• Авторизация


Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера» 09-04-2019 12:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В  начале года в Николаевском зале Эрмитажа можно было  увидеть шедевры созданные мастерами Золотого века голландской живописи.
Все эти шедевры входят в знаменитую Лейденскую коллекцию.

Лейденская коллекция, названная в честь города, где родился Рембрандт, была основана в 2003 году американским миллиардером Томасом Капланом и его женой Дафной. 
В экспозицию выставки вошли 82 произведения голландских живописцев из Лейденской коллекции, в том числе — 12 картин Рембрандта, а также  несколько  полотен  из Эрмитажа.
………
Началась коллекция с  работы Геррита Дау (пришлось продать ради неё один серебряный рудник!)

Геррит Дау. (1613-1675)  Портрет Дирка ван Берестейна.  Ок 1652г.
3109898_Day_portret (513x670, 50Kb)

Этот портрет  занимает особое место в Лейденской коллекции, поскольку это первое произведение, которое чета Каплан приобрела для своего собрания.
Дау изобразил ван Берестейна красивым молодым человеком, одетым по последней моде 1650-х годов и смотрящим на зрителя пронзительными карими глазами.
..........
А сама история Лейденской коллекции  удивительна.
Американский бизнесмен Томас Каплан, владелец золотых, серебряных и цинковых рудников, еще в детстве увидел Рембрандта и голландцев в Метрополитен-музее. И – влюбился! Он потратил немало сил и средств, чтобы приобрести картины.
И сейчас в собрании - 250 картин и рисунков мастеров золотого века Голландии!
Премьера коллекции состоялась в 2017 году в Лувре. Затем выставки с успехом прошли в Национальном музее в Пекине и Лонг-музее в Шанхае.

В 2018 шедевры Лейденской коллекции выставлялись в Москве и Санкт-Петербурге.

Выставка дала редкую  возможность увидеть шедевры живописи из  частной коллекции  из  Нью - Йорка, открыть для себя много новых имен. Это большое событие для любителей  живописи.
Были пояснительные таблички ко всем картинам, это очень ценно,  но был  запрет на фотографирование картин. А вот в Москве фотографировать можно было, поэтому - фото из сети.
………..
Смотрим полотна Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 -1669)
Автопортрет с затененными глазами. 1634г.
3109898_Avtoportret_Rembrandt (516x680, 42Kb)
После нескольких лет работы в  Лейдене, в 1631 году Рембрандт переехал в Амстердам, чтобы возглавить мастерскую торговца картинами  Хендрика ван Эйленбюрга. В 1634 году состоялся брак Рембрандта с кузиной Хендрика, дочерью бургомистра Саскией ван Эйленбюрг. Этот союз обеспечил статус  художника в глазах зажиточных амстердамских горожан.
Здесь Рембрандт изобразил себя как молодого человека в черном берете.

Рембрандт часто заставлял своих ассистентов  перерабатывать свою живопись в учебных целях. И вскоре портрет  был записан одним из учеников. Он превратил картину в этюд головы мужчины средних лет, дорисовав морщины, меховую шапку…  Недавно эти записи были удалены реставраторами, что раскрыло оригинальную живопись Рембрандта.
…….
3109898_Tab_rembrandt (343x650, 69Kb)
Расцвет художественной жизни Северных Нидерландов, сочетавшийся с подъемом в науке и торговле в  XVII веке,  стал золотым для Голландии веком.  В это время возник всплеск интереса к светским жанрам,  изображению  повседневной жизни и назидательных историй.

Три работы из Лейденской коллекции относятся к раннему периоду творчества  Рембрандта. 
Во время создания этих работ Рембрандту было всего 18 лет.
Сын мельника,  Рембрандт  после обучения у Питера Ластмана,   организовал в Лейдене  свою первую мастерскую, которую делил с другом, Яном Ливенсом. (Работы Ливенса - также в коллекции).

Эти три работы Рембрандта   входят в цикл композиций на тему «Пяти чувств», включающий ряд аллегорических произведений.
Три музыканта. Аллегория слуха.  (1624-25гг.)
3109898_Rem_allegor_slyha (505x610, 61Kb)
«Аллегория слуха» представляет трех музицирующих героев, окруживших нотную книгу.
Сосредоточены  и одухотворены  лица мужчины, пожилой женщины и юноши. Рембрандту удается передать звучание их песни живописными средствами. Кстати,  молодой человек на   картине -  Ян Ливенс, художник и друг Рембрандта.
.
Пациент, упавший в обморок. Аллегория обоняния
Эта  картина Рембрандта долго  пролежала в подвале дома американской семьи. В 2015 году владельцы выставили ее на аукцион  за 800 долларов. Но  она была продана за 870 тысяч! 
3109898_Rem_allegor_obonyaniya (523x610, 67Kb)
Необычная одежда лекаря и примитивные инструменты  на дальнем плане подтверждают, что он ничего не смыслит в своей профессии.  На переднем плане - молодой человек, потерявший сознание во время медицинской процедуры. Он упал в кресло, а  лекарь-шарлатан беспомощно смотрит на героя, сбитый с толку.
.
Рембрандт Харменс ван Рейн — «Извлечение камня глупости» (1625 год)

Работа входит в цикл «Пяти чувств» и олицетворяет аллегорию осязания.
Рембрандт запечатлел парикмахера-хирурга, извлекающего скальпелем   «камень глупости» из головы больного.
3109898_Rem_kamen_glyposti (505x600, 61Kb) 
Сюжет - по  рассказам о бродячих шарлатанах, которые якобы излечивали глупость, «удаляя камни» из голов пациентов.   Рембрандт сделал намек на глупость общества в целом, придав персонажам карикатурный вид.
…………..
Портрет старика, возможно раввина 

3109898_Rembr_portret_ravvina (519x610, 66Kb)
 
Этот замечательный этюд представляет пожилого мужчину в меховой шапке и отороченной мехом накидке, в задумчивости смотрящего вниз. Экспрессивные мазки и смелые, энергичные очертания его фигуры сочетаются с тонкой моделировкой короткими штрихами.  

Портрет Антони Копала. 1635г.
Известный своими подвигами во время войны с испанцами, Копал  занимал важные должности  во  Флиссингене: городского советника, судьи, и пенсионария.  Пенсионарий - одно из высших должностных лиц в управлении провинции.
3109898_Rembr_Antoni_Kopal (520x630, 41Kb)
На портрете   элегантно одетый человек обращен к зрителю, его правая рука прижата к груди — жест искренности. Заказу поспособствовали  родственные связи: брат Копала Франсуа был женат на сестре Саскии, жены Рембрандта.
Произведение было конфисковано нацистами из дома барона Ротшильда в 1938 году для  передачи в создающийся музей  Гитлера в Линце. В 1946 работа возвращена семье барона и прошла через несколько частных собраний.

 Девушка в расшитой золотом накидке.  1632г. 
В произведении художник мог запечатлеть свою младшую сестру Лисбет или первую жену Саскию.
3109898_Devysh_nakidka (531x670, 35Kb)
Картина стала жертвой нашумевшего похищения в 1975 году, впоследствии раскрытого полицией. В 1986 году портрет, продававшийся на аукционе, поставил ценовой рекорд.

Минерва   1635г.
Минерва — богиня войны, мудрости, искусства, медицины, покровительница прядения и ткачества. Рембрандт изобразил ее в окружении многочисленных атрибутов, включая гобелены, книги, глобус, шлем и щит с изображением Горгоны. 
3109898_Remb_Minerva (551x640, 60Kb)Величественная римская богиня, сидит за столом.  
Представив богиню читающей и отвернувшейся от оружия, Рембрандт подчеркнул ассоциацию Минервы с мудростью и искусством.
 ……………. 
В состав выставки вошли также два великолепных рисунка:
«Отдыхающий молодой лев» Рембрандта и рисунок серебряным карандашом «Голова медведя», сделанный Леонардо да Винчи. Это — единственное произведение итальянского мастера в Лейденском собрании картин. 

Рембрандт. Отдых молодого льва.  1638-1642гг.
Один из самых трогательных   рисунков в творчестве Рембрандта стал первой работой великого голландца, приобретенной четой Каплан.
3109898_Rembr_lev (640x526, 65Kb)
В изображении молодого льва угадывается североафриканский зверь, привезенный в Голландию на судне. Рембрандт сосредоточил основное внимание на голове и пронзительных глазах животного,

 Леонардо да Винчи.  Голова медведя  Ок. 1485г 
Рисунок  можно назвать жемчужиной этого собрания.  
3109898_Leonardo_medved (656x680, 82Kb)Крошечный набросок «Головы медведя» величайший художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи нарисовал во время пребывания в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца. 
……………..
Еще одна жемчужина  собрания!

Ян Вермеер — «Девушка за вёрджинелом» (1672 год)

 Это единственная работа мастера, представленная на выставке.
3109898_Vist_Vermeer_devyshka (524x660, 270Kb) 
Девушка в белом платье сидит за клавишным инструментом, напоминающим клавесин.

 На выставке в Москве был  показан  инструмент из Российского национального музея музыки, изготовленным во Фландрии в 1593 г.   Потрясающей красоты вёрджинел-бюро.
3109898_Verdjinel_buro (651x573, 86Kb)
Ель, красное дерево, кость   перламутр.  
Картин Вермеера в России   нет совсем.
Вермеер написал 45 картин,  из которых известны на сей день 36. В музеях Европы их, где одна, где две. Государственный музей Амстердама имеет три его работы, а  музей Метрополитен - пять.
…………

Картины Яна Ливенса
Ян Ливенс (1697-1674)  Автопортрет. Ок.1629-30гг.

Ян Ливенс, друг и соратник Рембрандта, также обучался в Амстердаме у Питера Ластмана, а затем, вернувшись в Лейден, делил с Рембрандтом одну мастерскую.
В то время, когда был создан данный автопортрет, еще не было ясно, кто из двух молодых живописцев станет большей величиной в изобразительном искусстве.  3109898_Yan_Livens_avto (468x640, 34Kb)

 Ливенс изобразил себя крупным планом, заострив внимание на пышных волосах и пронзительном выражении широко распахнутых глаз.
Этот портрет является вершиной раннего творчества Ливенса.
………….
Ян Ливенс (1697-1674)  Счетовод за столом . Ок.1627 
Ранние картины Яна Ливенса отличаются яркой цветовой палитрой и контрастной светотенью. Эти элементы он заимствовал у утрехтских караваджистов, испытавших  влияние Караваджо, итальянского мастера светотени. Ливенс изобразил пожилого счетовода, сидящего за столом. 

3109898_Yan_Livens_schetovod (489x600, 35Kb) 
 свет озаряет героя, подчеркивая морщины на его лице и серебряные пряди бороды.
Ливенс  умел  передавать различные состояния своих героев. Хотя подобные образы пожилых людей чаще  представляли апостолов или евангелистов, документы с цифрами, разложенные на столе, указывают,  что старик работает со счетными книгами.

Ян Ливенс  Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)  1631г.
Ян Ливенс изобразил принца Руперта Пфальцского, одного из сыновей курфюрста Фридриха V и Елизаветы Стюарт. В годы создания картины чешский двор  находился в изгнании в Гааге.
3109898_Yan_livens_princ (500x630, 40Kb) 
Одеяние юноши соответствует турецкой и персидской моде, популярной в те дни при  голландском дворе. Гладкая кожа мальчика, выразительные глаза выделяются на фоне рассеянного света. Его взгляд выражает одновременно беззащитность, любопытство и достоинство.

Ян Ливенс (1697-1674)  Игроки в карты. Ок.1625г.
Игроки в карты — один из излюбленных караваджистами сюжетов.
Ливенса интересовала передача различных эмоций на лицах игроков, от разочарования проигравшего солдата до пьяного веселья его товарищей.
3109898_Yan_Livens_igroki (650x576, 62Kb)
Теплый свет свечи, скрытой за фигурой солдата на переднем плане, освещает лица сидящих. 
Ливенс написал одежду и выразительные лица персонажей   небрежными мазками, тем подчеркнув традиционную ассоциацию азартных игр с безрассудным поведением. Позади компании видна доска с отметками мелом о количестве выпитого -свидетельство бурной ночи  в таверне.
В картине есть занимательная деталь - портрет Рембрандта. Это улыбающийся человек в самом центре, без бороды , в белой рубашке.
………..
3109898_Vist_opisanie_verh (655x602, 77Kb)
.............
Фердинанд Бол. (1616-1680)  Автопортрет у парапета. 1648г.
Бол изобразил себя вполоборота, стоящим у парапета. Подобное строение композиции использовал и  Рембрандт,  и такие мастера, как Тициан  и Рафаэль. Поставив себя в один ряд с великими предшественниками, Бол подчеркнул свои устремления как творческой личности.
3109898_Ferdinand_Bol_avtop (530x650, 37Kb) 
 Жестом, пересекающим парапет, мастер нарушает условную границу между собою и зрителем,

Фердинанд Бол. (1616-1680) Явление ангела пророку Илии. ок.1642г.

Изображена сцена из жизни ветхозаветного пророка Илии, который противостоял царю израильскому Ахаву, потворствовавшему поклонению ложному богу Ваалу. Илия бежит от гонений в пустыню и, засыпает  под можжевеловым кустом.
3109898_Bol__angel_i_Iliya (670x606, 72Kb)Бол изобразил момент явления Илии ангела.  Ангел протягивает руку к Илии в знак доброты и щедрости. Свет, освещает голову посланника Бога и окутывает персонажей золотым сиянием. 

Карел Фабрициус  (1622-1654) Явление ангела Агари. Ок.1645г.

Рембрандт передал свой подход к исторической живописи самому талантливому ученику, Карелу Фабрициусу. Драматичное настроение, мастерское использование эффектов света и тени.
3109898_Fabriciys__angel_i_Agar (549x640, 59Kb)
Рабыня Агарь, согласно библии, родила сына от своего хозяина Авраама.  Когда жена Авраама  Сарра, родила наследника, она потребовала изгнать из дома рабыню.
Женщина с   ребенком долго скиталась по пустыне.   Ангел, явившийся Агари, утешает ее, и предрекает, что по Божьему произволению от ее сына произойдет великий народ.  

Творческий путь художника прервался в 1654 году после взрыва на пороховом складе. Одна из 16-ти сохранившихся картин.
……………

Виллем де Портер  (1608 - 1648?)  Соломон и царица Савская. 1630г.

Сцена из Ветхого Завета. Царица Савская, заинтересовавшись монотеистической религией царя Соломона, отправилась к нему в Иерусалим из Сабы (вероятно, современный Йемен), чтобы испытать загадками его мудрость.  
3109898_PorterSolomon_i_carica (690x531, 63Kb)После того как Соломон  успешно ответил на ее вопросы, царица, полная восхищения, сделала ему роскошные подношения: золото, благовония и драгоценные камни. В средневековой теологии этот эпизод считался прообразом сцены поклонения волхвов, которые пришли поклониться Младенцу Христу и принести ему дары.
………
 Изак де Яудервиль  (ок.1612-1648) Портрет Рембрандта в восточном одеянии.  Ок.1631г.

Игра света и тени, экзотические мотивы и проработка различных фактур говорят о понимании живописной манеры Рембрандта.  
3109898_Izak_de__Rembrandt (491x670, 51Kb) 
картина долгое время считалась работой самого Рембрандта. Только в 1980-х годах ее приписали  Изаку де Яудервилю.

Питер Ластман (1583- 1633) Давид и Урия 1619г.

Амстердамский живописец Питер Ластман был одаренным педагогом: его учениками стали выдающиеся мастера голландского золотого века — Ян Ливенс и Рембрандт. В начале XVII века художник побывал в Италии и испытал влияние исторической живописи  караваджистов.
«Давид и Урия» — картина на ветхозаветный сюжет, рассказывающий о царе Давиде, пленившемся красотой Вирсавии, жены воина Урии Хеттянина.
3109898_Lastman_David_i_yriya (690x459, 73Kb)Результатом его страсти стал  подлый поступок. Ластман изобразил момент, когда Давид передает Урии письмо, содержащее просьбу к его военачальнику поставить Урию  в бою так, чтобы он был поражен.    
Действие картины разворачивается на фоне римской базилики Святого Петра. Давид в королевском одеянии и мантии, подбитой горностаем, восседает на троне. В руке Давида письмо, которое царь готовится передать коленопреклоненному Урии.  Урия смотрит прямо на Давида, являя собой идеал честного человека. Не в силах выдержать взгляд, царь Давид отводит взор…
…………..
Геррит Дау. (1613-1675) Ученый, прервавший занятия. Ок.1635г.

Художник демонстрирует интерес к изображению ученых, появившийся в атмосфере Лейдена, где  находился старейший университет Голландии.
3109898_Day_ychenii (540x670, 65Kb)
Ученый  сидит за столом, на котором различные предметы: череп, глобус, песочные часы, книга. Герой оторвался от занятий, чтобы посмотреть на зрителя. Его настороженная поза и сосредоточенное выражение лица создают ощущение пойманного мгновения. 
Но в картине - и осознание неизбежного течения времени. Художник усилил этот мотив, изобразив часы с тонкой струйкой убегающего через узкое горлышко песка, и череп — символы скоротечности жизни.

Геррит Дау. Кошка, присевшая на подоконник  в мастерской художника.  1657г.

Наибольшую известность Дау  приобрел как автор жанровых сцен, обрамленных архитектурными нишами. Подобные работы демонстрируют талант художника создавать пространственные иллюзии.
3109898_Day_koshka (544x670, 53Kb)
Здесь на переднем плане Дау поместил полосатую кошку, примостившуюся на подоконнике. Тщательно проработав каждую деталь — мягкую шерсть и пронзительные глаза — художник подчеркнул характер животного. Изображение в то же время несет символический характер. В 17в. кошка считалась аллегорией  чувства зрения.
3109898_Vistav_koshka (494x537, 32Kb)

Геррит Дау.   Девушка с попугаем и клеткой у окна. ок.1660-65гг.
Эта работа демонстрирует талант художника создавать пространственную иллюзию даже в небольшой композиции.
3109898_Day__dev_s_popygaem (508x670, 56Kb)
В XVII веке попугаи, привезенные в Европу из Нового Света, считались домашними птицами для богачей. Популярность изображений молодых женщин с попугаями достигла пика в 1660-е годы, хотя их стилистика и трактовка деталей отличались у разных мастеров тонкой живописи.
………..
Франс ван Мирис Старший (1635-1681) Автопортрет в берете с плюмажем. 1668г
На протяжении своей деятельности Франс ван Мирис Старший создал множество автопортретов. Также он часто запечатлевал себя в образах персонажей в своих же жанровых сценах.
3109898_Miris_avtop (503x680, 61Kb)
Эта работа принадлежит к числу автопортретных  tronies (так называемых экспрессивных голов), призванных передавать определенные эмоции. Одетый в украшенный пером бархатный берет, узорчатый шарф, ван Мирис широко улыбается, его глаза распахнуты, а на лице отображается удивление.

Франс ван Мирис Старший   Дама с попугаем. 1663г.
Картина перед нами является прекрасным образцом популярных в 1660-х годах изображений молодых женщин с попугаями.  
3109898_Miris_dama_i_popygai (546x680, 61Kb) 
В этой небольшой работе Мирис поражает своим вниманием к деталям и виртуозным умением передавать различные фактуры. Блестящее бархатное платье он сочетает с пушистой меховой отделкой.
………………
Якоб Торенвлит. «Аллегория живописи»

Торенвлит был племянником  и учеником лейденского художника Геррита Дау.
Концепция картины взята из «Иконологии» Чезаре Рипы: «Поэзия в живописи молчит, в то время как живопись в поэзии говорит».  
3109898_Allegor_jivopisi_3_ (680x537, 68Kb)
В этой утонченной композиции Торенвлит представил женщину как аллегорию живописи.  Женщина указывает на книгу, подчеркивая важность слова как первоисточника для художников. Мужчина, возлагающий на нее венок, в свою очередь, символизирует поэзию...

Визит врача Якоб Торенвлит 

3109898_Yakb_torenblit_y_vracha (535x650, 62Kb)
 
Больная лежит на кровати, пожилой доктор держит ее одной рукой за запястье, а другой поднимает склянку с мочой с целью изучить содержимое. Так он пытается оценить психическое состояние пациентки, в том числе ее меланхолию, вызванную любовью.

Ян Стен  (1626-1679) Крестьянская пирушка .Ок.1676г.
Масштабное изображение деревенского праздника относится к последнему периоду творчества Яна Стена. Картина  заполнена группами персонажей, участвующих в пирушке.  По случаю праздника между деревьями подвесили венок из цветов, под которым под музыку танцуют пары.
[700x452]
Фрагменты подробно - на  сайте:
https://ar.culture.ru/ru/exhibition/epoha-rembrandta-i-vermeera# 

 Ян Стен   любил изображать веселые пирушки, где мы видим  гуляющих, пьющих, и  счастливых людей. А ведь это 17-й век с кровопролитными войнами и смертельными болезнями, с инквизицией и голодом...

Ян Стен  Притча о богаче и Лазаре (Остерегайтесь роскоши) . Ок.1677г.
На картине изображены различные мотивы, предостерегающие от излишеств, таких как жадность, обжорство.  
Многие персонажи пьют вино, и больше всех — гуляка в центре композиции с бокалом вина в одной руке и кувшином в другой.
[529x640]
Сцена  справа у стола на террасе, символизирует притчу о богаче и Лазаре.
Согласно Евангелию, некоторый человек «был богат, одевался в порфиру и каждый день пиршествовал. Был также нищий  Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача…
После смерти Лазаря ангелы вознесли его на лоно Авраамово, тогда как богач попал в ад.  Притча служит напоминанием о необходимости заботиться о тех, кто испытывает лишения.

Ян Стен  Пир Антония и Клеопатры. Ок.1673-75гг.

Это великолепное полотно Яна Стена демонстрирует талант художника писать исторические сцены одновременно с юмором и серьезно.
[690x524]
Композиция  изображает сцену из истории Антония и Клеопатры. Написанный Плинием Старшим, этот сюжет был любимым у художников XVII столетия.
Любовники бьются об заклад о том, кто из них устроит самый роскошный пир. Стремясь выиграть спор, Клеопатра растворяет одну из своих бесценных жемчужных серег в уксусе.
Клеопатра с пышной грудью и рыжеватой шевелюрой выглядит типичной фламандкой.
……..
Франс Хальс (1582/83 - 1666) Портрет Самюэла Апцинга. 1630г.
На этой  картине, выполненной на медной основе, Франс Хальс запечатлел харлемского священника, поэта и историка Самюэла Ампцинга.
[511x650]
Повернувшись вправо и глядя на зрителя, Ампцинг держит свое сочинение 1628 года «Описание и хвала городу Харлем в Голландии». Создается ощущение, будто герой на мгновение оторвался от чтения.

Питер ван Лар ( 1599- 1642) Автопортрет с атрибутами занятий магией. Ок.1635-37гг.

Правдоподобное изображение страха и удивления занимало многих художников XVII века, в том числе харлемского мастера Питера Ван Лара. Загадочный и устрашающий «Автопортрет с атрибутами занятий магией» свидетельствует об увлечении мастера оккультизмом.
[650x470]
  Портрет — одна из самых необычных работ и в Лейденской коллекции.
На нотном листе на переднем плане начертано зловещее предостережение "Дьявол не шутит". Ниже изображен мертвый скорпион. Череп стоит на горящих углях и служит котлом для магического зелья. В книге изображены оккультные символы - пентаграмма и пронзенное сердце.

Габриэл Метсю (1629-1667) Охотник, одевающийся после купания. Ок.1654-56гг. 
Для своего автопортрета художник избрал образ охотника, недавно искупавшегося в реке, окруженного оружием и дичью.
[650x530]Тщательно выписан пейзаж, включающий купающегося мужчину вдали (возможно, это тот же герой,  изображенный дважды).
………….
Две женщины с корзиной лимонов.  Каспар Нетшер

Это своего рода иллюстрация роли женщины в ведении домашнего хозяйства. Художник совместил сцену торговли с   богатой домашней обстановкой.
[650x662]В XVII веке лимоны, привозившиеся в Голландию со Средиземного моря, считались роскошью.  
Каспар Нетшер был  любимцем аристократии, мечтавшей заказать собственное изображение, в элегантном домашнем интерьере, выполненное в изящной  французской манере.
Видно исключительное мастерство художника в передаче фактур тканей – блестящего атласа, нежного шёлка, мягкого бархата.
………….
В Эрмитаже прекрасная коллекция голландцев, но, разглядывая полотна выставки, я  не только получила   удовольствие от созерцания шедевров, но и открыла новые имена для себя. 

Выставка проходила с октября 2018 по январь 2019года.
……..
 А каталог выставки  с описанием  всех картин - здесь:
https://ar.culture.ru/ru/exhibition/epoha-rembrandta-i-vermeera#
  …….
Источники
http://otzovik.com/review_6289286.html  
http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=9350&p=1

https://pro100-mica.livejournal.com/337244.html 
…………… 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера» | Астронель - Дневник Астронель | Лента друзей Астронель / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»