1999 года)
Станции Московско-Петроградской линии
Проспект Просвещения
- одна из двух самых северных станций метро в бывшем СССР. Вторая - "Девяткино" Кировско-Выборгской линии.
Озерки
- светильники выполнены в виде молекулярных соединений
Пионерская
- самая напряженная станция питерского метро
- единственная в Питере станция, на которой эскалаторы постоянно (кроме лета) работают в особом режиме - по рабочим дням с 17:30 до 19:00 все три эскалатора работают на выход (вход закрыт)
Петроградская
- одна из двух питерских станций, из наземных вестибюлей которых начинаются подземные пешеходные переходы (вторая - станция "Выборгская" Кировско-Выборгской линии)
Невский проспект
- пластиковый свод наклонного хода при выходе на Михайловскую улицу
- напротив перехода со станции "Гостиный двор" на стене указ о награждении метрополитена орденом Ленина
[показать]
Фрунзенская
- фраза "Осторожно, двери закрываются" в сторону станции "Московские ворота" объявляется другим диктором
Парк Победы
- первая в мире станция типа "горизонтальный лифт"
- из-за погрома возвращающимися из СКК с концерта группы "Алиса" фанатами осенью 1991 года сменили светильники на эскалаторе. Вместо полукруглых светильников (как на станциях "Сенная площадь", "Площадь Ленина" и еще нескольких) поставили обычные стеклянные (как на большинстве станций)
Звездная
- самая неглубокая станция из станций глубокого заложения
- последняя станция типа "горизонтальный лифт"
Купчино
- первая в Питере наземная станция из работающих до сих пор (первой такой станцией была "Дачное", но ее закрыли 29 сентября 1977 года)
5. Переходы
Технологический институт I Технологический институт II
- на стене была сделана железная схема питерского метро, но, после реставрации перехода, её, к сожалению, убрали.
[показать]
- единственная работающая станция пересадок в Питере, на которой переход между линиями в попутных направлениях (в центр/из центра) осуществляется через общие платформы. Такой же принцип пересадок заложен в проект двухэтажной станции "Спортивная"
Площадь Восстания Маяковская и Невский проспект Гостиный двор
- замены эскалатора с тремя лентами на эскалатор с четырьмя лентами. (На переходе "Площадь Восстания" "Маяковская" такая замена была произведена в первый раз)
Площадь Александра Невского I Площадь Александра Невского II
- барельеф, известный в народе как "пять мужиков на четырех конях" - на барельефе четко видно пять мужчин и под ними всего четыре коня
[показать]