• Авторизация


Спасение шедевров Дрезденской галереи 20-03-2020 10:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 39 - СПАСЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ)

О том, что советские солдаты принимали участие в спасении шедевров знаменитой Дрезденской галереи, написано много в статьях, книгах и энциклопедиях. Поскольку нашел несколько картин на эту тему (надеюсь, что их может быть больше), то решил посвятить этому отдельный пост. А изложение самой истории взял из книги Владимира Карпова "Полководец", где теме Дрезденской галереи посвящена целая глава. С цитирования отрывков этой главы и начну свой рассказ.



1

Война шла к концу. Уже было ясно, что Дрезден, который называли немецкой Флоренцией или музеем Германии, будет взят советскими войсками, да и по договоренности на Ялтинской конференции город отходил в нашу зону. Но Черчилль, руководствуясь, прежде всего, желанием продемонстрировать силу союзников, дал указания разработать специальную операцию под кодовым названием «Удар грома». В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года на Дрезден совершили налет более 1400 бомбардировщиков. Они сбросили 3749 тонн бомб, 75 процентов которых были зажигательными. Весь город был охвачен пламенем. А через три часа после первого налета, когда все, кто уцелел, спасали своих близких из-под развалин и тушили пожары, был совершен еще такой же мощный налет. Через восемь часов последовал третий удар и окончательно добил город. В результате этой варварской бомбардировки было убито более 135 тысяч человек и много тысяч ранено. Город горел почти неделю. Зарево этих пожаров было видно на десятки километров.



Советский солдат наблюдает за работой уличного художника (автор неизвестен).

К счастью, картины всемирно известной Дрезденской галереи и другие ценные произведения искусства по распоряжению фашистских властей еще в 1943 году были спрятаны. Спрятаны второпях, в старые каменоломни, и находились в таких условиях, что последствия могли стать очень печальными. И хотя кое-где было устроено отопление, и вентиляция, все равно в этих условиях картины постепенно портились.




Немецкие искусствоведы Рут и Макс Зейдевитц рассказывали: «Самая печальная глава в истории картинной галереи за период войны началась именно после 13 февраля 1945 года. До этого часть картин, находившихся на хранении в замке Милькель, была перевезена в Дрезден, эти картины постигла трагическая судьба - они сгорели во время бомбардировки города. После 13 февраля нацистский рейхсштатхальтер Мучман приказал ускоренным темпом произвести перебазирование художественных сокровищ из прежних хранилищ восточнее Эльбы в новые убежища, расположенные к западу от Эльбы».
Картины стали увозить в разные места - лишь бы они не попали в руки приближающейся Красной Армии. Тут уже их помещали в такие условия, которые неизбежно привели бы картины к гибели. Так была выбрана, например, шахта Покау-Ленгефельд, о которой Зейдевитц писали так: «Сырость в шахте Покау-Ленгефельд была не единственной опасностью. В некоторых шахтах в течение долгого времени было сложено большое количество боеприпасов и взрывчатых веществ. Транспорты с боеприпасами приходили без предупреждения и нерегулярно. Когда прибыли ящики с художественными сокровищами, рабочие думали, что речь идет опять о новом транспорте с боеприпасами, для размещения которого они за несколько дней до этого приготовили одну из свободных шахт». Все эти перевозки на автомобилях по разбитым дорогам, обращение с ними, как с боеприпасами, конечно, приводили к порче бесценных шедевров. К тому же все тайники были заминированы и должны были взлететь на воздух при подходе наших войск и при попытке проникнуть внутрь.

Когда наши войска вошли в Дрезден, они увидели ужасную картину разрушений, Цвингер (так называется музейный комплекс, в который входила и Дрезденская галерея) оказался почти полностью разрушенным.



Советский солдат наблюдает за работой уличного художника (автор неизвестен).

Сначала подумалось, что картины погибли в пожаре. Расспрашивали местных жителей, которых удалось обнаружить поблизости, но никто ничего толком не мог сказать.
Одним из первых осмотрел Цвингер и его подвальные помещения младший техник-лейтенант Л. Н. Рабинович (литературный псевдоним — Л. Волынский). Он служил в 164-м рабочем батальоне 5-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта, до войны был художником. Как профессионал, он точно знал, что именно находилось в Дрезденской галерее, что теперь надо искать, и приложил немало сил для поисков (Последнее предложение по поводу профессионала, знавшего, что именно было в галерее и что следует искать, почему-то вызывает сомнение. – Прим. мое). Помогало ему и то, что он хорошо владел немецким языком. Разговаривая с местными жителями, найдя кое-кого из работников Цвингера, он постепенно стал выяснять судьбу картин. В своей книге «Семь дней», вышедшей после войны, рассказана не только занимательная история поисков и находок сокровищ в первые семь дней после вступления наших войск в Дрезден, но и со знанием дела описаны многие картины.
Интересный факт: на стене музея долгое время (не знаю, как в наши дни – Прим. мое) сохранялась надпись: «Музей проверен, мин нет, проверял сержант Ханутин».



Музей Цвингер в Дрездене. 1945 г.

О первых же находках был поставлен в известность командующий фронтом маршал Конев, который дал телеграмму в Москву и выделил в помощь 164-му батальону специальную команду и опытных людей. Вот как вспоминает об этом член Военного совета фронта генерал Крайнюков:
«В поиски пропавших шедевров искусства включилась масса людей: работники разведывательного управления штаба и политуправления фронта, «СМЕРШа» и военных комендатур, немецкие должностные лица городского и районных магистратов Дрездена». (От себя замечу, что многие из перечисленных лиц искали картины, как мне кажется, явно не с искусствоведческой целью! – Прим. мое)
После телеграммы Военного совета 1-го Украинского фронта об обнаружении картин Дрезденской галереи, которая пришла в Комитет по делам искусств, в Дрезден был послан эксперт Комитета, энергичнейшая женщина, искусствовед Наталья Соколова. Затем в течение нескольких дней была сформирована бригада художников. В нее входили А. С. Рототаев - руководитель бригады, С. П. Григоров - искусствовед, реставратор Степан Сергеевич Чураков (1909–1980), кстати, являвшийся почетным гражданином города Дрездена и награжденный правительством ГДР орденом «За заслуги перед Отечеством», студенты-дипломники Института имени Сурикова - художник Михаил Филиппович Володин (1912-1987) и график Николай Афанасьевич Пономарёв (1918-1997) . 16 мая бригада вылетела в Германию.
Автор книги пишет, что Пономарев не только участвовал в спасении Дрезденской галереи, но создал серию рисунков и картин об этом событии, но в сети я не нашел этих работ. Зато обнаружил несколько рисунков и картину о спасении шедевров у художника Володина. Может автор книги что-то напутал??



Михаил Володин. Дрезден, 1945 год.
Михаил Володин на фоне своей работы "Спасение картин Дрезденской галереи".

Один из членов этой бригады, художник Михаил Володин, писал в своих воспоминаниях: «Великая заслуга командования 1-го Украинского фронта - маршала Конева И. С. и генерала армии И. Е. Петрова в том, что ими была отдана команда: до прибытия бригады специалистов картины не трогать, а лишь нести охрану. Затем по прибытии бригады на нее была возложена вся ответственность за работу по спасению».
Каждому из членов этой бригады было выдано специальное удостоверение штаба 1-го Украинского фронта. В этом удостоверении говорилось: «Начальникам гарнизонов, военным комендантам городов, командирам войсковых частей, начальникам учреждений, всем военнослужащим, вне зависимости от должности и звания, оказывать товарищу (фамилия) всемерное содействие с тем, чтобы намеченные им к изъятию картины и др. художественные произведения были срочно упакованы и без повреждений доставлены на склады по указанию товарища (фамилия)».
Благодаря усилиям многих людей, в конечном счете, было обнаружено множество хранилищ, в которых находились картины Дрезденской галереи. Они оказались в большинстве случаев в очень плохих условиях и были накануне гибели.

Как пишет генерал Крайнюков, больше всего отличились в поисках галереи офицеры и воины 164-го рабочего батальона, которым командовал В. П. Перевозчиков (в их числе был и Л. Н. Рабинович). Они первыми обнаружили каменоломню недалеко от села Гросс-Котта. Здесь находилась часть картин Дрезденской галереи. Саперы под руководством сержанта Бурцева разминировали фугасы, заложенные у входа в тоннель. В железнодорожном вагоне, загнанном по рельсам в этот тоннель, и в сарае, построенном там же из досок, находились картины. О находке немедленно же было доложено в штаб фронта.

Привожу слова генерала Крайнюкова: «Маршалу Советского Союза Коневу, генералам Петрову, Кальченко, Яшечкину, Осетрову и автору этих строк довелось в числе первых увидеть эти сокровища в заброшенной и сырой каменоломне. Затем еще один тайник был обнаружен у шахты Покау-Ленгефельд. Наша поисковая группа, возглавляемая старшим лейтенантом Позирайло, с боем пробилась туда, разгромив подразделение эсэсовцев. Здесь, так же как и повсеместно, пришлось разминировать подступы к тайнику и спасать драгоценные полотна от уничтожения их фугасами, которые подготовили фашистские саперы».
Маршал Конев в воспоминаниях пишет: «Не буду приписывать себе какую-то особую инициативу в розысках Дрезденской галереи, но внимание, которое я смог уделить этому делу в то горячее время, я уделил».
Шофер генерала начальника штаба 1-го Украинского фронта Ивана Ефимовича Петрова, Сергей Трачевский рассказывал:
«Как поступит сигнал о новом найденном тайнике, мы туда мчимся. Петров на месте осматривал находки, людей выделял для вытаскивания из шахт. Хотя бои и закончились, дел, конечно, у Ивана Ефимовича было много, но он часто ездил в Пильниц, куда картины свозили. Подолгу стоял, любовался картинами. Любил с художниками побеседовать. Хорошо помню, как много хлопот у него было перед отправкой эшелона — упаковка картин, вагоны, надо было подготовить, охрану организовать при погрузке и в пути. Иван Ефимович сам инструктировал начальника караула, да и всю охрану: «Бесценные сокровища везете, каждую минуту помните об этом!..»



Юрий Ятченко С мечтой о мире. Спасение шедевров Дрезденской галереи.

В разрушенном Дрездене не было помещения, в которое можно было бы свозить найденные картины. Командование фронтом выделило летнюю резиденцию саксонских королей в Пильнице, расположенную в 8 километрах от Дрездена. Были присланы и специально оборудованы машины для перевозки картин. Каждая машина грузилась под наблюдением художников, они же сопровождали и руководили разгрузкой в Пильнице. Ночевали в тайниках и во дворце, руководя охраной, выделенной из воинских частей.
Одним из первых перевезли ящик с «Сикстинской мадонной» Рафаэля. 26 мая 1945 года было произведено вскрытие ящика с этим шедевром. Когда была снята крышка и стала видна мадонна с младенцем на руках, наступила торжественная тишина. Все невольно сняли головные уборы.



Михаил Володин Спасение картин Дрезденской галереи. 1972-1978 гг.

Кстати, автор этой картины Михаил Володин написал об этом событии еще и стихи:

Сикстинская мадонна

И снова, как в годы былые,
Стоит пред тобою толпа,
А в сердце невольно приходят,
Как песня, - такие слова:
Несешь ты с тревогою сына,
В объятиях нежных несешь,
Надеясь, что жизнью его ты
Весь мир от паденья спасешь.

Прославлена ты Рафаэлем,
И подвигу славу поют,
Все люди тепло и с любовью
"Сикстинской мадонной" зовут.
Когда ж над тобою нависла
Погибель в тоннельной тиши,
Других матерей сыновья
С боями на помощь пришли.

И в темном холодном тоннеле
Тебя на руках пронесли,
Когда в сорок пятом - победном
Солдаты России спасли.
И снова, как в годы былые,
Стоит пред тобою толпа.
А в сердце невольно приходят
Звучащие гимном слова.

М. Володин

Многие картины, обнаруженные в тайниках, оказались «больными» — покрыты плесенью, красочный слой во многих местах отставал. Нельзя было прикасаться, краска прилипала к рукам. Как поднимать в таком состоянии из шахт? Как везти на грузовиках? В эти дни С. С. Чураков и под его руководством остальные художники совершали настоящие чудеса — накладывали наклейки, пластыри, устраивали всякие прокладки, ограничители и другие оберегающие полотна приспособления. Причем в этой работе им, как и саперам, нельзя было ошибиться, каждая ошибка привела бы к гибели шедевров. В Пильнице закрыли окна, двери, чтобы не было движения воздуха, картины должны были, отдыхая, подсохнуть. Только через месяц, и то после захода солнца, когда наступала прохлада, первый раз открыли двери и некоторые окна, дали доступ свежему воздуху. Картины окрепли. С величайшей предосторожностью удаляли с них плесень.



Юлия Трузе-Терновская Встреча с Рембрандтом (Спасение Дрезденской картинной галереи советскими войсками во время Великой Отечественной войны).

Майор Рототаев был отправлен в Москву для решения вопроса вывоза туда картин Дрезденской галереи. До этого в докладной записке в столицу он писал:
«Хочу сообщить, что сейчас складывается весьма тревожное положение. Дело в том, что все произведения живописи, собранные в Пильнице, находятся, с точки зрения музейной сохранности, в неблагоприятных условиях: здесь стоит очень жаркая погода. Картины, привезенные из сырых подвалов и шахт, запрятанные туда фашистами, сразу попадают в весьма сухое помещение. Мы принимаем все меры, возможные в наших условиях: закрываем днем окна, ставни, двери, проветриваем помещение ночью, когда жара несколько спадает, но всего этого явно недостаточно. Самое большое беспокойство вызывает вообще сохранность этих шедевров мирового искусства. Еще имеются случаи, когда оставшиеся в тылу у нашей армии фашисты организуют диверсии, взрывы, поджоги. И, несмотря на круглосуточную военную охрану Пильницы, чувство тревоги не покидает всех нас. Мы убеждены, что сейчас настало время, чтобы срочно решить вопрос об окончании наших работ, об отправке произведений искусств в Москву…»







Михаил Володин Серия рисунков "Спасение картин Дрезденской галереи". 1945 г. ГМИИИ им.Пушкина, Москва

В середине июня пришло распоряжение о вывозе Дрезденской галереи в СССР. В перевозке картин помог штаб 1-го Украинского фронта, ведь надо изготовить ящики по размеру картин, переложить их мягким материалом, да и груза было ни много ни мало 28 вагонов — целый эшелон! Штаб фронта саперов выделил, необходимый лес нашел, почти полтора месяца шла подготовительная работа. 31 июля специальный эшелон был готов к отправлению. Для того чтобы эшелон шел без задержки, с ним следовал офицер отдела военных сообщений. Впереди эшелона для предотвращения возможных диверсий был пущен контрольный паровоз. На границе пришлось перегружаться: узкая колея сменилась широкой. Вагоны, поданные под погрузку, были полуразрушенные, несколько суток охрана занималась их ремонтом и перегрузкой. 10 августа 1945 года эшелон, наконец, прибыл в Москву.

Картины разместили в хранилищах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Десять лет велась восстановительная работа под руководством народного художника РСФСР П. Д. Корина. В 1955 году была открыта прощальная выставка, и по решению Советского правительства все спасенные произведения искусства Дрезденской галереи был» переданы ГДР. Автор книги подчеркивает – безвозмездно!
Президиум Совета Министров Германской Демократической Республики, в своем постановлении отметил тогда: «…Советские солдаты среди всеобщей разрухи и хаоса спасли от уничтожения и взяли под защиту произведения великих немецких, голландских, фламандских, итальянских, испанских и французских художников, которые принадлежат к величайшим и вечным творениям, созданным руками мастеров для всего человечества»…



Дрезденская галерея сегодня

Напоследок еще один факт. В 1960 году режиссер Лев Арнштам снял художественный фильм "Пять дней - пять ночей", посвященный истории спасения коллекции Дрезденской картинной галереи воинами Советской Армии в годы Второй мировой войны. Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович. В фильме снимались: Сергей Яковлев, Николай Сергеев, Всеволод Санаев, Всеволод Сафонов и немецкие актеры Хайнц-Дитер Кнауп, Марга Легаль, Вильгельм Кох-Хоге, Анне-Катрин Бюргер и др.



2

Впрочем, у этой истории, как и у любой медали, есть две стороны. В электронной версии журнала «Коммерсантъ Власть» (2002) я нашел статью обозревателя Евгения Жирнова о трофейных произведениях искусства, выставка которых состоялась в Москве в том самом 2002 году. И хотя речь в ней идет не о спасенных картинах галереи, и, наверное, не стоило бы писать об этом в канун праздника, но раз поднял тему, не хочется, чтобы она выглядела не пафосно-причесанной, а более-менее правдивой.
Вот что пишет Жирнов:
Ценности надо было спасать не только от побежденных, но и от победителей, которым казалось, что в оккупированной теперь ими Германии можно все. Солдаты и офицеры регулярной армии позволяли себе многое.
Член бригады Комитета по делам искусств на 1-м Белорусском фронте майор Сергей Сидоров, в докладах руководству и военному командованию сообщал: «Во всех городах приходится сталкиваться с одним и тем же явлением: коменданты городов и районов занимаются сбором часов, пишущих и швейных машинок, велосипедов, ковров, пианино, что, конечно, также является необходимым делом. Но, увлекшись этим, они оставляют без присмотра и охраны музеи, крупные поместья и театры, в которых крупнейшие музейные ценности гибнут, расхищаются, а сами здания в большинстве своем горят. Считаю необходимым, чтобы военное командование дало специальный приказ передовым частям о том, что при занятии войсками крупных поместий, имений и дворцов, последние не занимались бы под расквартирование отдельных частей, а брались бы под охрану. В противном случае крупнейшие музейные ценности и будут обречены на уничтожение и расхищение...»
Вот один из случаев, который Сидоров написал в итоговом отчете о своей работе: «В первых числах марта в районе города Мезеритц — селе Хохвальде в расположении подземного завода авиационных моторов Фокке-Вульф в недостроенном доте военными частями 69-й армии было обнаружено подземное хранилище с музейными ценностями. При поверхностном осмотре помещения представилась картина полного беспорядка. Ящики с живописью были разбиты, пустые подрамники (картины срезаны) были разбросаны здесь же, ящики с фарфоровой посудой также были разбиты. Нумизматическая коллекция и предметы украшений, как-то: бусы, серьги и прочее — были разбросаны на столах и на полу. Крупная резная мебель (шкафы, сундуки, столы) стояла вдоль стен с разломанными замочными запорами; деревянная раскрашенная скульптура была сгруппирована в правой стороне тоннеля. Здесь же стояли древний колодезь из мрамора, греческие краснофигурные вазы, частью разбитые, стояли вдоль стены под столами...
Армейская вооруженная охрана, находившаяся у входа в хранилище, круглые сутки жгла костер... Посуда, взятая с пола или извлеченная из ящиков, служила им для варки пищи, хранения воды и т. п. Музейные ткани с восточными вышивками, оконные занавески из музеев использовались ими как постельные принадлежности. Все содержимое в ящиках, судя по шифрам и надписям на них, а также по содержимому в разбитых ящиках, принадлежало музею Кайзера Фридриха в Познани».
В отдельной справке-описи Сидоров перечисляет часть имущества, о котором написал выше: «Из числа картин, просмотренных мною, стоящих без упаковки, имеются 2 картины художника Пуссена, «Портрет лорда» фламандского художника Ван Дейка, «Мадонна с Младенцем» Рафаэля, исполненная на доске в форме круга. Это произведение если и не окажется подлинником, то является первоклассной вещью школы Рафаэля. Есть и ряд других картин, заслуживающих внимания».
Побывавший в Германии с проверкой член-корреспондент Академии наук СССР Виктор Лазарев в докладной коменданту Берлина генерал-полковнику Берзарину высказался более резко, попросив «усилить охрану музеев, хранящих ценности мирового порядка, двумя постами. При этом категорически запретить охране шарить по музейным подвалам и залам».

3

Ну, и для полноты картины, замечу, что когда наши союзники высадились в Европе, они создали специальное подразделение - «Монументалисты», в задачу которого входило отыскивать похищенные гитлеровцами картины и статуи из европейских музеев и частных собраний и спасать их.





Фотографии с иностранных сайтов.

Это было спецподразделение по охране монументов, произведений искусства и архивов, в которое входило около 400 человек, мужчин и женщин. До войны они были кураторами музеев, художниками, историками, учителями, студентами искусствоведческих факультетов. В группу входили специалисты из 15 стран, но больше всего - из Америки и Англии. Об этом подробно пишет Марина Ефимова в статье «Как военные «монументалисты» спасли да Винчи». Статью прочесть можно здесь . О работе «Монументалистов» рассказывает также Роберт Эдсел в своей книге «Спасая да Винчи» (полное название - Спасая да Винчи: Гитлер и нацисты украли великое искусство Европы - Америка и ее союзники возвратили его (Rescuing Da Vinci: Hitler and the Nazis Stole Europe's Great Art - America and Her Allies Recovered It)).



Роберт Эдсел и обложка его книги.

Замечу, что Эдсел – 49-летний техасский миллионер, продавший свой бизнес и уехавший во Флоренцию изучать искусство. Там он наткнулся на информацию о монументалистах. На розыски материалов о них, их деятельности и написание книги Эдсел потратил два года и три миллиона долларов. В декабре 2006 года, в год опубликования книги, состоялась официальная церемония чествования Спецподразделения «монументалистов», из которого к тому моменту остались в живых только 13 человек из 400.
Сотрудник Национального архива в Вашингтоне доктор Майкл Куртс резюмирует по теме: «После конца войны на территории Германии, в западных оккупационных зонах, было найдено около трех миллионов произведений искусств, награбленных нацистами - картин, скульптур, ценной мебели, фарфора, бронзы, старинных книг и предметов религиозных культов. Семь лет ушло на то, чтобы все это рассортировать, каталогизировать и вернуть в те страны, откуда они были вывезены».





Фотографии с иностранных сайтов.

Автор пишет, что в Россию западные союзники вернули полмиллиона произведений искусства. Остается только спросить (да не знаю, у кого!): Всё ли вернули в те страны, откуда произведения искусства были вывезены? Или неопознанные произведения осели в музеях тех же Америки и Англии? Но это тема для другого исследования…

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Об этом книга Л.Волынского «7 дней», очень интересно. Автор тоже участвовал в спасении галереи.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Спасение шедевров Дрезденской галереи | Астронель - Дневник Астронель | Лента друзей Астронель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»